15 января 1939 г.

Создан Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

В конце 1920-х гг. в стране стали открываться институты усовершенствования учителей. Первым был открыт институт повышения квалификации педагогов при Народном комиссариате просвещения РСФСР в 1928 г.
В Алтайском крае такие учреждения были созданы в 1937 г., но через год признаны неэффективными, и в октябре 1938 г. Наркомпрос принял решение объединить их в институты усовершенствования учителей. В январе 1939 г. краевой отдел народного образования своим приказом осуществил такое слияние в Алтайском крае.
Первое десятилетие для Краевого института усовершенствования учителей (КИУУ) оказалось очень трудным. Начавшаяся Великая Отечественная война фактически оставила только что открывшийся институт без ресурсов.
В июле 1941 г. ряд сотрудников, включая директора Ивана Николаевича Коновальцева, были призваны на фронт. В октябре 1941 г. был призван и Василий Иванович Котельников, но в ноябре он вернулся в институт и возглавил его после призыва И. Н. Коновальцева. Часть сотрудников были сокращены. К концу учебного года в институте кроме директора работали три научных сотрудника и заведующая библиотекой. Здание, которое занимал институт, было передано Барнаульской школе № 27, а институт получил две маленьких комнаты и несколько кладовок. В одной из комнат разместились все научные сотрудники, в другой – библиотека, бухгалтерия и канцелярия. Курсовые мероприятия на 1941/1942 учебный год не были даже запланированы. Было проведено 11 семинаров с охватом 319 человек.
Ситуация существенно изменилась к концу 1950-х гг. Во-первых, в 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Во-вторых, был издан еще один документ, определивший судьбу институтов усовершенствования учителей.
В Государственном архиве Алтайского края хранится отчет за 1959–1960 г., написанный от руки, вероятно, директором Иваном Сувориновым, без подписи: «…Осенью 1960 года Совет Министров СССР принял постановление об упорядочении дела повышения квалификации работников, по которому все это передано ведомствам и совнархозам, упразднены все специальные учреждения <…>, кроме ИУУ и ИУВ. Кончены разговоры о ликвидации или реорганизации ИУУ. Нам определено жить, значит, и развиваться…». По данным отчета, в том году институт продолжил работу по созданию опорных кабинетов в школах края, охватил семинарами и практикумами 2253 человека, ввел бригадные выезды (охвачено 14 районов), пропагандировал передовой опыт 194 учителей. Институт занимался организацией работы павильона «Образование» краевой выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Штат института увеличился до 32 человек.
За 80 лет своей деятельности институт занимал здания (или помещения в них), имеющие большое историческое значение для местного образования.
Как удалось установить историку, краеведу Геннадию Иванову, в год открытия институту было передано здание школы № 22 по ул. Пролетарской, 170. В 1942 г. это здание было передано школе № 27, а институт разместился в двух комнатах. В 1943 г. комнаты для занятий находились в средней школе № 1. Приезжие слушатели размещались в неполной средней школе № 26. В ноябре 1944 г. институту выделили четыре небольшие комнаты в здании педучилища по ул. Пушкина, 60.
В 1950 г. институт снова потеснили, оставив три комнаты общей площадью 150 м2 и коридор. В двух комнатах располагались 11 учебных кабинетов, дирекция, канцелярия, бухгалтерия и квартира заведующей кабинетом начальных классов В. Н. Львовой, в третьей находилась библиотека с фондом в 19 тыс. экз. Организованный в 1950 г. кабинет детских домов разместили в маленькой полуподвальной комнате школы № 27 по ул. Пролетарской, 164.
Оба адреса – Пушкина, 60 и Пролетарская, 164 – исторические. По первому до революции размещалась казенная женская гимназия, по второму – мужская учительская семинария.
Существенные перемены в работе института начались после того, как 1 августа 1956 г. ему было передано помещение школы № 8, переехавшей в здание закрытого педучилища.
В 1956 г. институтом было издано пособие «Самодельные демонстрационные приборы по физике и технические модели». На форзаце – надпись: «Выпуская эту книгу, институт усовершенствования учителей обращается ко всем учителям физики и руководителям физико-технических кружков с просьбой присылать в адрес института отзывы об этой книге, а также чертежи и описания приборов, моделей по физике, изготовленных учителями, учащимися в кружках, с целью помещения их в специальном сборнике». Указан адрес: ул. Короленко, 96, по которому до революции размещалась женская гимназия Марии Будкевич.
В нынешнее здание (пр. Социалистический, 60) институт переехал в 1974 г. Оно было построено в 1939 г. для школы № 27. Школьники успели поучиться в нем около года, а с июля 1941 г. и до конца 1947 г. в здании был размещен госпиталь. Поначалу госпиталь имел номер 1509, затем ему был присвоен номер 3500. В феврале 1946 г. он вошел в состав краевого госпиталя инвалидов Отечественной войны (сейчас – Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн).
В годы Великой Отечественной войны госпиталем руководила капитан медслужбы, военврач III ранга Таисия Григорьевна Джуро. Одним из сотрудников был Александр Иванович Овсиевский, дед известного барнаульского педагога Александра Овсиевского. Александр Иванович ушел на фронт на следующий день после объявления войны, работал в военно-полевом госпитале. После ранения он был направлен в тыл по инвалидности, вернулся в Барнаул и стал работать заведующим рентгенкабинетом в госпитале.
В 2016 г. институту было передано здание на ул. Пролетарской, 164, в котором разместились два факультета, учебные аудитории, книгохранилище и гостиница «Учительская». За свою историю институт размещал приезжих слушателей не только в общежитиях. В конце 1950-х гг. КИУУ располагал так называемым обобществленным фондом – шестью зданиями по ул. Партизанская, Пролетарская, Косой взвоз, Пушкина. Доходы от квартирной оплаты отражены в бухгалтерских документах того времени. В отчетах о деятельности института за 1960 и 1962 гг. есть договоры, заключенные с домовладельцами о найме жилья для слушателей. За одного слушателя институт платил 2 руб. 50 коп. в день, после денежной реформы 1961 г. – 25 коп. в день.
В марте 1977 г. директор Мария Филипповна Береговая направила письмо первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Николаю Федоровичу Аксенову: «…учебный корпус располагается в хорошем трехэтажном здании (пр. Социалистический, 60) <…>; к учебному корпусу и общежитию (по ул. Чкалова, 61а) подведена и уже два года действует теплотрасса. К 1 июня 1977 г. капитальный ремонт общежития (Чкалова, 61а) будет закончен, и тогда институт получит хорошее общежитие гостиничного типа на 226 мест. В настоящее время мы располагаем только старым общежитием на 129 мест по ул. Папанинцев, 139а, которое по постановлению крайкома КПСС (1975 г.) с пуском нового общежития должно быть передано университету…». Директор КИУУ просит сохранить за институтом общежитие по ул. Папанинцев: «…С пуском нового общежития по ул. Чкалова, 61а мы будем располагать 355 местами для размещения слушателей курсов. Это позволит институту ежегодно выполнять народнохозяйственный план по переподготовке педагогических кадров края…». Общежитие на Чкалова (сейчас – гостиница «Русь») было введено в эксплуатацию 20 марта 1978 г. При изначальной вместимости на 226 человек оно было увеличено на сто мест – за счет уплотнения и «занятия бытовых комнат». В здании по ул. Папанинцев сейчас находится педагогический лицей.
Первый руководитель института – Рясик Александр Захарович, который был назначен исполняющим обязанности директора в сентябре 1938 г. В январе 1939 г. после объединения института и методического кабинета учреждением стал руководить Долгополов Николай Ефимович.
За всю историю института сменилось более двух десятков руководителей. Василий Андриянович Максимов – участник Гражданской войны, литератор, уроженец Удмуртии, выпускник Института красной профессуры; фронтовики Иван Иванович Суворинов и Николай Никифорович Емельяненко, а также Виктор Никонович Котляр, Мария Филипповна Береговая, Людмила Владимировна Светова, Юрий Алексеевич Долженко, Владимир Иванович Матис.
Среди сотрудников института в разное время были весьма выдающиеся личности. В годы войны в КИУУ работал известный алгебраист, профессор, автор учебника по высшей алгебре (издающегося до сих пор) Леопольд Яковлевич Окунев, эвакуированный в Барнаул. Про него известно немногое: родился в 1905 г., преподавал в Высшей школе криптографов Главного управления специальной службы при ЦК ВКП(б), кроме учебников по алгебре составлял сборники комбинаторных задач по шахматам.
Николай Яковлевич Савельев, известный алтайский краевед, автор книг о выдающихся личностях горнозаводского периода истории Алтая, в 1945–1946 гг. заведовал кабинетом физики КИУУ. В течение двух месяцев в 1948 г. в КИУУ работал известный поэт Эвальд Эмильевич Каценштейн, выпускник института иностранных языков им. М. Тореза, активный участник немецкого национального движения в крае, организатор кафедры иностранных языков Алтайского государственного университета.
Известный в крае учитель физики и информатики Олег Ростиславович Львов, работавший в школе № 42, около двух лет трудился методистом в КИУУ. Лариса Иосифовна Снитко, до того как стать искусствоведом и войти в историю края как создатель коллекции Государственного художественного музея Алтайского края, работала в школах Барнаула и в институте усовершенствования учителей.
Институт активно сотрудничал с педагогами школ и учеными, привлекал в качестве лекторов преподавателей вузов. В их числе – народный учитель СССР Руфина Серафимовна Овсиевская, академик Иван Кириллович Шалаев, доктор педагогических наук, основатель музея истории образования Барнаульского государственного педагогического университета Павел Павлович Костенков.
В 1991 г. КИУУ был преобразован в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО). Возглавлявший в 1991–1997 гг. институт Владимир Николаевич Тырышкин в статье «К вопросу о реорганизации ИУУ в ИПК РО» обосновал необходимость перемен: «…Реорганизация ИУУ в ИПК РО вызвана стремлением органов управления образованием поднять уровень работы системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на качественно новую ступень, превратить институты в региональные учебно-научно-методические центры…».
В настоящее время перед институтом снова возникла необходимость реорганизации в институт развития образования. Повышение квалификации – одно из направлений деятельности. По словам Н. С. Ремневой, председателя краевого отделения Союза женщин России, советника губернатора Алтайского края, «…институт сегодня перерос свое название, он своими делами доказывает, что служит развитию не просто педагога, а всего образования…».
Наряду с традиционными направлениями деятельности (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация педагогов) институт реализует ряд инновационных проектов и направлений. АКИПКРО является ключевым оператором региональной инновационной инфраструктуры – по сути, на его базе создана современная единая образовательная платформа.
В 2017 г. АКИПКРО обучил 15 тыс. педагогов. По сравнению с уровнем 1970–1980 гг. прошлого века этот показатель вырос более чем в два раза.
В «активе» института – 100 программ повышения квалификации. В его структуре четыре факультета, семь кафедр, четыре лаборатории, филиал в г. Бийске и представительства в ряде образовательных округов Алтайского края, библиотечно-информационный центр, федеральная стажировочная площадка. АКИПКРО участвует в федеральных, региональных проектах, успешно реализует собственные проекты, издательскую деятельность и ряд проектов для школьников, которые, возможно, помогут учащимся определиться с выбором будущей профессии.
В течение ряда лет АКИПКРО является федеральной стажировочной площадкой. В 2017 г. институт получил статус «Федеральная стажировочная площадка» по двум темам: модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Институт организовал доступ почти всем школам края к электронным образовательным ресурсам, открыл электронные читальные залы Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина на своей базе и в семи образовательных округах края на базе школ.
АКИПКРО является методической площадкой внедрения профессионального стандарта «Педагог» в Алтайском крае.
В 2016 г. на базе АКИПКРО был создан Региональный методический центр по финансовой грамотности, который входит в федеральную методическую сеть. Алтайский край на мероприятиях российского уровня отмечают в числе лидеров среди регионов, осуществляющих повышение квалификации педагогов по финансовой грамотности.
Также в 2016 г. на базе АКИПКРО был создан Региональный координационный центр движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Состоялись два региональных чемпионата по системе WS, победители которых представляли Алтайский край на соревнованиях более высокого уровня.
Институт поддерживает инициативы, направленные на развитие образования, повышение культуры населения, – «Тотальный диктант», «Всероссийский географический диктант», «Этнографический диктант», «Фестиваль науки», федеральный проект «Кванториум».
Взаимосвязь АКИПКРО с педагогическим сообществом делает институт максимально включенным во многие процессы регионального образования. В регионе созданы девять ассоциаций учителей-предметников, краевое учебно-методическое объединение (КУМО), включающее 19 отделений, ежегодно проводится конференция КУМО, организатором которой выступает АКИПКРО.
Институт является соучредителем профессиональных конкурсов «Учитель года Алтая», «Педагогический дебют» и реализует ряд проектов с общественными объединениями педагогов – ассоциацией лучших школ Алтая, ассоциацией молодых педагогов, клубом лауреатов Губернаторской премии им. С. П. Титова, губернаторским клубом «Учителя-новаторы Алтайского края».
АКИПКРО – постоянный участник значимых краевых проектов. В 2017 г. в рамках международного молодежного управленческого форума «Алтай. Точки роста» впервые была организована площадка для молодых педагогов. Свою площадку «Информатизация образования: новые технологии обучения и управления» АКИПКРО проводит в рамках ИТ-форума «Электронная неделя на Алтае».
Для школьников и студентов АКИПКРО проводит экскурсии «Страна, где учатся учителя» с посещением занятий, сенсорной комнаты, научными опытами, настольными играми. Специалисты АКИПКРО участвуют в образовательной программе Международной летней детской деревни «Алтай», а именно дружины «Инновационной», где школьники учатся азам журналистики, медийной грамотности. Один из проектов института, направленных на детскую аудиторию, посвящен организации работы школьного информационно-медийного центра. На телеканале «Катунь 24» при участии школьников выходит телепроект «Правила жизни. Дети», зимой 2017–2018 гг. был проведен масштабный конкурс «Живой Алтай», посвященный природе родного края.
К числу эксклюзивных проектов института относятся проекты «Мобильный педагог», «День института в муниципальном образовании», «Методический десант», «Базовая кафедра», направленные на распространение передового опыта отдельных педагогов и привлечение практиков к повышению квалификации.
АКИПКРО издал ряд учебных пособий с региональным компонентом. В 2016 г. были изданы пособия: «Культура Алтая», «География Алтайского края»; в 2017 г. – «Астрономия», «Литература Алтая», «Ботаника: в мире растений Алтайского края», «Мастерская историка «Моя родина – Алтайский край» с элементами дополненной реальности. Пособия АКИПКРО отмечались наградами образовательного форума «УчСиб» в Новосибирске, краевого фестиваля «Издано на Алтае».
Повышение престижа профессии педагога также входит в область общественно значимых инициатив АКИПКРО. Проект «Народный просветитель Алтая» в 2017 г. был отмечен большой золотой медалью «УчСиба». В проекте объединены открытие именных аудиторий, создание сквера учительской славы и установка доски почета «Педагогическая слава Алтая», а также установка скульптуры «Народному просветителю Алтая» и издание сборника «80 педагогических династий – к 80-летию Алтайского края».

М. А. Костенко

Литература

Береговая М. Учитель учителей // Алтайская правда. 1979. 6 февр.
О краевом институте усовершенствования учителей.
Светова Л. В. Алтайский краевой институт усовершенствования учителей – научно-методический центр повышения квалификации работников образования // Непрерывное образование и новое педагогическое мышление: (сб. тез.). Барнаул, 1989. С. 3–15.
Тырышкин В. Н. К вопросу о реорганизации ИУУ в ИПК РО // Технология и эффективность управления развивающейся школой на основе системного подхода: тез. докл. к краев. науч.-практ. конф. Барнаул, 1992. С. 79–81.
Тырышкин В. Второе дыхание / В. Тырышкин, Н. Калашникова // Учительская газета. 1993. 6 июля (№ 27/29). C. 29.
Об АКИПКРО.
Тырышкин В. Н. Алтайский институт повышения квалификации работников образования: опыт, проблемы, перспективы развития // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. № 3/4. С. 91–100: табл.
Тырышкин В. Н. Институт усовершенствования учителей, краевой // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. C. 160.
Долженко Ю. А. Институт на пути развития. Справка об итогах работы АКИПКРО за 1996/97 уч. год // Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Справочно-информационный бюллетень. Барнаул, 1997. № 3. С. 4–11.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования: [проспект / отв. за вып. К. И. Рыжов]. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1999. 17 с. : ил.
Долженко Ю. А. Повышение квалификации педкадров на Алтае: опыт, проблемы в условиях обновления образования // Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики: тез. докл. юбилейн. науч.-практ. конф. Барнаул, 1999. Ч. 1. C. 3–16.
Жаркова Е. Н. О новых формах повышения квалификации педагогов края // Там же. C. 25–26.
Зырянов Г. П. АКИПКРО – в системе образования края // Там же. C. 16–18.
Тырышкин В. Н. Сохранение и развитие АКИПКРО в современных условиях как экономическая, социальная и педагогическая проблема // Там же. C. 19–20.
Калашникова Н. Г. Экспериментальная деятельность АКИПКРО // Там же. C. 21–25.
Дорошина В. И. О работе Бийского филиала АКИПКРО по повышению квалификации учителей Бийской зоны // Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Справочно-информационный бюллетень. Барнаул, 1999. № 3. C. 5–8.
Калашникова Н. Мы учимся друг у друга / интервьюер Т. Ильина // Алтайская правда. 1999. 14 апр.: портр.
Беседа с проректором АКИПКРО Н. Калашниковой в год 60-летия института.
Микуров О. Учись, учитель! // Алтайская правда. 2003. 5 марта: фот.
Об открытии регионального Центра дистанционного образования в АКИПКРО.
ГОУДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» // Алтайский край: [имена, дела, судьбы: ил. повествование]. Барнаул, 2007. Т. 2. C. 204–205: портр.
Матис В. Учителям учителей исполняется 70 лет / интервьюер В. Комяков // Вечерний Барнаул. 2008. 12 дек. С. 34: фот. цв.
Беседа с ректором АКИПКРО В. Матисом.
Публичный доклад о деятельности Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования за 2008 год / Краев. гос. образоват. учреждение доп. проф. образования Алт. краев. ин-т повышения квалификации работников образования; [авт.-сост. В. И. Матис и др.; под общ. ред. В. И. Матиса]. Барнаул: АКИПКРО, 2009. 43 с.: ил.
Алейников М. В. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), Бийский филиал // Бийск: энциклопедия. Бийск, 2009. C. 15.
Интервью с ректором АКИПКРО В. И. Матисом // Вестник образования Алтая. Барнаул, 2009. № 1. C. 6–8: портр.
Ильина Н. Наука создавать человека // Московский комсомолец на Алтае. Барнаул, 2010. 10–17 февр. (№ 7). C. 18.
Об АКИПКРО.
Публичный доклад о содержании и результатах деятельности Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования в 2010 году / Краев. гос. образоват. учреждение доп. проф. образования «Алт. краев. ин-т повышения квалификации работников образования»; [авт.-сост. В. И. Матис и др.]. Барнаул: АКИПКРО, 2011. 44 с.: ил.
Матис В. Стажировка для учителя / В. Матис, Н. Калашникова; подгот. Е. Крюкова // Российская газета. 2011. 25 авг. C. 17.
Беседа с ректором В. Матисом и проректором Н. Калашниковой АКИПКРО о стажировочной площадке «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края», реализуемой на базе института.
Жаркова Е. Н. Прорыв в инновационное будущее образования / Е. Н. Жаркова, Н. Г. Калашникова; интервьюер Л. Куренкова // Московский комсомолец на Алтае. Барнаул, 2011. 5–12 окт. (№ 41). C. 20: фот.
Беседа с проректором АКИПКРО по учебно-методической работе Е. Н. Жарковой и проректором по инновациям и инвестициям Н. Г. Калашниковой об открытии на базе института федеральной стажировочной площадки.
Публичный доклад о деятельности краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» в 2012 году / Краев. гос. бюджет. образоват. учреждение доп. проф. образования «Алт. краев. ин-т повышения квалификации работников образования»; [авт.-сост.: Н. Г. Калашникова и др.]. Барнаул: АКИПКРО, 2013. 35 с.: ил.
Федеральная стажировочная площадка «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края»: итоги реализации проекта: информ.-аналит. сб. / Е. Н. Жаркова и др.; общ. рук. проектом: Ю. Н. Денисов]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гл. упр. образования и молодеж. политики Алт. края, Алт. краев. ин-т повышения квалификации работников образования. Барнаул: АКИПКРО, 2013. 50 с.: ил.
Матюхина О. Фронт и тыл // Вечерний Барнаул. 2017. 12 мая (№ 68). C. 5: фот. цв.
Об открытии мемориальной доски на здании АКИПКРО, где в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. размещался госпиталь.
Костенко М. А. Научить учителя / интервьюер Л. Карпова; фот. Е. Налимов // Алтайская правда. 2017. 6 окт. (№ 189). C. 7: фот. цв.
Беседа с ректором Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования М. А. Костенко.
Неволина Ю. Больше возможностей // Вечерний Барнаул. 2017. 1 дек. С. 5: фот. цв.
Об открытии электронного читального зала Президентской библиотеки в АКИПКРО.

Документальные источники

Государственный архив Алтайского края (ГААК).
Ф. Р–1150. О. 1. Д. 6. Отчет Краевого института усовершенствования учителей за 1959–1960 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *