Базиченко М. В. Алтай в литературе


 

Базиченко М. В. В их сердцах - Алтай: наши земляки в кинематографе // Алтай в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве: сб. материалов науч.-практ. конф. - Барнаул, 2017. - С. 28-36

М. В. Базиченко

В их сердцах - Алтай: наши земляки в кинематографе

 

Кинематограф - это беспристрастный летописец, фиксирую­щий в кадрах кинопленки события и лица истории. Актер кино остается вне времени и пространства. Запечатленный на киноплен­ке в роли, он продолжает жить в своем творении, обретая иллюзию бессмертия. Это свойство кино дарит нам возможность вновь и вновь видеть на экране образы любимых актеров. Немало среди них и выходцев с Алтая. Алтайский край тесно связан с историей рос­сийского кинематографа именами наших земляков - блестящих ре­жиссеров, сценаристов и актеров, работы которых известны всему миру. В 2016 году, в Год российского кино, отмечаются юбилейные дни рождения: Ивана Пырьева - 115-летие, Екатерины Савиновой -90-летие, Валерия Золотухина - 75-летие. Они родились и выросли на Алтае, прославили любимый край. Здесь их помнят и любят, хранят память о них. В фондах Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова можно найти книги, жур­налы, газеты, открытки, фотографии, отражающие тему мирового и российского кинематографа. Кроме того, медиатека АКУНБ хранит игровые, документальные и анимационные фильмы, записи драма­тических спектаклей, балетов, опер, мюзиклов, эстрадных концер­тов. Особый интерес представляет та часть фонда, в которой сосре­доточены материалы о наших земляках, внесших значительный вклад в российский кинематограф.

«Я сильная только там, где я посыльная от земли, от родины, от болей и радостей сегодняшней жизни, от людей. Я лист от корня, которому служу всей душой» [5, с. 163]. Эту фразу сказала о себе Нонна Мордюкова, но ее могут повторить все актеры - выходцы из глубинки.

Наши знаменитые соотечественники, выходцы из Алтайского края, большую часть жизни прожили в Москве, где они учились, работали, занимались творчеством, прославились. По всей стране знают их имена, но особенно любят и помнят их, гордятся ими на малой родине.

В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова с 2004 года действует Клуб любителей кино, на за­седаниях которого можно увидеть достойные, а порой и уникаль­ные фильмы, шедевры отечественного и зарубежного кинематогра­фа. В Год российского кино в программе Клуба наряду с традици­онными циклами: «Мастера экрана», «Фавориты фестивальных площадок», «Документальное кино России: без грима и фальши» -появился новый цикл: «На экране - лица земляков». Заседания из этого цикла будут посвящены нашим знаменитым кинематографи­стам - Екатерине Савиновой, Валерию Золотухину и Ивану Пырье­ву.

Одна из программ Клуба - «Свет погасшей звезды» - расска­жет о Екатерине Федоровне Савиновой. В декабре 2016 года ей ис­полнилось бы 90 лет. Участники встречи услышат рассказ о судьбе актрисы, получат возможность увидеть картину «Приходите зав­тра» и поделиться своими мнениями.

Е. Ф. Савинова родилась в 1926 году в селе Ельцовка. Казалось бы, ей, с ее уникальными актерскими и вокальными данными, было уготовано великое будущее. Однако Екатерина Федоровна была ограниченно востребована, сыгранных киноролей до обидного ма­ло. Режиссеры не баловали актрису, зачастую предлагая ей проход­ные роли, но даже те, которые она успела подарить зрителю, вошли в каждый дом и стали любимыми. Между тем еще во ВГИКе педа­гоги говорили об ее уникальном даре перевоплощения, «внутрен­нем гриме», позволяющем ей в 20 лет превращаться на сцене в старуху - буквально на глазах. Актриса Клавдия Хабарова, вгиковская подружка Савиновой, вспоминает, как их однажды отвели в милицию как подозрительных аферисток: они пили чай в буфете на вокзале, изображая глухонемых.

Творческая карточка Е. Ф. Савиновой содержит записи о съем­ках почти в трех десятках картин, среди которых есть фильмы та­ких мастеров как С. А. Герасимов, Г. В. Александров, М. К. Калато­зов, И. Е. Хейфиц, Г. Н. Чухрай, но в этих картинах актриса сыгра­ла маленькие эпизодические роли. Есть в карточке и фильмы: «Та­инственная находка», «Тень у пирса», «В один прекрасный день» и др., - в которых Савинова исполнила главные роли, но об этих ки­нолентах вряд ли кто сейчас помнит.

Еще студенткой Екатерина начала придумывать «свой» фильм. По воспоминаниям актрисы Клары Лучко, снимавшейся вместе с Савиновой в «Кубанских казаках», Екатерина на съемках часто вслух тихо проговаривала такие слова: «Девочка в черном платьи­це, на босу ногу - башмаки, у телеги идет в город учиться на ар­тистку...». Это был зачин будущего фильма.

В сердце Екатерины Савиновой всегда жила благодарная па­мять о родной алтайской земле. Теплые воспоминания детства нашли свое отражение в фильме «Приходите завтра...», изобилую­щем многими автобиографическими деталями, подробностями из жизни самой актрисы и ее окружения. Картина обрела зрительский успех и долгую экранную жизнь. В 1963 году роль Фроси Бурлаковой в исполнении Е. Ф. Савиновой была признана лучшей женской ролью года. В 1965 году нашей землячке было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

В 1995 году вышел фильм о Екатерине Савиновой из авторско­го цикла Леонида Филатова «Чтобы помнили», посвященного акте­рам советского и российского кино. Филатов вспоминал: «Мы по­казывали случайным прохожим на улице портрет актрисы Екатери­ны Савиновой. И вот, удивительная вещь: все, как бы, узнают и … не узнают. Брызжет у каждого такая улыбка догадки, мол, я ее, ко­нечно, знаю, а имени и фамилию вспомнить никто не может. Это один из удивительных и, может быть, самых ярких парадоксов нашего кинематографа — актриса, которую знают все и ... практи­чески не знает никто» [6, с. 204-205].

В рамках программы «Пляши, брат, - где-нибудь играют», по­священной 75-летию со дня рождения Валерия Сергеевича Золоту­хина, можно будет увидеть фильм «Человек с аккордеоном». По признанию многих режиссеров и кинокритиков, это был врожден­ный актер, наделенный хорошим природным голосом, удивитель­ным даром перевоплощения и редкой способностью быстро улав­ливать и точно воспроизводить на сцене замысел режиссера. Но главное, что привлекало к нему внимание, - это вера в свои силы, любовь к искусству и гигантское трудолюбие.

Особенно удавались В. С. Золотухину роли, в которых он мог проявить весь свой врожденный талант, не исключая и удивитель­ный дар задушевно исполнять русские народные песни. Настоящую славу актеру принесли роли в фильме В. Назарова «Хозяин тайги» и в музыкальной комедии Н. Рашеева и А. Нароницкого «Бумбараш».

Также Валерий Сергеевич был известен как писатель. Первые пробы пера 1970-х гг. переросли в масштабные сборники прозы.

Писатель и драматург Б. Можаев вспоминал о Золотухине так: «Самой привлекательной чертой его как писателя является, на мой взгляд, достоверность событий и характеров, о которых он пишет. Он не стесняется писать о родственниках, о друзьях-приятелях, о земляках. Жизнь родного Алтая, театральная жизнь - все это орга­нично и живописно переплетается в его жизни и в его творчестве» [4, с. 127].

B.C. Золотухин - человек активной гражданской позиции. Он много сил отдавал общественной деятельности, активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае; с момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений являлся постоянным участником мероприятий на горе Пикет. Бу­дучи связанным дружескими и творческими узами с актером М. С. Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддержал и новую традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народно­го творчества и спорта им. М.С. Евдокимова «Земляки».

Свое вдохновение В. Золотухин черпал и у себя на родине, в селе, где родился. Не раз он выступал перед односельчанами в Быстром Истоке, делился своими планами и задумками: «Где бы я ни был, куда бы ни забросила меня жизнь артиста, постоянно пом­ню, что есть кусочек земли, который вспоил и вскормил меня, где в меня заложено то, что считается лучшим» [4, с. 128].

Киноискусству отдал 45 лет своей жизни еще один наш земляк - уроженец г. Камня-на-Оби Иван Александрович Пырьев. Это - одна из самых ярких и значительных фигур отечественного кине­матографа, символизирующая собой целую эпоху в истории совет­ского кино. Творческое наследие И. А. Пырьева разнообразно: это и сатира, и музыкальные лирические комедии, мелодрамы, экраниза­ции Ф. М. Достоевского. Клуб любителей кино не раз обращался к творчеству прославленного режиссера, а в год его 115-летия и 195-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского будет показан фильм «Идиот».

Образ Сибири, запечатлевшийся в душе в детские и отроческие годы, Пырьев хранил всю жизнь. Ощущение корней, крепко дер­жащих человека на земле, он не терял никогда. В зрелые годы Иван Александрович побывал на Алтае лишь однажды, в 1962 году: в рамках народного кинофестиваля он приезжал в Барнаул с большой группой кинематографистов представлять новые фильмы. Однако этот факт не отрицает того, что и как режиссер, и как организатор кинопроизводства, и как общественный деятель И.А. Пырьев уде­лял большое внимание развитию сибирской темы в кинематографе, популяризации творчества кинематографистов среди своих земля­ков.

После Великой Отечественной войны И.А. Пырьев, уже всена­родно известный режиссер, решил создать фильм, посвященный своей малой родине. Он задумывал картину, прославляющую Си­бирь. По убеждению Пырьева, именно в Сибири живут люди с «широкими русскими сердцами», только в Сибири могут по-настоящему оценить талант, и только в Сибири, как следовало из сюжета будущей картины, может родиться настоящая музыка, ко­торая, по мысли режиссера, находит воплощение в симфонической оратории «Сказание о земле Сибирской».

Сам Иван Пырьев говорил о своей картине так: «Мне хотелось создать такой фильм, который бы всесторонне и ярко показал бо­гатства Сибири, исключительную красоту ее природы и ее людей, преобразующих лицо края, строящих новую жизнь, захотелось сде­лать картину, которая бы заставила зрителя полюбить Сибирь, вы­звала желание ехать сюда жить и работать» [2, с. 115].

Говоря о наших земляках, оставивших заметный след в рос­сийском кинематографе, нельзя не вспомнить и о Василии Макаро­виче Шукшине. Памятью о своем знаменитом земляке живет его родное село Сростки.

Шукшин был певцом деревни. Вот что он сам говорит об этом: «Героями моих фильмов и книг становятся выходцы из села не по­тому, что я считаю их лучшей частью человечества. Просто этих людей в силу собственных биографических обстоятельств знаю лучше прочих» [3, с. 3].

Все свое творчество В.М. Шукшин посвятил Алтаю. Край жи­вет в каждом его произведении — в названии сел, именах людей, их характерах. И совсем не случайно свой первый кинорепортаж он ведет из алтайского села Лебяжьего: «Из Лебяжьего сообщают» - так называлась дипломная работа выпускника ВГИКа Василия Шукшина, которую он показал впервые на Алтае.

Вполне естественно, что и свое первое самостоятельное произ­ведение «Живет такой парень», получившее в Венеции на Всемир­ном кинофестивале приз Золотого льва, В.М. Шукшин посвятил родным местам. Съемки проходили в Горном Алтае — на Манжероке, на Катуни и Чуйском тракте.

Любовью к сельской жизни пронизан и фильм «Печки-лавочки», который снимался в Сростках. В этой картине сочетается талант Шукшина - сценариста, режиссера и актера. В авторской заявке Василий Макарович назвал «Печки-лавочки» комедией, но фильм должен был перерасти жанр и стать серьезным разговором об отношении общества к крестьянину. Этот серьезный разговор велся с присущим Шукшину юмором, от которого в конце работы над картиной мало что осталось.

«Тоскую я по Алтаю, - не раз признавался Василий Макаро­вич, — тянет сюда». Поэтому и работал много здесь - писал сцена­рии и книги, снимал фильм.

В 1967 году режиссер Бийской студии телевидения Ф. Клиндухов, узнав, что В.М. Шукшин приехал в Сростки на время своего отпуска, пригласил его сняться в главной роли в телефильме «Наш город» по сценарию М. Юдалевича. Идея фильма — увидеть город глазами человека, который много лет назад жил в нем, уехал, а те­перь снова встретился с ним. Василий Макарович не только дал согласие сняться в фильме, но и принял живое участие в доработке сценария и съемках. Именно по его совету в фильме красной нитью прошла мысль о связи города с селом [1, с. 4].

Верно сказано о В.М. Шукшине в статье «Сын Алтая»: «Благо­даря творчеству нашего талантливого земляка Алтай как бы раз­двинул свои границы до неизмеримости, и мы вряд ли представля­ем, какое множество людей было и будет покорено сибирским ха­рактером, алтайской природой...» [3, с. 3].

В программе Клуба любителей кино 2016 года нет картин Ва­силия Макаровича, но его творчество всегда востребовано и акту­ально. Так, ранее в библиотеке для иностранных студентов был по­казан фильм по рассказам Шукшина «Праздники детства».

Екатерина Савинова, Валерий Золотухин, Иван Пырьев, Васи­лий Шукшин — в их сердцах всегда был Алтай, вне зависимости от того, где они жили. Они - наша гордость, легенда и будущее. Мы, в свою очередь, всегда должны помнить наших земляков, чтобы со­хранить историю своей малой родины - Алтайского края, а Клуб любителей кино приглашает на встречу с творчеством наших лю­бимых артистов и режиссеров.

 

Литература

1. Березюк, И. Сын Алтая // Молодежь Алтая. 1974. 16 окт. С.З.

2. Иван Пырьев: правда творчества: [материалы архивных и музейных фондов] / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу; Гос. музей истории литературы, искусства и культуры Алтая; [сост. И. А. Коротков и др.]. Барнаул: ГМИЛИКА, АЗБУКА, 2011. 431 с.

3. Клиндухов, Ф. «...И далеко раздвигался горизонт»: беседа с В. М. Шукшиным // Алт. правда. 1975. 15 марта. С. 4.

4. Огнева, Е. В. Кинематограф Алтая: вехи истории: первые шаги к зрителю, первый алтайский кинорежиссер, первые игровые фильмы, снятые на Алтае / Елена Огнева; Упр. Алт. края по куль­туре; Гос. музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул: РИО ГМИЛИКА, 2007. 167 с.

5. Полухина, Л. С. Екатерина Савинова. Приходите завтра / Лиана Полухина, М.: Алгоритм, 2012. 221 с.

6. Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова: рукописи, вос­поминания, фильмография / [редкол.: И. А. Короткое (отв. ред.), Е. В. Огнева; авт. вступ. ст. Е. В. Огнева]. Барнаул: Азбука, 2011. 207 с.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх