27 ноября 1921 г.


 27 НОЯБРЯ 1921 г. 

 

ОСНОВАН АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. В. М. ШУКШИНА

 

90 лет тому назад, в ноябре 1921 г., в Барнауле, среди всевозможного рода листовок, воззваний и афиш, появилась одна, казалась бы, ничем и не примечательная театральная афишка:

В Субботу, 27-го Ноября 1921 г.,

В Народном доме

ОТКРЫТИЕ СПЕКТАКЛЕЙ

ПЕРВОГО ГОСТЕАТРА

Будет дана драма в 4-х актах Гр. Ге:

«ТРИЛЬБИ»

Постановка режиссеров Арказанова и Белостоцкого

Следует сказать, что в Барнауле к началу 1920-х годов «народилось» невероятное количество театров – профессиональных, полупрофессиональных, любительских и самодеятельных. Список, составленный отделом Алтайского губполитпросвета в январе 1921 г., насчитывал 44 театра! Только на сцене Народного дома одновременно существовали несколько театральных коллективов – центральный театр, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й рабочие театры, украинская музыкально-драматическая труппа и детский театр им. К. Маркса.

Однако к осени 1921 г. это театральное изобилие практически иссякло: пришел  НЭП, учреждения культуры стали сниматься с государственного обеспечения и переводиться на местное финансирование. В Народном доме осталось только два театра – центральный и рабочий, которые были переименованы в 1-й и 2-й гостеатры. В октябре в этих театрах открылся зимний сезон. Однако, поскольку Алтайский губполитпросвет не имел достаточных финансов для материального содержания театров, он был вынужден перевести их на хозрасчет. В сложившихся условиях администрация театров для получения необходимых доходов пошла по пути увеличения цен на билеты, что, в свою очередь отпугнуло зрителей. Театр пустовал. Выход из создавшегося положения местные органы власти увидели в объединении двух театральных трупп в одну, причем войти в нее должны были только лучшие артистические силы. История умалчивает, как поделились актеры на лучших и не лучших, но… в Барнауле осталась лишь одна театральная труппа, которая именовалась труппой Первого государственного театра.

Свой первый театральный сезон Государственный театр в Барнауле открыл драмой «Трильби». Автор пьесы – петербургский актер и популярный в то время драматург Григорий Григорьевич Ге. В начале XX  в. он не раз гастролировал в Барнауле. В гастрольный репертуар Г. Ге включал в основном свои собственные пьесы, в которых и играл «заглавные роли». Г. Ге очень подружился с барнаульскими любителями, даже вел с ними переписку. Однажды он прислал в Барнаул свою новую пьесу «Реймский собор» и подарил Любительскому театру Школьного Общества «исключительное право первой постановки». Пьесу поставил режиссер А. Белостоцкий и премьера, с чествованием автора, состоялась 23 марта 1916 г. в Народном доме. Тогда же барнаульцы впервые увидели на сцене театра пьесу «Трильби», в которой Григорий Ге играл одну из своих коронных ролей – демонического музыканта Свенгали, наделенного великой страстью и сверхъестественной гипнотической силой.

          Сюжет пьесы «Трильби» Гр. Ге заимствовал из одноименного романа английского писателя Джорджа Дю Морье, написанного в 1894 г. и ставшего своего рода литературной сенсацией. Этот роман, сделавший имена героев – Свенгали и девушки-натурщицы Трильби нарицательными, был чрезвычайно моден и в России. Поэтому пьеса много лет имела большой успех на сцене.

      «Трильби» рассказывает историю девушки-ирландки, живущей в Париже и работающей натурщицей, что считалось не совсем приличным. Судьба сводит ее с тремя юными художниками, из которых самый талантливый – Маленький Билли, который влюбляется в нее. Но быть вместе влюбленным не суждено. Девушкой завладевает старый музыкант Свенгали, инфернальная личность, гипнотизер, он гипнотизирует ее, полностью подчиняя своей воле, и Трильби, до этого не отличающаяся никакими талантами, и даже не имевшая музыкального слуха, становится прекрасной певицей и с бешеным успехом выступает перед восторженной публикой. Есть, правда, одна маленькая особенность: она поет только лишь в присутствии Свенгали, под его взглядом. Когда однажды Свенгали, сидящий в ложе у сцены, внезапно умирает, Трильби замолкает навсегда. Потерю ее голоса, слуха и памяти в ее певческой карьере, списывают на шок от смерти мужа. Трильби живет теперь недалеко от своих друзей и медленно умирает. Причем болезнь ее остается неизвестной. Ей пересылают портрет Свенгали от неизвестного адресата. Она берет его в руки, словно впадает в гипноз, вновь начинает петь и....умирает. Вскоре умирает и Маленький Билли, не выдержавший потери любимой во второй раз.

         Вот такую душераздирающую мелодраму представил барнаульский гостеатр в день своего рождения – 27 ноября 1921 г.

На следующий день в газете «Красный Алтай» появилась маленькая статья, за подписью критика Нижегородского. Так как в истории нашего театра это была первая театральная рецензия, приведем ее целиком:

«27 ноября является днем открытия сезона в первом государственном театре. В этот день давали драму Гр. Ге «Трильби». Пьеса была поставлена и сыграна интересно.

Главная роль пьесы – Трильби – находилась в руках артистки Наумовой. Наумова обладает всеми данными первой величины: значительный сценический опыт, умение перевоплощаться при исполнении разных ролей и передаче внутренних переживаний тех литературных типов, которых она изображает на сцене. Нам пришлось видеть артистку Наумову в роли второй раз, и ее исполнение приковало наше внимание до конца: она дала законченный образ.

Из других исполнителей выдавались двое: Арказанов (Свенгали) и Фирсов (Билли). Первый мало знаком обществу как артист, его знают больше как театрального работника и режиссера. Но по выступлению его в «Трильби» можно определенно сказать, что это артист крупной величины, с хорошей школой и темпераментом. Свенгали в его исполнении – яркий сценический образ.

Фирсов – знакомец барнаульской театральной публики. За два последних года дарование этого артиста значительно выросло, и он обещает многое. Играл роль Билли интересно, вдумчиво и ярко.

По первому спектаклю трудно судить о способностях вторых персонажей, но несомненно одно, что некоторые из них не исполняют режиссерских указаний: например, артист Сухов, игравший Таффи, не выдержал тона джентельмена и во время объяснения с миссис Бегот не один раз… запускал обе руки в карманы брюк. Какой же это аристократ!..

Постановка пьесы старательная, но сцена освещена плохо (следует Губполитпросвету отпустить необходимые средства на покупку нескольких лампочек), оркестр в 4-м акте слаб.

Спектакль 27 ноября показал, что имеется полная возможность наладить дело в 1-м государственном театре».

С 1922 г. Первый гостеатр стал именоваться Барнаульским городским драматическим театром. Ответственным руководителем и главным режиссером театра в 1921–1922  гг. был Александр Никитович Арказанов. Вторым режиссером и одновременно директором Центрального управления театрами Алтайской губернии – Александр Андреевич Белостоцкий.

В состав первой труппы барнаульского государственного драматического театра вошли актеры: Борисов, Белостоцкий, Петров, Наумова, Валевская, Фирсов, Ратомский, Бавловский, Яковлев, Каширский, Кузьмин, Рамионский, Снарский, Морозова, Сухов, Волгина, Вершинина, Ратанов, Лесная, Травинская, Усанов, Семенова, Калинина, Криволапов, Павлов, Мухачев, Докукин, Сельский, Холодная.

В репертуаре первого театрального сезона были спектакли «Трильби» Гр. Ге, «Бесприданница» А. Н. Островского, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Касатка» А. Толстого, «Дни нашей жизни» Л. Андреева.

Однако труппу первого государственного театра сохранить не удалось. По окончанию театрального сезона труппа, по существующей в то время традиции, была расформирована, и на следующий сезон был набран другой актерский состав.

До 1935 г. стационарной труппы в театре не существовало. Каждый год Алтайским губполитпросветом назначался новый управляющий театром, который набирал новую труппу, разъезжавшуюся по окончании театрального сезона. С 1927 г. на сцене барнаульского театра посезонно работают гастрольные коллективы театров Управления Театрально-Зрелищных предприятий Западно-Сибирского края.

Попытку создать собственную труппу городского театра предприняли в 1935 г. директор Л. И. Чернов и художественный руководитель, главный режиссер В. П. Иванов, но фактическая стационаризация театра состоялась осенью 1936 г., с приходом нового художественного руководителя, актера и режиссера Василия Васильевича Познанского.

Блестяще образованный человек, носитель высокой сценической культуры, В. В. Познанский сумел создать коллектив единомышленников, настоящее художественное товарищество, которое и стало основой стационарного театра в Барнауле. В первой стационарной труппе барнаульского театра были ведущие режиссеры и актеры В. И. Володин, С. Б. Рабинов, Г. Г. Эпимахов, К. М. Агеев, артисты М. П. Гарин, М. Н. Корнилов, Я. Я. Муратов, А. К. Коковкин, Л. А. Кириченко, Н. Я. Колин, П. Д. Мохов-Ковалев, П. А. Аргутинский, актрисы Т. В. Петрова, Л. А. Паули, А. В. Догадина, О. И. Вачнадзе, Л. П. Людмилова, Н. Н. Трубковская, С. Г. Нарышкина. Главным художником театра становится и на долгие годы остается замечательный мастер сценической живописи и декорационного искусства Михаил Николаевич Николаев. Вместе с ним В. В. Познанский осуществил в театре более двадцати постановок русской и зарубежной классики. Репертуар театра обогатился пьесами Островского и Шекспира, Гоголя и Мольера, Чехова и Шиллера.

В 1937 г., с образованием Алтайского края, Барнаульский городской театр получает название Алтайского краевого театра драмы.

С началом Великой Отечественной войны театр переезжает в Бийск, уступив свою сцену эвакуированным в Барнаул театрам – Днепропетровскому русскому драматическому театру и Московскому Камерному театру.

В августе 1943 г. театр возвращается в родной город, где коллектив встречает новый художественный руководитель и директор Илья Григорьевич Боров. И. Г. Боров – заслуженный артист РСФСР и народный артист Казахской ССР, был выдающимся театральным режиссером. Он сумел поднять сценическое искусство театра до высочайшего профессионального и художественного уровня. Театральным салютом Великой Победе прозвучал в 1945 г. спектакль «Полководец Суворов» по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского. Образ Суворова создал в спектакле замечательный актер А. К. Коковкин.

В этот период начинают свою творческую жизнь ныне известные на Алтае актеры Д. Г. Паротиков, Л. И. Двоеглазов, А. Н. Самохвалов, А. М. Шелякина, М. И. Бурова. В 1950 г. первым на Алтае был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» ведущий актер театра И. В. Лесников.

С 1953 по 1958 г. художественное руководство театром осуществляет режиссер К. Д. Миленко. Он привлекает в театр молодую режиссуру, новых авторов. В 1954 г. Алтайский краевой театр драмы впервые обратился к произведению местного автора. Пьеса барнаульского поэта М. Юдалевича «Ползунов» была поставлена молодым режиссером Б. А. Вахрушевым и явилась подлинным театральным открытием. В 1957 г. на сцене театра режиссером К. Д. Миленко была осуществлена еще одна пьеса М. Юдалевича – «Так добывалась правда». По достоинству оценено мастерство лучших актеров Алтайского краевого театра драмы. В 1950-е гг. почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» были присвоены Н. Я. Колину, С. Б. Рабинову, Л. П. Перфильевой, А. К. Коковкину, С. Г. Хлытчиеву.

В сезоне 1958–59 гг. главным режиссером в театр приглашают Эмиля Абрамовича Вайнштейна, который возглавляет театр до 1969 г. В это десятилетие труппу театра пополняют талантливые актеры, среди них заслуженный артист РСФСР В. П. Мачкасов, первым в крае получивший звание народного артиста РСФСР (1965). Высочайший художественный уровень постановок обеспечивает крупный театральный художник Б. М. Астахов, заслуженный артист Казахской ССР, отдавший барнаульской сцене лучшие годы своей творческой жизни.

В 1971 г. главным режиссером театра становится С. К. Шпанов. Вместе с ним в труппу вступает заслуженная артистка РСФСР С. П. Шпанова-Талалаева. Театр обретает актрису редкостного таланта, ставшую гордостью и славой барнаульской сцены. В театр приходит «свой» композитор – М. Ф. Стариков. Ярким и самобытным становится музыкальное оформление спектаклей. Заметным явлением в театральной жизни города стали спектакли «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева, «Чудак-человек» Л. Квина и трагикомедия «Трибунал» А. Макаенка. В «Трибунале» всю мощь своего сценического дарования раскрыл в образе героя пьесы, пастуха Терешки, народный артист РСФСР Леонид Иванович Двоеглазов.

В декабре 1972 г. театр получил новое театральное здание, расположенное на центральной площади. Величественное и просторное, украшенное скульптурной композицией и мозаичным панно, оно сразу стало достопримечательностью города.

С 1973 по 1975 г. театр возглавлял режиссер А. Д. Смеляков. На новой сцене театра состоялись премьеры спектаклей «Зимняя сказка» В. Шекспира и «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Самым важным событием стала первая постановка на сцене театра произведения В. М. Шукшина «Энергичные люди». Алтайский краевой театр драмы поставил эти пьесы одним из первых в России. Режиссером спектакля был В. П. Марин, осуществивший потом немало шукшинских постановок.

Осенью 1978 г. вместе с новым главным режиссером В. Л. Чертковым, в театр приходят заслуженные артисты Бурятской АССР Н. А. Мирошниченко и Н. П. Царинина. В репертуаре театра появляется новый шукшинский спектакль – «Здравствуйте, люди!» по рассказам В. М. Шукшина.

С 1985 по 1990 г. театр возглавляет Василий Федорович Богомазов, вторым режиссером работает О. Р. Пермяков. Постановки этих лет на сцене Алтайского краевого театра драмы особенно волнуют барнаульского зрителя. С большим успехом идут спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Поминальная молитва» Г. Горина по произведению Шолом-Алейхема, «Свалка» В. Дударева, театральная дилогия «Дети Арбата» и «Дети Арбата. Другие годы» по роману А. Рыбакова, «До третьих петухов» и «Верую… Верую! Верую…» В. М. Шукшина.

27 ноября 1991 г. Постановлением Администрации Алтайского края «за художественное воплощение творческого наследия выдающегося писателя-земляка» Алтайскому краевому театру драмы было присвоено имя Василия Макаровича Шукшина.

Сегодня Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина осуществляет свою деятельность в современном театральном здании. По инициативе губернатора Алтайского края А. Б. Карлина в 2006 г. проведена капитальная реконструкция театра. В новом архитектурном решении и современном дизайне представлены внешний фасадный облик здания, интерьеры зрительского фойе, зрительный зал и сцена, установлено новое современное сценическое оборудование.  

В своем репертуаре театр ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики, популярные произведения современной драматургии.

В труппе театра более 40 артистов. Среди корифеев театра народные артисты России Д. Г. Паротиков, С. П. Талалаева, Г. Т. Обухов; заслуженные артисты России А. Н. Самохвалов, О. Л. Кириченко, Н. А. Мирошниченко, Н. П. Царинина, М. С. Переверзев, Э. В. Тимошенко. Ведущими актерами театра являются А. Хряков, А. Кирков (младший), А. Сизиков, Е. Половинкина, В. Синицин, В. Махов, Г. Зорина, Т. Королева, В. Громов, А. Кирков (старший), Е. Зотова, Л. Сорокина, Л. Самойлова, Т. Павлова. В театре работает большая группа творческой молодежи.

Высокий творческий потенциал и профессиональные достижения театра за последние годы подтверждены:

– Премиями Алтайского края (2000, 2004), Премией главы администрации г. Барнаула (2000), Демидовской Премией (2009) в области театрального искусства, Дипломом победителя межрегионального конкурса «Директор года. Предприятие года» за 2009 г. в номинации «Предприятие года–2009» за особый вклад в возрождение традиций русского театра;

– участием в Межрегиональных театральных фестивалях «Сибирский транзит» (2001–2008), Всероссийском фестивале «Реальный театр» (2003), Международном театральном фестивале «Ученики мастера» (2006), XV Всероссийском театральном Фестивале «Золотая Маска» (2009);

– Гран-при и Премией им. В. П. Редлих III Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (Омск, 2003);

– Гран-при VII Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (Барнаул, 2008);

– Национальной театральной Премией «Золотая Маска» — Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол (Москва, 2009).

 

И. Н. Свободная

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Курныкина, Г. И. Театр драмы им. В. М. Шукшина / Г. И. Курныкина, Е. А. Рябова // Барнаул : энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 288–289.

Свободная, И. Н. 80 лет со дня основания Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина // Барнаульский хронограф. 2001. Барнаул, 2000. С. 38–42. Библиогр.: с. 42.

Свободная, И. Н. Рождение стационарного театра на Алтае // Вестник культуры Алтайского края. Барнаул, 2002. № 4 (8). С. 5–8.

Свободная, И. Театр Шукшина: прошлое и будущее // Барнаул. 2004. № 2. С. 108–110 : фото.

Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина // Алтайский край: [имена, дела, судьбы : иллюстрированное повествование]. Барнаул, 2007. Т. 2. C. 235 : ил.

Свободная, И. Н. История театра на Алтае // Краеведческие записки. Барнаул, 2007. Вып. 7. С. 155–160 : фото.

Свободная, И. Первый театр Барнаула // Алтайский благодатный край. М., 2007. С. 488–491 : фото цв.

Корниенко,  В. П. Тематическое собрание «Из истории Алтайского театра драмы» // Путеводитель по фондам и собраниям Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 2009. С. 174–177.

Официальный сайт Алтайского краевого театра драмы http://www.altdram.ru

 

Комментировать