1 марта 1919 г.

Родился художник Ф. А. Филонов (1919–2007)

Филонов Ф. А. за работой

Филонов Федор Андреевич – старейший алтайский художник, живописец, график, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны. Работы этого талантливого мастера кисти украсили не только коллекцию Государственного художественного музея Алтайского края, но и вошли в собрания городских и районных картинных галерей Рубцовска, Павловска, Михайловки, Родино, Волчихи, краеведческих музеев Шипуново, Бийска, Камня-на-Оби. После организации выставок его живопись и графика остались в фондах московского Музея искусств народов Востока, в Японии и США. Сотни произведений Ф. А. Филонов дарил сельским клубам, библиотекам и детским домам Алтайского края. Его работы охотно приобретались в частные коллекции: С. Г. Хачатуряна (Барнаул), В. В. Малыгина (Барнаул), А. В. Ковалёва (Новосибирск). Это был удивительный человек: талантливый, трудолюбивый, скромный, щедрый и очень добрый.
Творческая жизнь Ф. А. Филонова складывалась совсем не просто. Он родился в с. Ново-Александровка Рубцовского района Алтайского края 1 марта 1919 г. Это было очень тяжелое время разрухи и восстановления хозяйства в стране. В 1930 г. семья Филоновых, спасаясь от голода, переехала в Барнаул. Талантливый мальчик поступил учиться в школу № 42, где была организована городская изостудия. Здесь он встретился с замечательными педагогами: С. М. Розе, который вел класс акварели и мастером рисунка А. Н. Борисовым, выпускником школы Общества поощрения художеств в Петрограде, учившегося у знаменитых художников Н. К. Рериха, А. А. Рылова и И. Я. Билибина. Они помогали ребятам осваивать азы художественного ремесла, развивали вкус, знакомили с лучшими традициями отечественной реалистической школы изобразительного искусства.
Чудом сохранился каталог первой выставки 1938 г., в которой Ф. А. Филонов принял участие. Это была «Первая краевая выставка картин художников-самоучек».

Филонов Ф. А. У белков. 1982 г. Бумага, тушь, перо, 77х98.

 В экспозиции было представлено более двадцати его работ, выполненных в техниках акварели, тушь-перо и карандашного рисунка почти всех жанров: пейзажа, портрета и натюрморта. На второй краевой выставке участвовало уже 59 его произведений, не только графических, но и живописных.
В дальнейшем – служба в армии, участие в разгроме японских милитаристов на Дальнем Востоке. Эти события на долгие семь лет оторвали Ф. А. Филонова от любимого дела. Домой солдат вернулся с наградами, орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги».
Пережив все ужасы войны: уничтожение красоты окружающего мира, смерть, насилие Федор Андреевич остановил свой выбор на профессии художника, творчество которого созидает красоту, проникая в душу каждого, кто приближается к ней. Но продолжать учебу он уже не мог. Его университетами стала работа художником-оформителем в кинотеатре «Родина», в Алтайском отделении художественного фонда, участие в создании Товарищества художников. И все-таки он учился, учился самостоятельно, много работал на пленэре, выезжал на российские академические дачи. «Я понимал, что надо работать, – вспоминал художник, – работать ежедневно, писать этюды, только так можно достичь чего-то».
Темами его натурных этюдов стали окрестности старого Барнаула, панорамные виды реки Оби, ее причалы, степные просторы Алтайского края, Горный Алтай с его бурными горными реками, многоцветными долинами, таежными буреломами: «Дворик на ул. Гоголя», «Закат на Оби», «Обские дали», «Обь у причала», «Непогода в горах», «Чарыш у Усть-Кана», «Дорога над Катунью».
В алтайское изобразительное искусство Ф. А. Филонов вошел как мастер лирического пейзажа, работая в технике масляной живописи, акварели, гуаши. Из первых поездок на пленэр Федор Андреевич привез большое количество натурных перовых рисунков. Эту технику тушь-перо он воспринял от знаменитых художников И. И. Шишкина и Г. И. Гуркина, творчество которых изучал, копировал, стараясь познать секреты их мастерства. И многое ему удалось, когда он черно-белым штрихом с большим мастерством сумел передать и глубину пространства, и мощную форму предметов изображения, и легкость воздушной среды с передачей движения световых бликов, и иллюзии цветового богатства.
И с этим пришло первое серьезное признание. Он стал участником республиканской выставки 1954 г. в Москве. В обзорной статье «К смелым творческим исканиям», опубликованной в газете «Советская культура» от 11.12.1954 г., автор А. Лаптев так отозвался о его работах: «Особенно удачны рисунки пером Ф. Филонова (Барнаул). В листах «Катунь», «В лесу» с подлинно живописным богатством он передает тональные градации, достигает материальности предметов, четкости рисунка». В 1961 г. Федор Андреевич Филонов стал членом Союза художников России.
И в дальнейшем, всю свою творческую жизнь Ф. А. Филонов следовал лучшим отечественным традициям. Выезжая на пленэр, общаясь с натурой, которая волновала, обогащая душу, он совершенствовал мастерство, создавая этюдные шедевры, помогающие рождению масштабных произведений. К таким работам можно отнести целинную эпопею, тема которой красной нитью проходит через все творчество художника: «Вечер на целине», «На целинном току», «На целинных землях».
Федор Андреевич принял участие в 32 краевых, зональных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставках, организовал 18 персональных выставок, а 19-я, «Бесценный дар Федора Филонова», состоялась в картинной галерее «Кармин» С. Г. Хачатуряна через год после ухода художника из жизни. Федор Андреевич Филонов умер 18 марта 2007 г.
Ф. А. Филонов – старейший алтайский художник, который оставил огромное наследие высочайшего профессионального уровня, духовную пищу следующим поколениям. Его творчество – это отличная школа обретения художественного мастерства, восприятия красоты и тепла окружающего нас мира для молодых художников. Нельзя забывать эту мощную творческую личность, которую совершенно справедливо еще при жизни называли легендой алтайского искусства.

Л. Н. Шамина

Литература

(с 2006 г.)

Степанская Т. М. Памяти художника Ф. А. Филонова // Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. Барнаул, 2007. Вып. 8. C. 147–148.
Филонов Федор Андреевич // Коллекция Сергея Хачатуряна. ХХ–ХХI вв.: каталог-альбом. Барнаул, 2007. С. 95–97, 222–226: цв. репрод.
Репрод.: У берегов Катуни; Опасная тропа; Лесная опушка; Горное озеро; Весна в горах; Горная река; В лесу; Горная речка; Мультинское озеро; Вечер.
Шамина Л. Бесценный дар Федора Филонова // Это мой мир. Барнаул, 2008. 30 янв. (№ 2). C. 11: цв. ил.
Репрод.: Перед навигацией; У берега Катуни; На перевале.
О творчестве Ф. Филонова и выставке его произведений в картинной галерее «Кармин» (Барнаул).
Прозорова Я. Посмертный дар // Алтайская правда. 2008. 5 февр.: фот.
О творчестве Ф. Филонова и выставке его произведений в картинной галерее «Кармин» (Барнаул).
Карпова Л. Увековеченные миры Филонова // Два слова. Барнаул, 2008. 6 февр. (№ 5). C. 27.
О персональной художественной выставке Ф. Филонова в картинной галерее «Кармин» (Барнаул).
Прибытков Г. И. Творческое лицо алтайского мастера // Прибытков Г. И. Былое и современность: полвека истории Отечества газетно-журнальной строкой журналиста, философа и художника (1956–2009 гг.): [сб. газ.-журн. ст.]. Бийск, 2010. С. 141–149.
Репрод.: Сосны; Тайга.
Важова Е. В. Алтайская природа в творчестве художника Ф. А. Филонова // Алтай: экология и природопользование: труды X рос.-монг. науч. конф. молодых ученых и студентов. Бийск, 2011. C. 248–251. Библиогр.: с. 251 (8 назв.).
Важова Е. В. Место человека в пейзажной живописи Ф. А. Филонова // Алтай: экология и природопользование: материалы XI рос.-монг. науч. конф. молодых ученых и студентов. Бийск, 2012. C. 87–90. Библиогр.: с. 90 (7 назв.).
Важова Е. В. Природа в творчестве художников Алтая (на примере произведений Борунова Г. Ф., Филонова Ф. А., Иванова Н. П.) // Природопользование на Алтае: агросфера и биоресурсы: сб. науч. ст. Бийск, 2012. Вып. 2. C. 65–69. Библиогр.: с. 69 (9 назв.).
Курилкина Ю. Б. Мемориальная доска как исторический документ и произведение искусства // Культурное наследие Сибири: сб. науч. тр. Барнаул, 2014. Вып. 16. C. 105–109. Библиогр.: с. 109.
О необходимости открытия мемориальных досок в память об известных людях Алтайского края, в т. ч. о Ф. А. Филонове.
Степанская Т. М. Федор Андреевич Филонов // Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2014. С. 96–97: портр.
Филонов Федор Андреевич // Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.: словарь-указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей. Тобольск, 2014. Т. 2: Милашевский – Яшин. C. 1273.
Дариус Е. Целина Федора Филонова // Культура Алтайского края. 2014. № 3. C. 21: ил.
Репрод. (цв.): Зябь.
Степанская Э. В. «Война гуляет по России, а мы такие молодые…»: выставка произведений художников-фронтовиков Алтая / Э. В. Степанская, В. В. Степанский // Культурное наследие Сибири: сб. науч. тр. Барнаул, 2015. Вып. 17. C. 132–135: фот.
О выставке Г. А. Белышева и Ф. А. Филонова в галерее «Универсум» (Барнаул).
Дариус Е. «Земля алтайская» / Е. Дариус, В. Овцинов // Природа Алтая. 2015. 29 окт. (№ 10). С. 6–7: цв. фот. (Алтаю быть! Чистым).
О выставке «Земля алтайская» в Государственном художественном музее Алтайского края, в т. ч. о творчестве Ф. А. Филонова и его картине «Зябь».

***

Филонов Федор Андреевич // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006. Т. 2: М–Я. С. 376–387: цв. вкл. между с. 320–321.
Репрод. (цв.): Вечер на целине.

Источник информации: Алтайский край, 2019 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2018. С. 22-24: фот. (Текст в формате PDF)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *