Главный конструктор Алтайского тракторного завода Б. В. Кругов


18 сентября 1927 г.

Родился главный конструктор Алтайского тракторного завода Б. В. Кругов (1927–1970)

Кругов Борис Васильевич родился 18 сентября 1927 г. в с. Астраханка Ново-Васильевского района Запорожской области. Родители – Василий Васильевич и Елена Петровна – из рабочей семьи. Отца не стало, когда Борису исполнилось 10 лет, а когда через два года умерла мама, его воспитала бабушка – А. Г. Тарасова.

Сначала жили в г. Джанкое Крымской области, а с 1940 г. – в г. Минеральные Воды Ставропольского края, который в годы войны был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

В Минеральных Водах Борис учился в железнодорожном училище № 1. В 1945 г., заканчивая учебу в училище, вступил в ряды ВЛКСМ.

После окончания войны Б.  Кругов учился в индустриальном техникуме в г. Ростов-на-Дону, по его окончании был направлен на работу в г. Рубцовск Алтайского края. С 1949 по 1952 гг. работал мастером в ремесленном училище № 5 и одновременно учился на вечернем отделении Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения (ныне – Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова) по специальности «Технология машиностроения».

В Рубцовске в 1951 г. Борис Васильевич женился на А. Ф. Сычевой, работавшей учительницей в вечерней школе № 1. В семье Круговых родились сыновья Миша и Владимир.

В июле 1952 г. Б. В. Кругов был принят в отдел главного конструктора на Алтайский тракторный завод им. М. И. Калинина (АТЗ). Для завода это был год перехода от неэкономичных керосиновых тракторов к массовому производству гусеничных дизельных тракторов ДТ-54, которым историей было предназначено стать основной пахотной машиной страны при освоении целинных и залежных земель.

Еще в должности старшего инженера-конструктора Борис Васильевич проявил себя ответственным и грамотным специалистом, применяющим на практике знания, полученные в институте. Окончание института открыло пытливому инженеру большие перспективы, дало возможность активно участвовать в решении задач, стоящих перед заводом, проявить свои организаторские способности. В конце 1954 г. Б. В. Кругов был назначен руководителем группы тракторного бюро нового проектирования, а с мая 1956 г. – начальником конструкторского бюро нового проектирования отдела главного конструктора.

Именно в этот год было принято решение об организации на АТЗ производства трелевочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 г. без остановки производства сельскохозяйственных тракторов был собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, который на всемирной выставке в Брюсселе был удостоен высшей награды – диплома 1-й степени и золотого приза Гран-при (1958).

В сентябре 1958 г. Б. В. Кругова назначили заместителем главного конструктора завода по опытно-конструкторским работам.

Трактор Т-4В 1960 г. Борис Васильевич был назначен исполняющим обязанности главного конструктора АТЗ. На основании постановления Совета народного хозяйства Алтайского экономического административного района от 22 мая 1961 г. № 55/к Б. В. Кругов был утвержден в должности главного конструктора Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина.

В 1962 г. Борис Васильевич вступил в ряды КПСС, в 1961–1965 гг. избирался депутатом Рубцовского городского Совета депутатов трудящихся.

Б. В. Кругов постоянно повышал свой технический уровень: систематически изучал новые поступления научно-технической литературы, учился на высших инженерных курсах повышения квалификации Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, заочно обучался в аспирантуре. Полученными знаниями и опытом охотно делился с коллегами.

Он был в числе рационализаторов и изобретателей, получил 4 авторских свидетельства на изобретения. В должности главного конструктора представлял интересы предприятия в многочисленных командировках по стране как высококлассный специалист по тракторам.

Под непосредственным руководством Б. Кругова и при его личном участии на предприятии была разработана конструкция и освоено производство нового гусеничного трактора Т-4, предназначенного для выполнения тяжелых энергоемких работ в сельском хозяйстве, на мелиоративных, строительных и транспортных работах в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Трактор Т-4 «Алтай» был полностью сконструирован и изготовлен на Алтайском тракторном заводе, оборудован планетарным механизмом поворота, позволявшем уменьшить колею трактора, что улучшало его агрегатирование с сельскохозяйственными орудиями.

По своим эксплуатационным характеристикам Т-4 превосходил лучшие отечественные и зарубежные образцы. Серийное производство трактора Т-4 началось с января 1965 г. Одна из его модификаций (Т-4М) на международной выставке в Москве (1966) за оригинальность конструкторского решения была награждена Золотой медалью.

В годы, когда главным конструктором Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина был Б. В. Кругов, осуществлялась разработка конструкции лесопогрузочной машины, валочно-трелевочная машина ВТМ-4 (в 3 раза повышала производительность труда на заготовке и вывозке леса); проводилась модернизация и усовершенствование гусеничных дизельных тракторов ДТ-54, ТДТ-75, государственные испытания нового трелевочного трактора ТТ-4 (в сравнении с ТДТ-75 производительность выше на 20-25%, долговечность увеличена в 2 раза). АТЗ в то время был одним из крупнейших машиностроительных предприятий в стране.

За большой вклад в создание нового трактора Т-4, усовершенствование выпускаемых тракторов Б. В. Кругов был награжден медалью «За освоение целинных земель» (1957). Среди его наград – бронзовая медаль выставки достижений народного хозяйства СССР (1963), правительственная награда орден «Знак Почета».

25 июля 1966 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в отечественное тракторостроение, создание и освоение производства новых высокопроизводительных машин Алтайский тракторный завод им. М. И. Калинина был награжден орденом Ленина. В этом большая заслуга главного конструктора предприятия Бориса Васильевича Кругова.

 Л. В. Плешкова

 Литература

Трактор Т-4: краткое описание конструкции и руководство по эксплуатации / под. ред. гл. конструктора Алтайского тракторного завода Б. В. Кругова. Барнаул, 1965. 202 с.

 ***

Пустынников И. А. Рубцовск. Барнаул, 1968. 80 с.: ил.

Об Алтайском тракторном заводе им. М. И. Калинина с. 56–61.

Пустынников И. А. Ордена Ленина Алтайский тракторный: очерк истории Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина / И. А. Пустынников, К. Р. Севастьянов. Барнаул, 1978. 216 с. 

Упоминание о главном конструкторе завода Б. В. Кругове – с. 100, 170.

Попов М. А. Рубцовск (1892–2000). Рубцовск, 2004. 287 с.: ил.

Упоминание о Б. В. Кругове – с. 230, 232.

Дуленко Л. Н. «Алтайский трактор» // Рубцовск: энциклопедия. Барнаул, 2007. С. 14–15.

Документальные источники

 Архивный отдел Администрации города Рубцовска Алтайского края.

Ф. Р–34. Оп. 36Л. Д. 6806. Л. 1–40.

 

Источник информации: Алтайский край, 2017 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2017. С. 81-83. Библиогр. в конце ст.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх