Ковалева А. М. Корпоративная краеведческая библиография


 

Ковалева А. М. Корпоративная краеведческая библиография: региональная безнадзорность // Проблемы краеведческой деятельности библиотек: материалы XV и XVI всероссийских научно-практических семинаров (г. Владимир, 6–9 октября 2014 г., г. Пермь, 5-8 октября 2015 г.). – СПб., 2016. – С. 162–170.

 

Анна Мовлдиевна Ковалева,

заведующая отделом краеведения

АКУНБ им. В. Я. Шишкова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Корпоративная краеведческая библиография: региональная безнадзорность

Развитие корпоративного взаимодействия, создание библиотечных краеведческих корпоративных систем – это перспективные направления деятельности современных библиотек. Примером такого сотрудничества является Общероссийская информационно-библиотечная компьютерная сеть ЛИБНЕТ, межрегиональная библиотечная сеть страны АРБИКОН, объединяющие библиотеки России различных уровней в создании сводных каталогов. Помимо сводных электронных каталогов в регионах на базе краевых и областных библиотек формируются региональные корпоративные информационные продукты собственной генерации – сводные краеведческие базы данных (БД). Такой ресурс с 2008 г. создается и в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова. В корпорации принимают участие 23 библиотеки (3 краевые, 10 городских, 8 районных, 2 вузовские). Проект обеспечил возможность доступа к краеведческим ресурсам пользователям в любом регионе России, а библиотекам позволил пополнить каталоги краеведческой информацией не только о своих муниципальных образованиях, но и о крае в целом.

При современном темпе развитии полиграфических технологий растет количество печатных периодических изданий (региональных, муниципальных, многотиражных), а это важнейшие документальные источники краеведческой информации. Например, только в Алтайском крае ежегодно в библиотеку поступает около 700 названий центральных газет и журналов и около 300 наименований из 72 муниципальных образований края. И в этих условиях для регионов создание корпоративных баз данных наиболее перспективный путь развития. В модель таких проектов заложена добротная система создания единого регионального ресурса:

  распределенная роспись краеведческих изданий, в т.ч. периодических, позволяющая избежать дублирования в работе;

·доступ к краеведческим ресурсам большему количеству пользователей, как в своем регионе, так и в любом регионе России;

  расширение объема вносимой информации в единый краеведческий ресурс;

  решение профессиональных задач (технологические, методические, организационные, кадровые).

При реализации таких проектов возникает и ряд проблем и весь комплекс этих проблем можно объединить одним термином – «безнадзорность».

«БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская, отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Б. выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям» (Российская педагогическая энциклопедия).

Если в данной цитате заменить термин «Родители» на «Региональные библиотеки», а «Дети/подростки» – «Муниципальные библиотеки», то получим ситуацию, сложившуюся в библиотечной сфере.

«Отсутствие или недостаточность контроля, воспитательного влияния» со стороны региональных библиотек. Подтверждением тому могут служить типовые Договоры о корпоративном сотрудничестве библиотек, где четко прописаны права и обязанности, но размыты границы ответственности:

·Библиотеки-участницы обязуются создавать библиографические записи на местные издания в электронном виде и передавать их Координатору (региональной библиотеке);

·Координатор обязуется передавать Библиотекам–участницам электронные библиографические записи на документы о регионе из других источников (книги, журналы, статьи из центральных и краевых газет);

·Библиотеки-участницы имеют право бесплатного использования единого электронных ресурсов;

·Обеспечить регулярное участие специалистов библиотек в мероприятиях по повышению квалификации персонала библиотек, проводимых Координатором.

Нет и единых методических пособий – у каждой корпорации свои разработки. Конечно такие материалы учитывают специфику региона, базируются на определенном опыте, методических наработках библиотек, но отсутствие единой методики/руководства и усложняет работу.

Следующее проявление: «безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива». Применительно к обсуждаемой теме – налицо отчуждение муниципальных библиотек от региональных, а также от библиотечной сети в целом. Речь о процессе децентрализации библиотечной системы. Децентрализация привела к разрыву методических связей между федеральными и центральными региональными библиотеками, а также к разрыву между центральными региональными библиотеками и муниципальными библиотеками, на уровне субъектов РФ.

Оптимизация бюджетных расходов, правовое реформирование, связанное с присвоением муниципальным библиотекам статуса юридического лица, переход библиотек в структуры организаций культурно-досугового типа и иные организации. Эти факторы привели к реорганизации библиотек, сокращению числа специалистов (и в первую очередь библиографов), кадровым проблемам. В ходе реализации федерального Закона № 131 поселенческие/муниципальные библиотеки вышли из ведения региональных библиотек. И как следствие обозначилось следующее проявление безнадзорности – «отсутствие воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц», т.е. региональных библиотек и структурных подразделений региональных библиотек, занимающихся краеведением.

Отсутствие четкой иерархической структуры повлияла на значимость координирующей функции региональных библиотек.

Муниципальные библиотеки продолжают в силу традиции, по инерции прислушиваться к рекомендациям региональных. Но инерционное движение не может быть постоянным. Постепенно происходит замедление работы, в нашем случае в направлении корпоративной краеведческой библиографии. Библиотека-координатор остается практически единственной, выполняющей свои обязательства по договору перед участниками корпорации. Т.е. постепенно превращаясь только в донора. При этом определенных мер воздействия на других участников корпорации она не имеет, т.к. практически все варианты существующих договоров о краеведческом корпоративном библиотечном сотрудничестве стандартны и не имеют финансовой основы. Единственная мера воздействия – исключение «нерадивой» библиотеки из сферы сотрудничества. Но лучший ли это вариант? В каждом случае есть какие-либо факторы, повлиявшие на сложившуюся ситуацию. Плохая техническая база, кадровые проблемы, увеличение количества массовых мероприятий (влияющих на выполнение основных плановых показателей библиотеки – посещения, книговыдача), как следствие, привело к ухудшению количества и главное качества создаваемых краеведческих продуктов, а именно БД.

Как в региональных, так и в муниципальных библиотеках происходит перепрофилирование работы структурных подразделений, занимающихся краеведческой деятельностью. Основной упор в работе приходится на массовые мероприятия, увеличивающие показатели числа посетителей и книговыдачи. Конечно же, это отражается на краеведческой библиографии.

Любой ресурс, особенно в информационном мире, должен постоянно пополняться. Потери в БД ведут к потерям в полноценном информационном обслуживании пользователей. Информационное лакуны с течением времени будет сложнее или практически невозможно восполнить. Как следствие библиотека может потерять свои позиции как источника наиболее полной и достоверной информации. Т.е. ниша библиотек – информационное обслуживание при таких перспективах развития, может быть утеряна. Каждый библиограф знает, что книговыдача библиотеки на 90% зависит от того, насколько качественно прописаны фонды библиотеки в библиотечных информационных системах (БД, каталогах). Особенно это касается краеведческих БД, являющихся симбиозом электронного каталога и аналитической картотеки статей с полноценным лингвистическим обеспечением (предметные рубрики, дескрипторы), аннотациями.

«Безразличие родителей, воспитателей к детям». Проявляется библиотеками государственного уровня (РНБ, РГБ), Российской библиотечной ассоциацией и Министерством культуры РФ в отношении к региональным и муниципальным библиотекам в области краеведческой работы. Это выражено, например, в форме № 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», проектах Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р7.─2013. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления и Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, разработанном Министерством культуры Российской Федерации (2014 г.).

В форме № 6-НК обрабатываются только статистические сведения по электронному каталогу и электронной библиотеке. Сведения по краеведческим БД, в т.ч корпоративным не отражаются.

Единственный показатель, куда можно вписать показатели деятельности краеведческих отделов:

В графе 3 строк 06-08 указывается общее количество библиографических и авторитетных записей, созданных библиотекой самостоятельно и заимствованных из внешних источников, включая записи, полученные в результате ретроконверсии каталога, за отчетный год (строка 06), и всего на конец отчетного года (строка 08). Строка 07 заполняется при наличии факта выбытия, в остальных случаях ставится «0».

В графе 4 строк 06-08 указывается количество библиографических и авторитетных записей электронного каталога библиотеки (из графы 3), выставленных в сеть Интернет для свободного доступа и использования. Заполняется по аналогии с графой 3.

Почему именно эти показатели интересны краеведам? Тем, что чаще всего именно в краеведческих подразделениях библиотек создаются авторитетные файлы различных категорий (Имя лица, Организации/Мероприятия, Географические рубрики и т.д.).

Некоторые региональные библиотеки не выделяют отдельные краеведческие БД, а включают краеведческие библиографические записи (БЗ) в общий электронный каталог библиотеки, но и в данном варианте вычленить краеведческую составляющую, показать объемы и уровень такой работы в данной статистической форме не представляется возможным.

«Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р7.─2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления (Проект 2-й редакции)» (2014) дает возможность более детально отразить библиографический вид деятельности библиотек и в частности краеведческую библиографию:

5.7 Каталоги, картотеки и справочно-библиографические базы данных

5.7.1 Карточные каталоги:

·общее количество каталогов;

·количество библиографических записей в конце отчетного периода;

·количество библиографических записей, добавленных за отчетный период;

·количество библиографических записей, прошедших ретроконверсию.

5.7.2 Справочно-библиографические картотеки:

·общее число картотек;

·число карточек в конце отчетного периода;

·число карточек, добавленных за отчетный период.

5.7.4 Справочно-библиографические базы данных

·количество названий баз данных;

·количество баз данных, поступивших в библиотеку в течение отчетного периода;

·количество исключенных баз данных за отчетный период;

·количество баз данных собственной генерации;

·количество приобретенных справочно-библиографических баз данных.

Но и в этой форме статистического учета не требуются уточненные сведения о краеведческих БД (количество БЗ в БД, количество БЗ добавленных за отчетный период, созданных самостоятельно). И что важно для корпоративных БД загруженных БЗ из других систем и выгруженные в другие системы.

Следующий документ «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». (2008 г.):

3.15. В обязательном порядке библиотека создает краеведческий электронный ресурс: тематические базы данных, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.

3.17. Участие публичной библиотеки в корпоративных проектах, в создании единых информационных сетей (региональных, межрегиональных, федеральных, международных) осуществляется на основе взаимодействия с библиотеками разных ведомств, с учреждениями культуры, образования, информационными центрами и другими организациями.

Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия направлены на расширение возможностей библиотеки для удовлетворения потребностей пользователей.

И такие подходы были продублированы в модельных стандартах на уровне регионов, что позволяла документально зафиксировать спектр краеведческой работы библиотек.

Но уже в проекте «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» (2014 г.) пункт о краеведческих БД, корпоративных краеведческих БД, да и в принципе о краеведческой деятельности библиотек отсутствует. Получается ранее закрепленная за библиотеками в пункте 2.5 Модельного стандарта 2008 г. функция «формирования культурно-исторического сознания местного сообщества, прежде всего в процессе краеведческой деятельности» и включающая сбор, хранение краеведческой литературы, создание краеведческого справочно-библиографического аппарата, издательскую деятельность и т.д. перестает быть актуальной и упраздняется. На первый план выходит только электронный каталог библиотеки и электронная библиотека (Национальная электронная библиотека).

Т.е. согласно приведенным выше документам упраздняется сама необходимость создания таких ресурсов как краеведческие БД, в т.ч. корпоративные и как следствие сама итоговая цель этих проектов – создание единого национального краеведческого ресурса.

При таком подходе очень трудно заинтересовать муниципальные библиотеки участием в корпоративных краеведческих проектах, т.к. в формах статистического учета будут подавать только цифры отражающие изменения в электронном каталоге библиотек. И, соответственно, библиотеки заинтересованы в первую очередь в пополнении электронных каталогов и гораздо активнее откликаются на участие в таких проектах, как СКБР, ЛИБНЕТ, НЭБ, важнейшей частью которых и должна стать региональная информация. Достаточно очевидно, что полнотекстовая информация, только дополненная библиографической, может стать полноценным информационным продуктом. Не стоит искусственно обеднять библиотечные ресурсы.

На этом фоне несколько туманны перспективы библиотек. Не перейдет ли безнадзорность в крайнюю степень своего проявления – беспризорность? Особое социальное положение несовершеннолетнего (меняем на «библиотеки»), характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой). (Юридический словарь). Когда подразделения библиотеки, занимающиеся библиотечным краеведением и в частности краеведческой библиографией (отделы, сектора, центры), растворятся в других структурах библиотек (отделах обслуживания, центрах чтениях и т.п.).

Одним из выходов из сложившейся ситуации может как раз и явится включение краеведческих видов деятельности библиотек в документы федерального значения (формы статистического учета, модельный стандарт и т.п.) с четко прописанными функциями, широким спектром деятельности и подчеркивать значимость этого направления работы. Возможно, следует обратить внимание на проект «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), где достаточно четко сформулированы задачи учреждений культуры, в том числе и библиотек:

·Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа. Применительно к культурному наследию "сохранение" означает и постоянное пополнение, поскольку история творится каждым прожитым нами днем…

·Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России. Современные библиотеки, оставаясь центрами культурного просвещения, должны… оказывать информационные услуги в правовой, экологической, потребительской и других сферах. Библиотеки должны… в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

·Широкое привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах. Задачей государственной культурной политики является создание таких условий деятельности для этих институтов, когда органы управления, в том числе в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходят из того, что музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества.

Совершенно очевидно, что краеведение в целом, краеведческая библиография, корпоративные краеведческие БД – необходимая базовая составляющая этих направлений.

 

Литература

1.          Аврамова М. Б. Последствия «оптимизации». Шагреневая кожа российских общедоступных библиотек// Библиотечное дело. – 2012. – № 17. – С. 28–31

2.          Аврамова М. Б. Универсальная научная библиотека на «крутых виражах» модернизации. – Режим доступа: http://clrf.nlr.ru/analitika/52-avramova-virazhi

3.          Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: новая редакция. – М, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php

4.          Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: проект, 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2013/27_12/mod.pdf

5.              Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: проект, 2014 г.

6.          Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р7.─2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления: проект 2-й редакции

7.          Основы государственной культурной политики: проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/open-ministry/public-discussions/detail.php?ID=498935

8.          Племник А. И. Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации. Что нового в библиотечном мире? // Университетская книга. – 2014. – Сент. – С. 46–50.

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх