27 июня 1868 г.


 

27 июня 1868 г.

Заложена часовня Александра Невского на Московском (ныне Ленинском) проспекте г. Барнаула

Местоположение города всегда определялось географическими и экономическими предпосылками, а вот архитектурный образ русского дореволюционного города решали церкви. Храмы, церкви, часовни имели свою сферу влияния, свою иерархию зданий, в зависимости от этого складывалась образная композиция города. А строительство часовен – это к тому же особая духовная и историческая традиция Православия, отразившаяся на облике русских городов и сел, в наши дни, к сожалению, почти забытая.

Если посмотреть на панораму города Барнаула конца XIX века, то видно, что среди крыш домов возвышается церковь, являющаяся доминантой этого участка города, а рядом, чуть пониже – часовня.

Барнаул до сих пор остается камерным городом и сохраняет в себе верность традициям. Даже современная архитектура содержит в себе элементы исторического стиля и является сомасштабной дореволюционной застройке. Находя и восстанавливая разрушенные ранее храмы, церкви, часовни, мы только поможем поддержать традицию и вернуть облик старого русского города.

Так в Барнауле была построена часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского в память спасения от опасности государя императора Александра II во время покушения на него в Париже. Она стояла на Московском проспекте напротив пожарного депо, посередине бульвара. Ныне это современный Ленинский проспект между улицами им. И.С. Никитина и им. Анатолия. На плане Барнаула 1877 года часовня уже обозначена. Согласно дореволюционному архивному документу часовня была заложена 27 июня 1868 года, а освящена 20 июня 1872 года.

На подлинном снимке из фондов Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая видно, что перед часовней выстроился ряд пожарных. Очевидно, это смотр городской пожарной части, который устраивался ежегодно на Успение Божией Матери 15 августа ст. ст. Скорее всего, именно в этот день в 1894 году был сделан снимок.

Позднее, когда благоустраивался Московский проспект, вокруг часовни была построена новая оградка с каменными столбиками, выкрашена крыша в шахматном порядке. Это видно на более поздних снимках из фондов Алтайского государственного краеведческого музея. Указанные фотографии дают вид часовни с северо-западной и юго-западной сторон. Видно, что на северо-западной стороне находилась икона святого благоверного князя Александра Невского, а на юго-западной стене – святителя Николая Чудотворца.

Существует также уникальная фотопанорама  Барнаула второй половины XIX века, хранящаяся в фондах Государственного художественного музея Алтайского края. На ней частично видна юго-восточная сторона часовни. Именно с этой стороны находился вход в часовню.

«12 июля 1908 года в городскую управу обратилась настоятельница Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря игумения Парфения с заявлением, где она говорит о приписке к монастырю сей часовни. Объясняет это тем, что часовня стоит без надлежащего за ней надсмотра. Молебны в часовне происходят только раз в году – день Успения Пресвятой Богородицы, когда справляет свой праздник городское пожарное общество. Городская дума постановила: Александро-Невскую часовню предоставить Барнаульскому Богородице-Казанскому женскому монастырю во временное ведение  (ЦХАФ АК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 7)» (Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В., 2001).

Дальнейшая судьба часовни похожа на судьбу других церковных строений.

На карте 1923 года часовня помечена еще как действующая. А на топографических планшетах 1930 года ни часовни, ни других городских храмов (за исключением Покровского и Крестовоздвиженского) не показано. Однако это не означает, что к этому времени храмы были уже снесены. Часовню св. Александра Невского не изображали на картах, но она еще долго существовала. Она стояла без купола и креста. После упразднения в годы богоборчества часовня использовалась под бытовые нужды. Вплоть до начала 50-х годов в ней находилась водопроводная колонка. Еще одна фотография из фондов Алтайского краеведческого музея (НВФ №192) открывает нам вид на четвертую, северо-восточную стену часовни.

На основе обнаруженных исторических материалов можно сказать, что часовня св. Александра Невского стояла на довольно значительном и людном  месте в городе – главный  проспект «Московский бульвар», городской центр. Это достаточно открытое место, и поэтому часовня должна была хорошо просматриваться с двух сторон по улице,  к тому же в пропорциональном отношении  ширина самого сооружения в плане занимала приблизительно одну шестую часть от ширины улицы, что давало возможность обзора и с других сторон.

Ее архитектурно-художественные характеристики не противоречили законам русского православного зодчества. Это, во-первых, монументальность – обособленное расположение в городской среде, простота и ясность форм, массивность и устойчивость нижней части объема по отношению к верхней. Во-вторых, центричность композиции – симметрия относительно главной вертикальной оси – восьмигранного барабана, переходящего в главу (в данном случае купол луковичной формы с крестом). В-третьих, кубическая форма основного объема. Часовня была четырехгранная, имела квадратный план, высота объема чуть превышала его ширину в плане, что создавало определенную стройность композиции. В-четвертых, относительная равнозначность всех четырех фасадов. Северо-восточный фасад отличался только формой витражного окна;  юго-восточный фасад имел вход; для каждого фасада характерна симметрия. В-пятых, наличие декора. Сооружение украшали углубления, выступы, карнизы. Верхняя часть, начиная от карниза, была более богата декором, чем нижняя, что несколько облегчало форму и в то же время придавало ей устойчивость.  К тому же это как бы отделяло нижнюю «земную» часть от верхней «небесной». Декор был выполнен в виде «поясков» геометрических мотивов в русском стиле. Окна и дверь часовни имели арочную форму и так же обрамлены декоративными элементами. Кровля четырехскатная. Как уже было сказано ранее, шахматный рисунок на кровлю был нанесен позднее и не имел отношения к общему стилю.

К сожалению, не удалось установить имя архитектора или инженера, проектировавшего часовню, но живы еще те, кто ходил к этой часовне за водой. По воспоминаниям искусствоведа Т.М. Степанской, часовня еще стояла в 1951 году, а через несколько лет, когда Тамара Михайловна с родителями снова вернулась в Барнаул, часовни уже не было. Это согласуется с архивными данными о кардинальной реконструкции Ленинского проспекта, который стал центральной магистралью города.

В соответствии с приказом Управления по делам архитектуры при Совмине РСФСР № 233 от 21 декабря 1951 г. «По проекту детальной планировки и застройки проспекта Ленина в Барнауле» в пункте 9 предусмотрен постепенный снос деревянных строений и 1-2- этажных ветхих каменных зданий. Таким образом, в первой половине 50-х годов часовня была снесена.

И вот по прошествии полувека возникла реальная возможность возродить утраченную святыню, служившую украшением одного из главных проспектов города. Сегодня имеется достаточно архивных и краеведческих данных, чтобы в точности восстановить облик часовни св. Александра Невского.

В 2002 году были начаты проектные работы по воссозданию данного памятника архитектуры. Перед архитекторами стояла сложная задача сохранить достоверность форм и при этом вписать часовню в частично изменившийся архитектурный ландшафт. Из исторических зданий у перекрестка Ленинского проспекта с улицей им. И.С.Никитина сохранилось два (дома № 20 и 21). Поэтому воссозданная часовня стоит ближе к этому перекрестку, примерно в двадцати метрах ниже первоначального места расположения. Проект реконструкции разработал барнаульский архитектор Александр Деринг по старинным фотографиям. Проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Росписью занимался барнаульский иконописец Игорь Углев. Особенность росписи в том, что кроме Александра Невского и других святых воителей России, здесь изображены и алтайские святые, которых Христианская церковь канонизировала в 2000 году.

12 сентября 2006 года в день памяти святого князя Александра Невского и его сына Даниила Московского состоялся молебен, который совершил епископ Барнаульский и Алтайский Максим в честь открытия часовни.

Крейдун Ю.А., священник,

Шарова Е.В., преподаватель

Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова

 Часовня выстроена вновь в 2002-2006 по проекту, близкому к первоначальному. Архитектор А. Ф. Деринг.

Литература

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII – начало XX вв.) / Упр. арх. дела администрации Алт. края. Барнаул, 1997. 407 с. Из содерж.: Сводная справка Барнаульского архивного бюро о времени построения церквей в г. Барнауле. С. 55.

Кривоносов Я. Е. Православные храмы Барнаула / Я. Е. Кривоносов, Т. В. Скворцова. Барнаул: Азбука, 2001. 174 с. – Из содерж.: Часовня св. бл. князя Александра Невского на Московском проспекте. С. 78-79.

Крейдун Ю. А. История часовни // Алт. миссия. 2001. Авг. (№ 8). C. 7: фот.

Крейдун Ю. А. Часовня св. Александра Невского в Барнауле // Актуальные вопросы истории Сибири: Третьи науч. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина.  Барнаул, 2002. С. 338-340. Библиогр. в примеч.: с. 340.

Документальные источники

Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК).

Ф. 50. Оп. 13. Д. 12. План г. Барнаула, 1877.

Ф. 86. Оп. 1. Д. 16. Л. 11. Сводная справка Барнаульского архивного бюро о времени построения церквей в г. Барнауле.

ФП. 490. Оп. 2. Д. 9, 26; Оп. 4. Д. 1. Л.  37-42.

Алтайский государственный краеведческий музей (АГКМ).

ОФ № 9778-8, 10573-15, 10573-16; НВФ № 192. Виды часовни.

Источник информации: Барнаульский хронограф. 2003 г.: календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2002. – С. 19-21. (текст в формате pdf)

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх