1941

1941 – Родился Валерий Сергеевич Золотухин (21 июня 1941, с. Быстрый Исток Быстроистокского района – 30 марта 2013, Москва), актер театра и кино, писатель. В широкий мир литературы наш земляк пришел с книгой «На Исток-речушку, к детству моему», которая была издана в 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» с предисловием Валентина Распутина.

В эту книгу вошли две повести «На Исток-речушку, к детству моему» и «Дребезги». С первой повестью, давшей название книге, В. С. Золотухин дебютировал как писатель в 1973 году в журнале «Юность». Это произведение о том, откуда «есть пошёл» Валерий Золотухин, от каких корней, от какой «печки»; о родном Быстром Истоке; о том, что питало и что формировало его душу; о людях, повлиявших на формирование его как личности.

Повесть «На Исток-речушку» Золотухин посвятил своему сыну Денису. Видимо, рождение ребенка обострило всегда болезненные воспоминания автора о собственном непростом детстве. Для Золотухина не важен сюжет, для него, еще недавно обреченного на больничную палату, важно ощущение жизни. «На Исток-речушку» – это геном, ДНК Золотухина, в ней зашифровано все, что составило основу его жизни. Борис Полевой, напечатавший повесть в «Юности», услышал ноту, почувствовал шифр. Возможно, он, автор бессмертной «Повести о настоящем человеке», увидел рифму между героем «На Исток-речушку», мальчиком на костылях, и своим Алексеем Мересьевым, безногим летчиком: оба, не щадя себя, пробирались к жизни, для обоих это был подвиг.

Отрывок из повести: «У него под сеном костыли лежат. Год назад он из санатория вернулся, где его лечили от туберкулеза коленного сустава. Теперь процесс остановлен, говорят, но лет до семнадцати врачи прописали ему костыли не бросать. Он обижен судьбой, потому и не обижает его брат Ванька и многих ребятишек в селе поколотил за младшего брата, которого они «Костыль-трест» дразнили. Вовка гордился Ванькой. Ванька против всей улицы за брата выходил. А Вовка артистом хочет стать – гуттаперчивым мальчиком под куполом в золотом костюмчике летать… С тонкими ногами, гибкими ветвями рук и челочкой до глаз, как у соседа Вадьки. Прыгнуть из-под самого неба ласточкой на спины коней и крикнуть “ОП-ЛЯ!” под стрекот барабана и рев толпы!!! «Выскочка ты, – говорила ему учительница по истории за то, что он парням нерадивым подсказывал, – утенок ты гадкий, а не артист». И обида, со злостью смешанная, брызгала из Володькиных глаз. «Я вам покажу, я вам докажу… Я прыгну гуттаперчивым мальчиком в золотом костюмчике на спины моих коней двумя ногами, и вы еще не раз заплачете, как плачут мужики, когда я пою “Шумел сурово Брянский лес”! Я еще прокачусь на своих вороных, гремя славою по вашему забытому переулку!!!»

Из предисловия Валентина Распутина: «Больше всего, надо признать, Валерия Золотухина делает поэтом в его повествовании наш народный язык, который он прекрасно помнит и, чувствуется, не собирается забывать, которым он не пользуется, как принято говорить, а живет, дышит, внимает. Это великое благо для каждого пишущего. И во многом он же, язык этот, как пуповина, удерживает автора в границах истинной прозы и дает возможность говорить то, ради чего он взялся за перо, глубоко и всерьез. Проза его мне нравится своим нетяжелым, как бы инструментальным отношением к ней и извлечением именно тех звуков, какие нужны».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *