Пушкарская Е. Сайты



     Карелина М. [Пушкарская Е.] Сайты Юрского периода // Независимый библиотечный адвокат. - 2017. - № 1. - С. 43-47.

 

Сайты Юрского периода

Мария Карелина

Интернет-маркетолог

 «Если вашего бизнеса нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе». Сказавшего эту фразу зовут Билл Гейтс, и даже такие совершенно некоммерческие заведения, как библиотеки, прислушались к мнению одного из самых успешных людей планеты и завели себе сайты. Только библиотечные ресурсы, вместо того, чтобы быть активами, нередко представляют собой пассивы, не приносящие пользы своим владельцам. Основные проблемы, которые легко победить - недружественность к пользователю и неумение расставлять приоритеты.

Повернитесь лицом

 Сайт библиотеки решает две основные задачи: представляет организацию в виртуальном пространстве и объединяет традиционную книжную компоненту с высокими технологиями. Решение данных задач ведет к цели: привлечь пользователя и обеспечить ему удобный и быстрый доступ к своим сокровищам в виде книг, сервисов и прочих приятностей. Казалось бы, прописные истины. Но вместо гостеприимных и богатых с точки зрения контента ресурсов мы видим неудобные, неинформативные и часто безвкусно оформленные сайты, не актуальные не то, что 5 лет назад, а и в Юрском периоде российского интернета. Я проанализировала виртуальные представительства 20 крупных библиотек из разных регионов (см. Справку). Выборка формировалась случайным образом и, как мне кажется, вполне объективно показывает некие общие проблемные зоны.

Что видит пользователь, заходя на сайт библиотеки N? Что ему здесь не рады и, более того, – его не уважают. Нечитабельные шрифты, избыток анимации и наборы несочетающихся дизайнерских элементов и цветов, устаревшая информация, зубодробительные аббревиатуры, неподдающаяся никакой логике навигация, несоответствие материалов верстке и венец всему – на самом видном месте, где должна стоять некая самая актуальная и важная для пользователя информация – раздел Коллегам/Профессионалам. Что примечательно, в основном, на сайтах детских библиотек. Вы каких коллег среди ребятни ищете? Дамы и господа, если вы делаете сайт для внутреннего пользования, не открывайте ресурс для внешнего доступа, - технологии позволяют. Если вы стремитесь работать для читателей – повернитесь к ним лицом. Ваш ресурс не для того, чтобы вам было удобно его вести, а чтобы им было приятно и удобно пользоваться вашим клиентам. Составьте портреты основных целевых аудиторий и ярких представителей призовите на помощь: попросите провести глубинное исследование вашего ресурса. Предполагаю, что в числе респондентов окажутся школьники и студенты, преподаватели, научные работники, журналисты, пенсионеры, домохозяйки и «творческая интеллигенция». В сумме вы получите примечательную картину, которую стоит соотнести с текущей ситуацией, - и браться за коррекцию. Теперь обо всем по-порядку.

 

Расставляйте приоритеты           

Контент – достояние библиотек и главный их актив, но в случае с сайтостроением он превращается в головную боль. Материала слишком много, и потому первый вопрос, который должен встать перед рабочей группой – не «как утрамбовать на главную страницу все, что у нас есть?», а «что важнее всего для читателя?». Иными словами, при разработке структуры важно расставить приоритеты. Библиотеки не так свободны в своих фантазиях, как коммерческие организации: нормативная база, регламентирующая, в том числе, и этот аспект библиотечной работы, накладывает свои отпечатки. Я изучила № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. и приказ МК РФ от 5 октября 2015 г. № 2515 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры». Так вот, там нет ни слова о том, что все, что там требуется к размещению, необходимо располагаться на ключевых местах. И потому разделы «Госуслуги», «Противодействие коррупции» и иже с ними, «Коллегам» и все на эту тему вместе с «Документами» отправляются с главной страницы внутрь или в «подвал». В подвале же (или на втором экране в правом или левом поле) место баннерам, ведущим на сторонние ресурсы: вышестоящие и партнерские организации, опросы, региональные не библиотечные проекты пр.  А самое вкусное делаем, по возможности, на первом экране и главным: новости и анонсы, услуги и новые поступления, проекты, клубы и конкурсы, сервисы поиска и удаленного доступа к фонду. Ради этого ваш пользователь может прийти к вам, - но точно не для изучения раздела «Коллегам». Формируя структуру сайта, не забывайте о юзабилити – это один из важнейших параметров ресурса. Интернет-пользователь крайне избалован и не привык тратить много времени на поиск нужной ему информации. Таким образом, удобство пользования, интуитивная навигация – это тот путь, который приведет клиента к вашему контенту – ради чего, собственно, вся суета. Иначе обрастать ему мхом.

 Не пересаливайте

 Имея четкую структуру сайта, подбираем под нее движок (CMS) – или новый шаблон имеющейся системы. У библиотек, как у бюджетных учреждений, есть довольно узкий выбор CMS: как правило, в ходу бесплатные, из которых самые популярные WordPress и Joomla. Движки определяют, в том числе, возможности верстки, дизайнерские и шрифтовые возможности сайта. Определяясь с вариантами, не забывайте: внешний вид должен максимально эффективно представлять вашу структуру, а не быть самим по себе. Также важные нюансы: шрифт должен быть читабельным не только в версии для слабовидящих, все разделы сайта должны быть в едином дизайнерском решении. Стоит также учесть, что переизбыток иллюстративно-оформительских элементов убивает содержание и усложняет ориентацию на местности. Не злоупотребляйте «специями» в виде виньеток/рисованых персонажей/цветочков: в тренде лаконичность, и многие идеи на эту тему можно почерпнуть, изучая ресурсы крупнейших компаний и зарубежных библиотек.

Отдельно хочется заострить внимание на дизайнерские элементы, относящиеся, в том числе, к фирменной стилистике библиотеки как таковой. Прежде всего, это логотип и транслируемое наименование организации. Мне показалась странной фамильярность, с которой библиотеки (!) обращаются с великими в своих названиях. Читаем в шапках сайтов: Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. Пушкина. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького. Вот так запросто, без инициалов. Моветон, господа хранители и популяризаторы книжной культуры. Модернизация сайта – хороший повод навести в этой неразберихе порядок, определиться со шрифтом и цветовым решением, которым вы транслируете миру свое название, а может, переработать логотип или создать его, - если еще отсутствует. А вот плохого качества фотография видавшего виды здания библиотеки в шапке сайта – это не логотип, если кто не знал. И выносить его в красный угол не стоит.

Пару слов и о расположении логотипа. Вы, конечно, имеете вышестоящие структуры. Но этот сайт – ваш, и потому лого на первом месте должен стоять ваш и ничей более. Что видим на отдельно взятых ресурсах? Сначала логотип верхней организации, и только потом – библиотеки. Понимаю зависимость, но уверена, что обязательств по такой степени чинопочитания все же нет.

Определившись с основной структурой и тем, как ее преподнести, интегрируем все нужные мелкие элементы, в числе которых кнопки социальных сетей, партнерские баннеры, блок копирайта и метка возрастного ограничения. Кстати, на всех сайтах, где таковая присутствует, видим весь предложенный законом разброс, и объяснить себе я этого не могу. Так, если библиотеки взрослые – наверное, у всех должно быть некое единое решение? И забудьте навсегда про блоки с прогнозом погоды или именинами: такие элементы ставят, когда надо занять пустоту, то есть, когда нет достаточного содержания. А это не ваш случай.

Завершением данного этапа работы станет прототип - модель будущего сайта, схематическое изображение его страниц со всеми элементами: меню, кнопками, баннерами, формами для ввода данных и пр. Не поленитесь распечатать в цвете и как следует пройтись по всем составляющим еще раз. Важно: структурные и графические элементы не должны склеиваться в один разнопестрый комок и мешать друг другу и пользователю. Снова покажите вашим «экспертам», корректируйте, - и навстречу мечте.

Пишите хорошо

Пока отдел автоматизации корпит над воплощением нового образа ресурса, другой части рабочей группы проекта стоит акцентировать внимание на принципах подачи информации. Тут есть три основных правила, соблюдение которых ведет к успешности ресурса. Правило №1 – соответствие контента верстке. Любая верстка предполагает определенный размер текстового блока и изобразительного элемента (фотографии, баннера, иконки), и нарушения чреваты расползающейся общей картинкой, нарушением логики изложения, убивает желание изучить предложенный материал.

Правило №2 – актуальность информации и подчеркивание обновлений (опция Новое на сайте, например). По логике, у библиотеки, с ее внушительным набором ежемесячных мероприятий и периодическими поступлениями новинок в фонд, затруднений быть не должно. Однако 10 декабря 2016 года смотрим на www.libamur.ru в разделе Читателям: Фотоконкурс 2014. А на pl.spb.ru в этот же день радует глаз баннер, гласящий о международном форуме с 1 по 3 декабря.  Вы правда при этом считаете, что актуальны для публики?

Правило №3 – красивый русский язык. Раздел «Информация по культуре» - вне литературного русского языка. Раздел «Последние новости» навевает мысли об апокалипсисе: новости – по определению новые. Казенные обороты, аббревиатуры, - оставьте это в Юрском периоде. И не впадайте в ажиотацию, о которой свидетельствует обилие восклицательных знаков. На самом ключевом месте главной страницы сайта видим три фразы вместе: «Добро пожаловать на сайт! Нашей библиотеке - 80 лет! Открывая книгу – открываешь мир!». Это не побуждение, не приветствие и не информирование. Это – истерика, просто позитивная. Пишите красивые, понятные троечнику тексты, содержащие побуждение к действию и готовность помочь. В общем, общайтесь, как с любимым ребенком: с уважением, терпением, улыбкой и поддержкой.

Продвигайте

 У хорошей библиотеки, которая ценит пользователей, правильно предлагает ему много полезного и интересного, будет хорошо посещаемый и авторитетный сайт. Но не сам по себе: нужно приложить определенные усилия. Для начала зафиксируем отправные точки: посмотрим на статистику посещаемости, тИЦ и PR сайта. Кстати, о статистике: сейчас счетчики выведены не у всех ресурсов, хотя отраслевые требования гласят, что сайты библиотек должны представлять аудитории сведения о посещаемости сайта. Как понять, хорошая у вас посещаемость или нет? Оценить хосты в динамике. Только так можно увидеть максимально честные показатели. А вот «Посещения» оставьте для официальных отчетов, где нужны большие цифры. Опираясь на традиционные маркетинговые способы оценки посещаемости, могу сказать: если сайт региональной библиотеки принимает в месяц, в среднем, меньше 2,5 тыс. хостов – дела плохи.

Что касается тИЦ и PR, показывающих авторитетность сайта в Сети, то понять, на какой ступени эволюции вы находитесь, можно: отделы автоматизации об этом наверняка знают. Но в качестве ориентира, с большой долей условности скажу, что у сайта региональной библиотеки, действующего не менее 3 лет, тИЦ, например, должен быть никак не меньше 300. Если меньше – вы в списке лузеров: на ваш ресурс ссылаются крайне скупо. А значит, он не ценится как серьезный источник информации. Или не интересен вообще.

            Чтобы заработать очки своему ресурсу, а потом и своим ресурсом, как каналом коммуникации с целевой аудиторией, стоит заняться продвижением ресурса. И начать с внутренней перелинковки, которую я обнаружила только в 3 из 20 сайтов. Взаимные ссылки на разделы, формирование истории мероприятия – это существенно для продвижения сайта в Сети и удобства пользователя, которому порой интересно увидеть бэкграунд того или иного события: например, что происходит в рамках того или иного библиотечного клуба или на ежегодном мероприятии. Решая, в пользу чего пожертвовать своим свободным временем, пользователь часто весьма взвешенно подходит к качеству мероприятия. А судить о нем только по анонсу невозможно.

            Легкий способ повысить показатели – озаботиться поисковым продвижением (SEO). Сформируйте список ключевых запросов по вашей тематике и сообразно с ним пишите базовые тексты в разделы сайта. Особенно актуально это может быть для раздела «Услуги». Системная и точная работа в этом направлении немного, но скажется на выдаче поисковиков: глядишь, ваша библиотека в регионе будет в ТОП-10 выдачи по запросу, скажем «сканировать документы», - а это ваш заработок. И еще: размещайте ссылку на сайт в подписи к электронному письму, в релизах для СМИ, постах в социальных сетях и в оффлайн-материалах. Как показывает практика, такие незатейливые средства могут принести до 20% трафика на сайт.

 Как видно даже из поверхностного анализа, проблемы библиотечных сайтов типичны вне зависимости от географии. Но все они довольно легко исправляются. У вас есть то, чего лишены многие, создающие сайты – уникальный в своем обилии и разнообразии контент. Представьте его грамотно, - и вы получите мощный инструмент продвижения библиотеки, который может максимально масштабно представить ваш бренд: многогранный, актуальный, притягательный. Сайт показывает, что здесь (в библиотеке) пользователю будет интересно и комфортно. Сайт рассказывает, манит и возбуждает аппетит, призывая воспользоваться богатством ассортимента здесь или прийти в саму библиотеку. А для какой-то части аудитории сайт и есть сама библиотека. Сайт – это ваш парадный вход, если хотите. Только если физический вы модернизировать согласно свежим трендам пока не можете, то виртуальный – вполне.

 P.S. Большой respect тем библиотекам, чьи сайты адаптированы для мобильных устройств и имеют личные кабинеты пользователя. Вы в тренде!

 Справка

Какие сайты были изучены

Детские библиотеки:

1.     http://ardb01.ru/ Адыгейская республиканская детская библиотека

  1. http://oubomsk.ru/ Омская областная библиотека для детей и юношества
  2. http://www.biblioteka-volgograd.ru/ Волгоградская областная детская библиотека
  3. http://pushkinlib.ru/ Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина
  4. http://pushkinlib.ru/ Орловская детская библиотека им. М. М. Пришвина
  5. http://www.rdb-rt.ru/ Республиканская детская библиотека (Татарстан)
  6. http://librgaidar.net/ Калининградская детская областная библиотека им. А. П. Гайдара

 

Взрослые библиотеки:

  1. http://lib39.ru/ Калининградская областная научная библиотека
  2. http://www.turgenev.ru/ Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева
  3. http://www.libamur.ru/ Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского
  4. http://www.ngonb.ru/ Новосибирская государственная областная научная библиотека
  5. https://pl.spb.ru/ Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского
  6. http://www.dspl.ru/ Донская государственная публичная библиотека
  7. http://pushkin.kubannet.ru/ Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. Пушкина.
  8. http://liblermont.ru/ Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
  9. http://www.irklib.ru/ Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского
  10. http://akunb.altlib.ru/ Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова
  11. http://www.kraslib.ru/ Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
  12. http://libsmr.ru/ Самарская областная универсальная научная библиотека
  13. http://rounb.ru/ Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького

 

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх