Гастроли артистки Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Барнауле в 1916 г.


Гастроли артистки Императорских театров Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Барнауле в июне-июле 1916 г.

В конце июня 1916 г. газета «Жизнь Алтая» анонсировала гастроли артистки Императорских театров Екатерины Николаевны Рощиной-Инсаровой.

Е. Н. Рощина-Инсарова (урожд. Пашенная) (1883–1970) – русская драматическая актриса. Выдающаяся исполнительница роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.

 

Первоначально было запланировано три спектакля, но позже было анонсировано еще два спектакля «Гроза» и «Волки и овцы» (оба – по А. Н. Островскому). Все спектакли проходили в Народном Доме г. Барнаула. Билеты продавались в конторе Народного Дома с 10 июня. Цена, в зависимости от места, составляла от 59 коп до 5 руб. 95 коп, причем цена включала в себя благотворительный и военный сбор. Все спектакли начались в 20.30.

Гастроли вызвали в городе большой ажиотаж. Журналист Александр Спекторский писал по поводу этого события (орфография и пунктуация частично сохранены.):

«Большое, радостное событие в театральной жизни Барнаула...

Гастроли E. Н. Рощиной-Инсаровой...

29 июня был первый спектакль... E. Н. Рощина-Инсарова в роли Маргариты Готье («Дама с камелиями»).

Я хорошо знаю пьесу А. Дюма-сына. Я видел в ней многих русских артисток. Видел и европейских знаменитостей. И я шел в театр с некоторой тревогою.

Не за успех знаменитой артистки у публики я тревожился. Ей, покорившей требовательную и видавшую виды столичную публику, победа над глухою провинцией дастся шутя... Но я не верил, что артистка может покорить меня...

Я был еще очень молод, когда видел на сцене «Маргариту Готье». Жизнь еще не измотала меня, я мог верить и глубоко чувствовать, сентиментальная драма имела еще надо мной глубокую власть... Как хороши, как cвежи были розы!..

Теперь не то... «Облетели цветы, догорели огни...» Уроки жизни, причудливые узоры, вышитые ею на канве судьбы интеллигентного пролетария, вечного вольного и невольного скитальца, не прошли даром: Я смеюсь теперь, смеюсь «улыбкой горькою обманутого сына», там, где раньше я плакал...

В свое время сентиментальная пьеса А. Дюма произвела на меня потрясающее впечатление. А теперь – что она может теперь мне дать, даже в наилучшем исполнении. Где в ней жизнь правды, где правда жизни?..

Я еще не видел на сцене г-жи Рощиной-Инсаровой. Но я много о ней читал и слышал. И я предпочитал бы впервые увидать великую артистку в другой пьесе, в реалистической пьесе современного репертуара! Где меньше условностей, где живут и страдают настоящие люди нашего века нервов, крови и железа, а не сентиментально-наивные персонажи «доброго старого времени».

Я не допускал мысли, чтобы я теперь мог, вместе с артисткой, пережить драму Маргариты; драму любви очищающей, возносящей до самопожертвования любви, которой «вместить не могут жизни берега».

И я шел в театр с чувством тревоги и некоторого скептицизма. Не ждал я, чтобы в этой пьесе, не смотря на всю «прославленную красоту своей игры, артистка могла захватить, увлечь до самозабвения и меня...

Должен сказать, что я ошибся, и что я несказанно рад этой ошибка. Взвился занавес и я постепенно стал отдаваться могучему очарованию игры Екатерины Николаевны. И к третьему акту я уже сдал безусловно все свои позиции, с их скептическими проволочными заграждениями». Так вешнее солнце своими животворящими лучами разрушает снежные покровы...

Такова сила вечного, прекрасного; такова сила исключительного таланта. И я счастлив, что могу положить к ногам великой чудодейственной артистки эти строки – слабую дань моей признательности и моего восторга».

Журналист А. Спекторский об игре актрисы в комедии «Дама из Торжка»: «...Г-жа Рощина-Инсарова, конечно, было неподражаема. Такова многогранность исключительного дарования: вы не скажете, после этих двух спектаклей, где она лучше: в драме или в легкой комедии-фарсе.»

Из отзыва на спектакль «Обнаженная» С. Т.: «...И надо сказать г. Рощина-Инсарова в роли Луизы создала действительно художественный образ покинутой женщины с большой любящей душой.

Велика власть таланта Екатерины Николаевны: она подобно инструменту в руках артиста извлекает из души слушателя аккорды глубоких настроений...»

Источник:

Жизнь Алтая. 1916. 29, 30 июня, 1, 2, 3 июля. Газета «Жизнь Алтая» доступна в Электронной библиотеке АКУНБ

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх