Художница Л. Н. Пастушкова


30 мая 1947 г.

 Родилась художница Л. Н. Пастушкова

 Пастушкова Лариса Николаевна родилась 30 мая 1947 г. в Барнауле. Училась в художественных студиях города (1961–1967), рисовальных классах при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1968–1972), Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина (1967–1970). Совершенствовала мастерство в студии В. Ф. Рублева, домах творчества Союза художников СССР, творческих поездках в Монголию, Индию, Европу. Л. Н. Пастушкова член Союза художников России (СХР) с 1979 г. С 1972 по 1980 гг. работала в Алтайском книжном издательстве, где оформила более 30 книг. Автор проектов «Номады», «Тайна мембраны» (совместно с Т. М. Степанской), «Колибри в Сибири». Была организатором и автором экспозиций выставок памяти В. Ф. Рублева «Сто автопортретов» (1995, Москва) и «Путь Василия Рублева» (1997, Барнаул). С 1974 г. приняла участие в более 130 краевых, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Провела более 30 персональных выставок. Произведения находятся во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, 60 работ хранится в Государственном художественном музее Алтайского края. Награждалась дипломами, благодарственными письмами и почетными грамотами Алтайского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России» (АКО ВТОО «СХР»), Администраций г. Барнаула и Алтайского края, ВТОО «СХР», Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, серебряной медалью «Духовность. Традиция. Мастерство» ВТОО «СХР».

Творческая биография Ларисы Пастушковой разнообразна и насыщенна многочисленными запоминающимися событиями. Яркий художественный талант, работоспособность, техническое мастерство, постоянное самосовершенствование и поиск нового, самобытное, богатое произведениями творчество и активная выставочная деятельность способствуют большой популярности художницы.

Пастушкова Л. Н. Тонгулак. Из серии: Монгольские зарисовкиПрофессиональное становление Л. Н. Пастушковой началось в 1970-е и продолжилось в 1980-е гг. Создаваемые ею образы в техниках цветной литографии и линогравюры, разнообразных техниках оригинальной графики описывали жизнь окружающего мира в непринужденной, обобщенной, легкой и красочной манере. Сюжеты для своих работ художница брала из обычной жизни. В Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) хранятся серии произведений того времени. Цветные литографии цикла «Служба быта» (1978) рассказывают о трудовых буднях швей, фотографов и людях других профессий сферы услуг; цикла «О молодежи» (1980) – о счастливой поре детства. «Алтайские целинницы» (1986) – серия работ цветными карандашами и акварелью о женщинах, осваивавших целину. «Осенние заботы на селе» (1987) – произведения, выполненные в технике темперы и пастели, о труде сельских тружеников. «Монгольские зарисовки» (1984) – произведения, также сделанные в технике темперы и пастели; картины наполнены этническими монгольскими мотивами. В фондах музея хранится серия алтайских пейзажей Ларисы Пастушковой, выполненных в различных графических техниках. Кроме того, есть несколько автопортретов, написанных маслом на холсте.

Музейное собрание не исчерпывает всего разнообразия творчества Л. Н. Пастушковой рассматриваемого периода. В эти же годы были созданы серии: «Алтайские дети» (1976), «Коксохим строится» и «По Коксохиму» (обе 1977), «По Горному Алтаю» (1987) и многие другие.

Яркой страницей творческой биографии Л. Н. Пастушковой стала ее поездка в Индию в 1990 г., положившая начало, пожалуй, самой красочной, многочисленной и до сих пор не прекращающейся серии произведений художницы. Обобщенные образы экзотической индийской реальности стали одной из визитных карточек Пастушковой. Не случайно в 2011 г. выставка ее произведений об Индии была частью культурной программы визита официальной делегации Алтайского края в индийский штат Керала и прошла в столице штата г. Тривандрум. Работы этой серии также имеются в ГХМАК.

Фрагмент картины Л. Н. Пастушковой Праздник в середине лета. Из цикла: Сростки. 2009 г.Сейчас все знают Ларису Пастушкову как яркого представителя символического и абстрактного направления в искусстве. Именно эта сторона ее творчества сделала художницу широко известной за пределами нашего региона. Пастушкова регулярно попадает в сборник «100 художников Сибири», выпускаемый известными сибирскими искусствоведами. О ней часто пишут в СМИ и упоминают в сети Интернет. Она участвует в крупных межрегиональных выставочных проектах, таких как «Сибирь», «След», «Сибирский миф» и др. Созданный и возглавляемый ею проект «Номады» более 15 лет занимается активной выставочной деятельностью. Участниками проекта являются российские и зарубежные художники. С 2000 по 2016 гг. в его рамках было проведено 11 выставок, которые прошли в крупных городах Сибири и дважды в Москве.

Л. Н. Пастушкова является одним из ведущих художников складывающегося в последние три десятилетия в Сибири и заметного на российском фоне художественного направления под названием «неоархаика». Всех художников этого направления объединяет интерес к истории Сибири и культуре ее народов. Их произведения насыщены этническими, мифологическими, архаическими мотивами, образами, символами и знаками. Такое искусство стремится, прежде всего, интуитивно и на метафизическом уровне путем художественного обобщения идей, образов и знаков нашей истории и культуры достичь синкретичного миропонимания и отобразить единую картину нашего прошлого в неразрывной связи с настоящим и понятную современникам.

Художественный язык авторов, работающих в этом направлении, сугубо индивидуален. У Ларисы Пастушковой есть свой собственный набор тем, образов и средств выразительности, делающий ее произведения легко узнаваемыми. Из названий графических и живописных серий можно увидеть, какие темы больше всего волнуют художницу. В ее творчестве есть циклы произведений, посвященные философским основам бытия, извечным вопросам о структуре мироздания: дуализму – «Война и мир» (1995–2010), вечному движению – «Движение по кругу» (2004) и др.; работы о духовном развитии человека: «Подготовка к полету» (2009) и пр.; множество циклов, посвященных древней истории: «Архаика» (2000–2005), «Археологические объекты» (2010), «Вольное прочтение мифологических графем» (2005–2007) и т. д.

Художественные образы в произведениях Л. Н. Пастушковой рождаются из сложных композиционных построений на плоскости полотна всевозможной формы объемов, причудливо, но органично сочетающихся между собой, вызывающих ассоциации с археологическими памятниками, наскальными рисунками, этническими, мифологическими и религиозными образами и символами, национальными орнаментами и т. п. Знаки могут быть универсальными, такими как круг, квадрат и пр., могут прямо относиться к какой-либо культуре. Но чаще всего в произведениях Ларисы Пастушковой присутствуют образы, передающие представление художницы о том или ином явлении, которые, тем не менее, ассоциативно довольно отчетливо соотносятся с нужным ей культурным пространством, будь то петроглифы, скифская культура, шаманские культы, русское народное творчество и т. п. Линия и силуэт – главные изобразительные средства в картинах Л. Н. Пастушковой, призванные в первую очередь донести символическое содержание ее работ до зрителя. Как правило, картины художницы яркие, гармоничные и выразительные по цвету, но цветовое пятно в них играет скорее вспомогательную роль и несет в большей степени эмоциональную и эстетическую нагрузку.

Неверно будет сказать, что Л. Н. Пастушкову интересует только самая глубокая история человечества. Кроме далекого прошлого художница обращает внимание и на вопросы, связанные с культурой совсем недавнего времени и современностью. В 2009 г. в ее творчестве появилась замечательная серия произведений «Сростки», написанная акриловыми красками и масляной пастелью на холсте. Возникли совершенно новые по характеру образы, наполненные яркими, неожиданными элементами, свежими сочетаниями и гармонией. В этих работах причудливо переплелись и органично соединились несколько разных тем: русской народной культуры, памяти В. М. Шукшина, гармоничного деревенского существования, духовного восхождения и др. В 2012 г. 5 произведений этой серии были приобретены у автора Государственным художественным музеем Алтайского края. В 2014 г. – они наряду с лучшими произведениями классиков алтайского искусства с успехом представляли искусство Алтайского края на выставке «Алтай – Образ – Время» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Крупнейший проект, организованный по инициативе Администрации Алтайского края, при спонсорской поддержке банка ВТБ 24 показал все самое лучшее, что есть в фондах ГХМАК из искусства нашего края: от народного – до современного. Изображение с картины Л. Н. Пастушковой «Праздник в середине лета» из вышеупомянутой серии украсило главную сторону обложки изысканного альбома, выпущенного к открытию выставки.

Сегодня Л. Н. Пастушкова, как и всегда, активно занимается творчеством и выставочной деятельностью. Только за прошедшие два с половиной года она приняла участие в нескольких крупных проектах, в организации которых играла ведущую роль. В выставочном зале АКО ВТОО «СХР» состоялась масштабная выставка «Азия: образ открывается» (2014). В галерее «Бандероль» – персональная выставка «Иная реальность» (2015). В галерее «Республика ИЗО» – персональная выставка «Раздвигая внутренние горизонты» (2014), юбилейная выставка «Номады. 15 лет» (2015), персональная выставка «И снова Индия» (2016). Таков творческий ритм Ларисы Пастушковой. Кроме того, она приняла участие в почти десятке крупных выставок в Барнауле, Кемерово, Омске, Москве и т. д.

Л. Н. Пастушкова – широко известный в Сибири художник. Ее яркие произведения наполнены богатым внутренним содержанием. Оригинальный мир образов, создаваемый художницей, отсылает нас вглубь нашей истории, заставляя почувствовать нашу духовную общность. Лариса Николаевна – одна из самых активных творческих личностей в нашем регионе, и ее роль в художественной жизни края трудно переоценить. Во многом благодаря ее деятельности искусство Алтайского края играет заметную роль на художественном пространстве Западной Сибири.

 

Е. Ю. Пешков

 Литература

(с 2006 г.)

 Исакова Л. И вдохновенье, и любовь... в пространстве жизни // Культура Барнаула. 2007. № 4. C. 36–38: цв. ил.

О художественной выставке Л. Кульгачевой «И жизнь, и слезы, и любовь» и Л. Пастушковой «Путешествие в пространство мифа» в конце 2007 г. в выставочном зале Союза художников России (Барнаул).

Пастушкова Л. Н. Брахман у дороги (1998): репрод. // Встреча. Барнаул, 2007. № 4. 1-я с. обл.

Карпова Л. Две художницы // Два слова. Барнаул, 2007. 17 окт. (№ 41). C. 30: цв. фот.

О персональных художественных выставках Л. Пастушковой и Л. Кульгачевой в выставочном зале Союза художников Алтайского края.

Байдуков Г. Тандем скифов и готов // Номер один. Барнаул, 2007. 20 апр.: репрод.

В картинной галерее «Кармин» (Барнаул) открылась выставка работ Л. Пастушковой и А. Шапиро.

Черепанова М. Такие разные пастели // Два слова. Барнаул, 2007. 25 апр. (№ 16). C. 23: цв. фот.

О выставке «Музыка пастели» художниц Л. Пастушковой и А. Шапиро в галерее «Кармин» (Барнаул).

Молотовникова О. Сказки для ребят и мультики для взрослых // Алтайская правда. 2007. 26 апр.: фот.

В галерее «Кармин» (Барнаул) открылась выставка алтайских художников, работающих в технике пастели Л. Пастушковой, А. Шапиро.

Ветров И. Мифы и маски // Российская газета. 2007. 4 мая. C. 18: ил.

О выставке работ Л. Пастушковой и А. Шапиро в галерее «Кармин» (Барнаул).

Тростникова А. Барнаульские картины путешествуют по Европе // Вечерний Барнаул. 2007. 15 мая: фот.

О выставке работ Л. Пастушковой, А. Шапиро «Музыка пастели» в галерее «Кармин» (Барнаул).

Токмаков В. Любовь и мифы // Российская газета. 2007. 16 окт. C. 11.

В выставочном зале Союза художников открылась юбилейная выставка художниц Л. Кульгачевой и Л. Пастушковой.

Токмаков В. Пространство жизни // Российская газета. Неделя. 2007. 25–31 окт. C. 18: фот.

В выставочном зале Союза художников открылись персональные выставки Л. Кульгачевой «И жизнь, и слезы, и любовь» и Л. Пастушковой «Путешествие в пространство мифа».

Комяков В. «Выставка в квадрате», или Жизненные пространства // Вечерний Барнаул. 2007. 31 окт.: фот.

О выставках барнаульских художниц Л. Кульгачевой и Л. Пастушковой в Выставочном зале Союза художников.

Алтай. Пространство. Время: [альбом-каталог междунар. выставки: живопись, графика, художеств. фотография, копии наскальных рис., инсталляция / Ин-т архитектуры и дизайна (АлтГТУ), Арт-галерея Щетининых, Творч. группа Ethno studio; авт. текста и сост. альбома М. Ю. Шишин]. Барнаул: [б. и.], 2008. [28] с.: цв. ил.

О Л. Н. Пастушковой, c. 18–19.

Пастушкова Л. Н. Путешествие в пространстве мифа: живопись, графика. Барнаул: [б. и.], 2008. [10] с.: ил.

Пастушкова Л. Н. Всадник; Укокская принцесса: цв. репрод. // Сибирский миф. Голоса территорий: альбом-каталог. Омск, 2008. C. 28, 135–136, 154: цв. ил.

Участие алтайской художницы Л. Н. Пастушковой в художественной выставке «Сибирский миф. Голоса территорий» (Омск, 2008 г.).

Пастушкова Л. Н. Здравствуй, Индия!: живопись / [авт. статей: Е. Безрукова, М. Бодрова, М. Шишин]; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. отд-ние Союза художников России, Галерея «Бандероль». Барнаул: [б. и.], 2009. 40 с.: цв. ил.

Карпова Л. Цвета корицы и шафрана // Алтайская правда. 2009. 12 дек.: ил.

О выставке алтайской художницы Л. Пастушковой.

Конькова Т. А. Алтайские художники-иллюстраторы детской книги // Третьи искусствоведческие Снитковские чтения. Барнаул, 2010. C. 180–185.

В т. ч. о Л. Н. Пастушковой.

Лихацкая Л. Н. Человек. Портрет. Эпоха / Л. Н. Лихацкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова». Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2010. 230 с.: ил. Библиогр.: с. 176–188 и в подстроч. примеч.

О Л. Н. Пастушковой, с. 145, 150, 223.

Карпова Л. Выставка как спектакль // Алтайская правда. 2011. 14 дек.: фот.

О ретроспективной выставке «Портрет в творчестве алтайских художников», открывшейся в выставочном зале Алтайского отделения Союза художников, в числе участников – Л. Н. Пастушкова.

Пастушкова Лариса Николаевна // «Есть над Чуей рекою дорога...»: альбом-каталог Всесибирской художественной выставки: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. Барнаул, 2012. С. 152: портр.

Пастушкова Л. Н. Искусство игры в графемы: творчество – возможность ощутить причастность ко времени / интервьюер Е. Чехова // Аргументы и факты. 2012. 26 сент.–2 окт. (№ 39). C. 3: цв. фот. (Алтай).

Беседа с алтайской художницей, графиком Л. Пастушковой о ее творчестве.

Черетун А. Для Сибири с любовью // Автограф. Барнаул, 2013. № 6/7. C. 69: цв. фот.

О выставке художников из Латинской Америки «Колибри в Сибири», состоявшейся в павильоне современного искусства «Открытое небо» (Барнаул). Куратор выставки Л. Н. Пастушкова.

Пастушкова Лариса Николаевна // Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Тобольск, 2014. Т. 2. С. 946–947.

Рыжов А. Где зимой было тепло // Культура Алтайского края. 2014. № 1 (март). C. 23–24: ил.

Выставка художницы Л. Пастушковой.

Пастушкова Л. Н. Память. Из цикла «Сростки»: цв. репрод. // Культура Алтайского края. 2014. № 2. 1-я с. обл.: цв. ил.

Коньшина С. В. Евразийские мотивы в творчестве Л. Н. Пастушковой // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. Барнаул, 2015. № 1/2: Институт архитектуры и дизайна. (Архитектура, градостроительство, дизайн, изобразительное искусство, вопросы теории, истории, художественного образования). C. 88–90. Библиогр. в конце ст. (8 назв.).

Рыжов А. По следам «Номадов» // Культура Алтайского края. 2015. № 1. C. 16–17: ил.

Об арт-объединении художников, в т. ч. Алтайского края – «Номады».

 Документальные источники

 Архив Алтайского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Личное дело Л. Н. Пастушковой.

Источник информации: Алтайский край, 2017 г. Барнаул, 2016. С. 45-50. Текст в формате PDF

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх