Тарасенко Ю. Ю. Алтай в литературе


Тарасенко Ю. Ю.История Алтайского края в творчестве Ю. Б. Кабанова(на примере материалов, хранящихся в фонде АКУНБ им. В. Я. Шишкова) // Алтай в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве: сб. материалов науч.-практ. конф. – Барнаул, 2017. – С. 74–80.

 

 

Ю. Ю. Тарасенко

 

История Алтайского края в творчестве Ю. Б. Кабанова

(на примере материалов, хранящихся в фонде АКУНБ им. В. Я. Шишкова)

 

В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова в фонде отдела гуманитарной литературы хранится более 14 тысяч изданий по искусству. Среди них немалую часть занимает литература об изобразительном искусстве - это биографии и автобиографии известных художников, лучшие искусствоведческие исследования, литература справочного характера и многое другое. Особое место в коллекции занимает раздел, посвященный художе­ственной жизни Алтайского края. Многие работы алтайских ху­дожников находятся за пределами края, какие-то из них приобрете­ны в частные коллекции или хранятся в фондах музеев, к которым нет свободного доступа. Таким образом, не всегда есть возмож­ность увидеть оригинальные образцы творчества художников. Но каждый желающий может прийти в библиотеку и ознакомиться с художественными каталогами произведений алтайских художни­ков.

Одним из художников, с творчеством которого можно ознако­миться в стенах библиотеки, является Юрий Борисович Кабанов. Алтай занимает одно из ключевых мест в его работах. Их особен­ность заключается в том, что художник нашел свой источник вдох­новения в истории края, в его людях, величественных так же, как и его первозданная природа. Примечательно и то, что, работая в ис­торическом жанре и нередко прибегая к элементам повествователь­ное, свойственной жанровым произведениям, художник не выхо­дит за границы графики, виртуозно справляясь со своей задачей.

Алтай с его природой, людьми, историей выступает у худож­ника в качестве отражения особенностей российской действитель­ности. Особенно ярко это проявляется в исторических работах Ю.Б. Кабанова. В работах, посвященных событиям Гражданской войны, художник отображает действия алтайских партизан. В их образах мы можем увидеть типичного борца за советскую власть — человека из народа, опьяненного революцией и фанатично веря­щего в ее идеалы. Работы, относящиеся к революционной тематике, создавались Ю. Б. Кабановым на протяжении длительного перио­да, с 1969 г., когда было положено начало созданию серии «Парти­заны Алтая», и вплоть до 1990-х гг. Интерес представляет то, каким образом менялся образ революции в сознании художника на про­тяжении указанного периода.

1960-1970 гг. в изобразительном искусстве были временем по­пыток обновления, привнесения в него элементов романтизации обыденной жизни, использования разнообразных традиций искус­ства. «Если до 60-х годов проблемы национальных традиций в ис­кусстве, определяемые формулой «национальное по форме и соци­алистическое по содержанию», на практике часто сводились к сюжетно-тематическим характеристикам изображаемого, то в 70-е годы наступил новый этап: художник, работающий в определенной традиции, творчески переосмысливает ее, но она все равно узнава­ема» [2, с. 410]. Для графики данного периода в целом характерно «...стремление к личному началу, к своему представлению о мире, к созданию уникального образа» [2, с. 423]. Если мы обратимся к творчеству Ю. Б. Кабанова данного периода, в частности, к его ис­торическим произведениям, то увидим, что автор вписывается в общую канву изобразительных тенденций и при этом не теряет своей самобытности и алтайского колорита.

Первым в плеяде произведений, посвященных революционной тематике, стоит серия линогравюр, посвященная Е. М. Мамонтову. Серия была создана в 1969 г. Центральная фигура данной серии -прославленный партизанский военачальник времен гражданской войны Ефим Мамонтов. Е. М. Мамонтов является знаковой фигу­рой в истории Алтайского края, особенно популярной в историче­ский период, когда создавалась данная серия. «В публикациях о гражданской войне авторы, как правило, рассказывали о партизанах степной зоны Алтая, которыми командовал Е. Мамонтов, и умал­чивали или говорили как об анархистах о партизанах под командо­ванием Г. Рогова и отчасти И. Третьяка <...> Это происходило по­тому, что Г. Рогов весной 1920 года оказался в эпицентре антисо­ветских выступлений крестьян Причумышья, а И. Третьяк в 1937 году был репрессирован и расстрелян как японский шпион» [1, с. 12].

Прежде чем приступить к работе над серией, посвященной Гражданской войне, художник «...изучал материалы Алтайского краевого краеведческого музея, беседовал с очевидцами событий гражданской войны на Алтае» [3, с. 8]. Все это, несомненно, помог­ло художнику прочувствовать время, к которому он собирался об­ратиться. Работа с документальными источниками явилась базой, на основе которой стало возможно выстроить исторически верное повествование. Художник предоставляет нам не просто повество­вание о событии. В работах присутствует непосредственное пере­живание художником этого события, его эмоциональная вовлечен­ность, которая передается и зрителям.

К описываемому нами периоду относятся такие произведения как «Ефим Мамонтов» (1969), «Твое здоровье, Ефим» (1969), «Из истории» (1969), «Ефим со товарищами» (1969), «Арара» (1969), «Расстрел» (1969). Произведения выполнены в технике линогравю­ры, они отражают романтизированное, героическое представление о времени Гражданской войны и ее участниках. В данных работах изображены победители. Эти герои не знают сомнений, они абсо­лютно уверены в том, что делают, и идут вперед к победе револю­ции, сметая все на своем пути. Характерное в этом плане - произ­ведение «Арара», изображающее идущую в атаку конницу. «Арара» с изображением стремительной атаки красных конников, которые лавиной несутся в бой, и нет силы, которая остановила бы этот по­ток» [4, с. 4], «Монолитным неудержимым потоком мчатся всадни­ки. Строй-стену нельзя разомкнуть. <...> И кажется, нет конца этой необоримой силе» [3, с. 8]. Как мы можем увидеть из приведенных выше цитат искусствоведов, восприятие данного произведения вы­зывает однозначную реакцию. Герои «Арара» ни на секунду не за­думаются о том, что им делать с кажущимся «чужим», они даже «своих» не замечают, если только они больше не в состоянии быть в строю. Такова «романтика» революции. Остальные работы данно­го периода несут тот же посыл, что и «Арара», но не в столь экс­прессивной манере, они более сдержаны и статичны, проникнуты духом русского эпоса, что не раз отмечалось специалистами. Т.М. Степанская отмечает, что «...песенно-былинный строй гравюр о Е.М. Мамонтове помог художнику в его стремлении показать народный характер борьбы за Советскую власть, создать поэтиче­ский образ народного героя революции на Алтае» [3, с. 9]. При взгляде на «Ефим Мамонтов» или «Твое здоровье, Ефим» возника­ет ассоциация с лубочными картинками. Образы героев просты, однозначны, в композицию введены подписи. На протяжении 1970-х годов. Ю. Б. Кабанов создает еще два произведения, относящих­ся к нашей тематике стилистически и по своему образному строю продолжающих серию 1969 г., — «Федор Колядо» (1974) и «В раз­ведке» (1975).

Период 1980-х гг. является новым этапом в осмыслении темы Гражданской войны в творчестве художника. Герои произведений этих лет - все те же мужественные, полные решимости алтайские партизаны. Такие как Ф. Колядо, командир известного полка «Красных орлов», А. Данилов, комиссар того же полка, «... профессиональный революционер, оказавший организующее воздействие на красных командиров» [3, с. 9], И. Громов, один из руководителей партизан. Глядя на работы данного периода, вы не увидите былинной эпичности героев и событий. Внутренние ориен­тиры художника меняются. Его можно сравнить с человеком, юно­шеский максимализм которого сменил жизненный опыт. Теперь его герои не так безрассудны, но они по-прежнему уверены в победе. Изобразительный язык произведений становится более реалистич­ным, приобретает черты повествовательности. Офорт «На память» (1981) вполне мог бы стать жанровой картиной. На переднем плане, прямо перед зрителем, изображены боевые товарищи, партизаны. Они будто позируют перед художником, их взгляд сосредоточен и устремлен прямо на него. Позади них - сельский пейзаж, еще со­хранивший свой постоянный дореволюционный атрибут - церковь. На фоне пейзажа - два мужчины, один из них с интересом наблю­дает за группой партизан. Второй, всадник, машущий поднятой ру­кой, возможно, приветствует кого-то или пытается привлечь к себе внимание позирующих товарищей, так как у него есть срочные но­вости, касающиеся военных событий.

«Поединок в степи» (1982 г., правая часть триптиха «Разгром банды») изображает напряженный момент боя, но здесь уже нет того могучего вихря из всадников. Противников двое, один из них атакует, к нему приближается третий всадник. На дальнем плане развивается еще одно столкновение. Такое изображение событий более реалистично, в этой работе появляется и видимый противник партизан, в отличие от предыдущих работ, в которых сражающиеся не сходились лицом к лицу на полотне художника.

В офорте «Уходил сибиряк на войну» (1981 г., из серии «Партизаны Алтая») борцы за революцию и вовсе не являются главными действующими лицами. В этой работе внимание худож­ника приковано к тем, кто остается ждать и надеется на их скорое возвращение домой. Центральная группа на переднем плане - это фигуры, окутанные тревогой и печалью. Это - матери, жены и дети сибиряков, уезжающих сражаться за свое будущее. В данной работе не осталось и следа от идеализма прошлых лет. Художник показы­вает нам невидимых участников всех военных конфликтов, кото­рые всегда мысленно следуют за своими героями.

Также к работам данного времени относятся «Привал» (1980), триптих «Красные конники» (1982), «Выступление А. Да­нилова на базарной площади в с. Усть-Мосиха» (1981) и др.

Уже к концу 1980-х гг. напряжение в творчестве Ю.Б. Каба­нова нарастает. Изменения, происходившие в это время в стране, смена общественных ориентиров, постепенное разрушение идеа­лов, не могли не отразиться на особом мироощущении художника. Если в работах начала 1980-х гг. место идеализации революцион­ных событий занимает их более реалистичное представление, то к 1990-м гг. наступает период переосмысления и переоценки тех лет. В 1989 г. появляется произведение «Гидра революции». В нем мы сталкиваемся с совершенно иной трактовкой событий. Атмо­сфера произведения вызывает чувство эмоциональной опустошен­ности. Армия солдат безмолвным потоком двигается из глубины пространства по покинутым местам вчерашних сражений. Этот призрачный поток увенчан тройкой распятий, которые олицетво­ряют бедствия, постигшие народ, и если не искоренить ненависть, породившую их, то они будут удваиваться, как головы мифической гидры.

Тема страдания, искупления и вины сопровождает работы художника данного периода. Историческая тематика тесно пере­плетается с религиозной. Образный мир художника наполняют сцены мучений Христа. В каждой работе присутствуют отсылки, прямые или косвенные, к событиям революционных лет и Граж­данской войны - «Пиета» (1991), «Три креста. Голгофа» (1991), «Распятие» (1990). Будто это герои революции в лице художника осознают все, содеянное ими в те тяжелые годы, разорение и смерть, принесенную вместе с новыми идеалами. Прошли годы, мир одного народа больше не разделен на враждующие стороны, но вновь готов в любой момент рухнуть в угоду новым идеям, и осо­знание цены за такой новый мир тяжелым грузом ложится на плечи художника.

Работая с темой Гражданской войны, Ю. Б. Кабанов вместе со своими героями проходит долгий путь, на каждом этапе которо­го происходит его духовное перерождение как художника, его об­разный мир становится все более зрелым, от восторженного юноши через годы поисков он приходит к мудрости.

 

Литература

 

1. Безруков, Г. В огне - вся губерния / Г. Безруков // Алт. правда. 1999. 30 июля. С, 12.

2. История русского и советского искусства: учеб. пособ. для вузов / под ред. Д. В. Сарабьянова. М.: Высш. школа, 1989. 448 с.

3. Кабанов, Ю. Б. Выставка произведений: каталог. Барнаул: Полиграфист, 1983. 22 с.

4. Юрий Кабанов: графика: [альбом] / Союз худож. России; [авт. текста Л. Н. Шамина; фот. Б. Брязгин и др.]. Барнаул: Алт. Дом печати, 2008. 67 с.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх