Царица ваз


Январь 1843

Гигантская чаша из темно-зеленой ревневской яшмы «Царица ваз»

 

Ревневская яшма – материал исключительный не только по ценнейшему техническому свойству – монолитности, но и по прекрасным декоративным качествам. По имени камнерезного центра на Алтае – Колыванской шлифовальной фабрики – чашу часто называют «Колыванской вазой». Это единственное и неповторимое произведение колыванских камнерезов. В истории культуры не известно другой такой гигантской вазы из твердого камня, поэтому и называют ее «Царицей ваз».

«Колыванская ваза» представляет собой овальную монолитную чашу размером 504x322 см, на сравнительно тонкой овальной в сечении ножке, состоящей из трех частей, и овальном же, профилированном плинте, покоящихся на массивном кубическом постаменте. Общая высота ее – 257 см. Внутри чаша гладко отполирован­ная, наружная сторона ее покрыта сходящимися к центру выпуклыми ложками. В верхней части чаша как бы стянута гладким перехватом; по борту ее – матовые резные акантовые листья. Расширяющаяся кверху и книзу ножка декорирована в верхней ча­сти пальметками, в нижней – крупными акантовыми листьями, также не полированными. В середине же ножка перехвачена отполированным пояском, с короткими вогнутыми ложками. При изготовлении «Царицы ваз» колыванские камнерезы достигли необыкновенного мастерства в обработке гигантских каменных блоков и в тщательности их отделки. Силуэт чаши, пластика, прорисовка деталей ее характерна для камнерезных произведений I-й половины XIX в.

История создания колоссальной чаши прослеживается по документам Центрального государственного исторического архива РФ и Государственного архива Алтайского края.

В 1815 г. под горой Ревнюхой камнеломцы отделили от скалы порядочную глыбу: целый утес зелено-волнистой яшмы. В течение лета следующего года этот камень при помощи больших ломов, соединенных канатами со специальным воротом, был отделен от скалы. Глыба достигала 12 аршин в длину, 5 аршин в ширину и до аршина в толщину.

Автором проекта чаши был архитектор Абрам Иванович Мельников (существует версия С. М. Буданова об авторстве И. И. Гальберга – архитектора Кабинета Двора). 21 октября 1824 г. проект утвердил управляющий Кабинетом Д. А. Гурьев. До лета 1831 г. каменную глыбу обрабатывали на карьере под руководством И. С. Колычева. В 1831 г. Иван Михайлович Ивачев и 65 мастеров-каменотесов окончили первоначальную обтеску камня, в продолжение этих лет шла работа над блоками для ножки и пьедестала.

После этого грубая каменная заготовка была переправлена из карьера для дальнейшей обточки на фабрику. Перетаскивали ручным способом. Для этого заблаговременно расширяли, расчищали и выравнивали тридцативерстную дорогу, заготавливали катки и канаты. Со всех рудников и приисков Змеиногорской конторы привлекли 567 рабочих, которые в течение восьми дней с 1150-пудовой глыбой преодолели путь до Колыванской шлифовальной фабрики.

Обработка каменной глыбы проводилась под руководством потомственного алтайского камнереза И. М. Ивачева – ученика Ф. В. Стрижкова. Ивачев руководил обработкой многих алтайских ваз и вошел в историю Колыванской фабрики как первый ее художник.

В 1843 г. после 19 лет напряженного труда мастеровых-камнерезов чаша была закончена. Непосредственно на фабрике она обрабатывалась в течение одиннадцати с лишним лет.

9 февраля 1843 г. на специально изобретенных для этого случая четырех санях «вроде вагонов», запряженных 154 лошадьми, колоссальную чашу повезли в Барнаул, куда и прибыли 18 февраля, а 21 февраля обоз с грузом чаши более тысячи пудов под руководством И. М. Ивачева отправился в долгий путь до Петербурга – 4519 верст. Сухопутным путем обоз дошел до Уткинской пристани (возле Екатеринбурга), а далее на баржах по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе. 14 августа 1843 г. баржа достигла Петербурга.

В 1849 г. чашей украсили только что построенный Новый Эрмитаж. Для размещения ее выбрали свободный проезд в здание со стороны Старого Эрмитажа. Ваза оказалась столь тяжелой, что на месте размещения ее пришлось сооружать особый фундамент, а для перемещения основной монолитной детали – семиаршинной чаши от набережной до зала и установки на место потребовалось 770 рабочих. 5 ноября 1849 г. колыванская чаша была установлена в зале и с тех пор никогда и никуда не переезжала.

E. II. Титова

 ЛИТЕРАТУРА

Колыванская ваза: проспект / Гос. Эрмитаж. Л., 1989. 11 с.

Работы камнерезов Колывани в Эрмитаже: кат. выст. / Гос. Эрмитаж. [Встуц. ст. и кат. H. М. Мавродина]. Л.: ГЭ, 1990 (1991). 196 с.: 1 л. схем.: ил. Библиогр. в примеч. С. 18–19.

Ефимова E. М. Русский резной камень в Эрмитаже / фот. А. Булгакова. Л.: Эрмитаж, 1961. 137 с. – Из содерж.: [О «Царице ваз»]. С.28: фот.

Мавродина H. М. История создания колоссальной колыванской наши по материалам Централыюго государственного исторического архива СССР в Ленинграде // Алтай в прошлом и настоящем. Барнаул, 1987. С. 213–215.

[Об алтайской «Царице ваз»] // В мире книг. 1974. № 11. С. 88–89.

Полухин Т. Алтайская «Царица ваз» // Молодежь Алтая. 1973. 19 сент.

Родионов А. На крыльях ремесла. М.: Современник, 1988. 278 с. – Из содерж.: [О «Царице ваз»]. С. 179–183: цв. ил.

Родионов А. «Родомысл», «Демидовский статуй» и «Царица ваз» // Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул, 1986. С. 213–224: цв. ил.

Савельев Н. Я. Алтайские камнерезы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1956. 71 с. – Из содерж.: [О «Царице ваз»]. С. 28–31: фот.

 ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Государственный архив Алтайского края.

Ф. 1 «Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства». Оп. 2. Д. 2178. Л. 281–283.

Ф. 163 «Гуляев Н. С.». Оп. 1. Д. 92. Л. 49.

 

Источник информации: Титова Е. В. 150 лет со времени окончания работ по изготовлению «Царицы ваз» // Страницы истории Алтая, 1993 г.: библиогр. указ. Барнаул, 1992. С. 7–9.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх