Опыт и проблемы интеграции учреждений социально-культурной сферы


 А.С. Фролова, магистрант I курса.

Научный руководитель: д.с.н., профессор Р.А. Трофимова

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Характер современной социально-культурной деятельности подвергается серьезной модификации. Этому способствует действие различных факторов, среди которых - «переход… к полисубъектности культурной политики, изменение стиля функционирования социальных институтов культуры, учреждений культуры в новых условиях, во многом изменившаяся инфраструктура» [2, с. 33]. Особенную актуальность для специалистов сферы культуры приобретает выбор форм работы с аудиторией. По замечанию А.С. Кондыкова, «либерализация, коммерциализация, многосубъектность в организации культурно-досуговой деятельности… значительно расширяют спектр предоставления форм и видов досуговой деятельности, создают сложное … содержание досуговой среды» [там же, с. 13]. Такая ситуация актуализирует задачу творческого осмысления современной практики социально-культурной деятельности и выработки более четкого ее методологического сопровождения.

В современной ситуации важен выбор такого направления развития, которое бы учитывало необходимость продуктивной адаптации к произошедшим изменениям и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности деятельности учреждений культуры, укреплению стабильности всей социокультурной сферы. 

В связи с этим стратегически важным представляется вопрос интеграции учреждений культуры. Под интеграцией понимаем процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между субъектами отношений – учреждениями культуры – в достижении общих целей. В отличие от практики разобщенного стиля работы, интеграция подразумевает максимизацию конечного эффекта за счет объединения ресурсов и усилий. У каждого из партнеров-субъектов интеграции есть свои преимущества, использование на практике которых позволяет более эффективно углубить содержание и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социокультурную среду, отвечающую разнообразным интересам и требованиям.

Многие исследователи функционирования современной социокультурной сферы (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.) отмечают присутствие в ее практике феномена интеграции социально-культурных институтов. Ученые характеризуют такие связи как непрочные. Среди причин непрочности они называют «отсутствие ясного представления о… формах совместной работы» [1, с. 229]. Однако авторы не подвергают сомнению естественное для учреждений культуры «стремление к социальному партнерству» [там же] и отмечают усиление «их совместных, согласованных и скоординированных действий на основе общих, совпадающих функций» [там же] как одну из главных тенденций современного процесса развития социально-культурной сферы.

Объективную потребность в поиске инновационных путей развития актуализирует трансформация досугового пространства, которое «сегодня представляет собой… мозаичную… картину. Учреждения культуры заимствуют друг у друга несвойственные им ранее формы досуговой деятельности» [2, с. 33]. Специалисты, оценив условия функционирования, считают эффективным использование форм других сфер культуры в собственной практике – этот факт служит серьезным доказательством в пользу идеи интеграции.

Характерной чертой современной социокультурной сферы считается стремление к технологизации ее практики. Социокультурным технологиям ученые отводят роль «актуального инновационного условия обеспечения эффективности социально-культурной деятельности», а также «ресурса, позволяющего влиять на… действительность в прогнозируемом направлении»  [там же, с. 42]. Все авторы, занимающиеся научным осмыслением феномена социокультурных технологий, к числу непременных компонентов их структуры причисляют формы (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.С. Кондыков, Ю.Д. Красильников, В.В. Медведенко, Г.В. Оленина, В.В. Туев и др.). Значимость этого элемента нельзя переоценить – исследователи относят его, наряду с остальными составляющими социокультурной технологии, к «внутренним источниками самоорганизации и саморазвития» [там же, с. 32] социокультурной среды. Содержание деятельности воплощается через ее формы. Под профессиональным сотрудничеством структур социокультурной сферы мы понимаем именно интеграцию форм их деятельности.

Педагогическая модель, представляющая «комплекс социокультурных технологий, применяемых в культурно-досуговой практике, в условиях социокультурной среды» [2, с. 71], как целостная система включает несколько интегрированных подсистем-блоков, в т.ч. – содержательный. А.С. Кондыков отмечает особенную значимость когнитивного компонента содержательно блока. По его мнению, существенной особенностью этой составляющей «является ее интегративный характер с информационно-просветительными технологиями, дающими дополнительные возможности для развития познавательных интересов участников культурно-досуговых программ, расширения границ аксиосферы среды, ее позитивного влияния на освоение индивидами культурного наследия и ценностей актуальной культуры» [2, с. 73]. Информационно-образовательные, просветительные технологии автор указывает в ряду «наиболее приемлемых в решении задач оптимизации аксиосферы социокультурной среды» [там же, с. 75]. Приобщая аудиторию к гуманистическим ценностям мировой и отечественной культуры, они создают условия познания культурно-исторических традиций в контексте национальной культуры и диалога культур, формируют понимание многообразия и взаимовлияния культур, приоритета гуманистических ценностей, достоинств духовных ценностей национальной культуры. Посредством информационно-просветительных технологий осуществляется «целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное воспитание участников культурно-досуговых программ» [2, с. 76].

Чрезвычайную важную роль в жизни современного человека играют информационные потоки и информация вообще. Интенсивные информационные потоки «постоянно наполняют социокультурную среду новыми ценностями, новыми образцами поведения» [2, с. 36], выполняют «функцию формирования сознания и установок людей» [там же, с. 24], «в значительной степени обусловливают формирование и самоопределение личности в сторону наиболее значимых для себя позиций» [там же, с. 26]. Утверждение значимости информационной составляющей функционирования социокультурной сферы ведет к пониманию необходимости усиления роли этого компонента в системе реализации культурно-досуговых мероприятий. Поскольку регуляция информационных потоков в социокультурной среде во многом происходит посредством использования информационно-образовательных, просветительных технологий, составными частями которых являются информационные формы работы, постольку укрепление современной социально-культурной деятельности информационными формами считаем важным фактором гармонизации социокультурной среды.

В этом отношении особого внимания заслуживает оценка потенциала интеграции информационно-библиотечной и социально-культурной деятельностями. Общей целью работы для учреждений этих отраслей является оказание эффективной социально-культурной и духовной поддержки населению. Интеграция двух этих сфер на практике выражается через использование социально-культурной деятельностью форм информационно-библиотечной работы с целью более эффективного решения приоритетных социальных задач. Библиотеки являются сосредоточением значительных массивов информационных ресурсов, располагают значительным, накопленным за солидный период развития отрасли арсеналом форм работы, каждая из которых может быть использована вкупе с формами социально-культурной деятельности при организации совместных мероприятий для усиления эффекта общей социально-культурной поддержки, оказываемой учреждениями культуры сообществу. В Приложении помещена классификация возможного совместного использования форм социально-культурной и информационно-библиотечной деятельностей в проведении культурно-досуговых мероприятий, составленная на основе перечней форм, представленных в изданиях: В.В. Туев, «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах», 2006 [7, с. 23] и «Современные технологии социально-культурной деятельности», 2002 – издание, вышедшее под редакцией Е.И. Григорьевой [5, с. 31].

Особенно остро потребность в формировании интегративных связей между учреждениями культуры ощущается на селе. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью поддержки сложившейся там труднейшей социокультурной ситуации.

Современные организация, реализация и контроль работы муниципальной культурной сферы осуществляются по вновь установленным принципам и механизмам. В ходе реформы местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 6 октября 2003 г.) инициирована передача учреждений культуры в ведение местных органов власти, которая существенно изменила и осложнила их работу на данном этапе. Одной из главных причин осложнения стал объем бюджетов муниципальных образований. Ситуацию усугубляет отсутствие программы деятельности, которая бы предусматривала наличие эффективного адаптационного механизма для учреждений культуры сельской местности к условиям кризисного периода. Усложнение социальных задач актуализирует проблему профессиональных связей между структурами культурной сферы и ставит вопрос о насущной необходимости объединения и четкой дифференциации их усилий для эффективной реализации общих целей и задач.

С целью выяснения сложившейся ситуации в Алтайском крае по использованию форм информационно-библиотечной работы в социально-культурной деятельности и перспектив их развития было проведено исследование, в рамках которого были объединены и использованы методы стандартизированного интервью и экспертного опроса. Базами исследования явились четыре крупных муниципальных образования Алтайского края: Зональный, Смоленский, Бийский и Павловский районы. Респондентами выступили жители сел Зональное и Плешково Зонального района, Смоленское и Кировское Смоленского района, Сростки Бийского района и Павловск Павловского района. Исследование проводилось в период с 22.04.2010 г. по 05.05.2010 г. Интервьюирование осуществлялось с учетом следующих параметров: место жительства (село), возраст, образование и социальный статус респондентов. Объем выборки составил 90 человек. В качестве экспертов выступили работники 12 библиотек 12 сельских муниципалитетов Алтайского края (Бийского, Зонального, Смоленского, Павловского, Волчихинского, Калманского, Кытмановского, Мамонтовского, Ребрихинского, Табунского, Чарышского и Шипуновского). Процедура опроса была поведена с учетом следующих параметров: место работы, местожительство, должность и возраст опрошенных. Объем выборки – 28 респондентов.

По окончании изучения респондентских ответов стало возможным подтвердить наличие и определить современный набор информационно-библиотечных форм социально-культурной деятельности, применяемых в муниципалитетах Алтайского края:

литературный салон, творческая гостиная (село Смоленское Смоленского района);

интеллектуальная игра, деловая игра, фестиваль, семинар, ток-шоу (село Павловск Павловского района);

экскурсия-знакомство, интегрированный урок (село Сростки Бийского района).

Положительный эффект интеграции признают 61,5% экспертов от общего числа опрошенных. Взаимодействие сфер получило высокую оценку и со стороны респондентов-пользователей услуг учреждений культуры.

Особенный интерес в ходе исследования вызвал анализ ответов молодежной группы респондентов. На этапе подготовки к проведению опроса исследователем была предварительно отведена роль основного потребителя услуг и продуктов учреждений культуры на селе именно этой группе. Молодежь в большей своей части обладает значительным уровнем мобильности и интеллектуальной активности, чем отличается от других групп социума. Согласно тексту Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, к категории молодежи относятся граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет [6]. Число молодых людей, принявших участие в стандартизированном интервью, составляет 40 человек от общего – 90 человек – числа респондентов, т.е. более 44%.

Общая оценка состава запросов жителей сел к социально-культурной деятельности муниципалитета произведена по итогам изучения ответов респондентов на вопросы стандартизированного интервью: «Нуждаетесь ли Вы в услугах, которые Вам оказывает библиотека села?» и  «Нуждаетесь ли Вы в услугах, которые Вам оказывает дом культуры (клуб) села?». Иллюстрация процентного выражения ответов респондентов-молодых жителей сел Зональное, Смоленское, Сростки и Павловск  (40 опрошенных) на вопросы представлена в диаграммах 1 и 2 соответственно:

Диаграмма №1

 

Диаграмма №2

 

Результаты исследования позволяют говорить о заинтересованности молодежи в услугах сельских учреждений культуры: и библиотека и сельский клуб востребованы большинством опрошенных.

Оценка уровня удовлетворенности жителей сел-участников стандартизированного интервью организацией и реализацией муниципальной социально-культурной деятельности происходила на основе анализа ответов респондентов на вопрос стандартизированного интервью: «Удовлетворены ли Вы организацией Вашего досуга?». В диаграмме №3, приведенной ниже, отражено распределение мнений молодых респондентов по этому вопросу с указанием сел, в которых они проживают, а в диаграмме №4 представлены совокупные данные ответов молодежи без деления на места жительства:

Диаграмма №3

 

Диаграмма №4

 

Из представленных сведений становится ясно, что говорить о достаточной степени удовлетворенности молодежи качеством функционирования структур социокультурной сферы на селе нет оснований. Исправление ситуации в пользу поднятия уровня удовлетворенности сельчанами организацией местного досуга подразумевает необходимость внесения изменений в процесс осуществления этими учреждениями своей деятельности. Обоснование потребности интеграции учреждений культуры, необходимости «объединения усилий» проистекает из идеи оптимизации общей социально-культурной ситуации посредством укрепления социально-культурной деятельности информационно-библиотечными формами в исполнении приоритетных для муниципалитета социальных задач.

Итоги исследования позволяют сделать некоторые выводы. Присутствие ряда информационно-библиотечных форм в муниципальной социально-культурной деятельности трактуется как верная оценка практиками сложностей современной ситуации. Решение специалистов о необходимости развития исследуемого нами направления рассматривается как серьезное основание в пользу его признания в качестве оптимального варианта функционирования.

Усиление эффекта от реализации муниципальной социально-культурной деятельности напрямую и опосредованно оказывает действие на перспективное развитие муниципалитета в целом. Результаты изучения современной  социокультурной ситуации на селе указывают на необходимость развития информационно-библиотечных форм в социально-культурной деятельности как одного из залогов успешного функционирования муниципальной социокультурной сферы.

Таким образом, учет сложностей современной ситуации в сфере культуры обуславливает рассмотрение интеграции как перспективного направления функционирования социокультурной сферы в силу признания объединения потенциалов учреждений культуры в качестве фактора повышения эффективности в процессе достижения важнейших социально-культурных задач муниципального сообщества.

Приложение

Классификация применения форм социально-культурной деятельности (СКД)

и библиотечной работы для решения социальных задач СКД

Формы СКД

Формы библиотечной работы

Приобщение человека к богатствам культуры

вечера вопросов и ответов;

вечера-встречи;

игровые программы;

индивидуальные беседы;

консультации;

конференции;

круглые столы, дискуссии;

кружки, студии, коллективы;

лекции, чтения, лектории;

массовые праздники;

народные гуляния;

работа в творческих мастерских;

семинары;

творческие гостиные, салоны;

театрализованные представления, шоу;

тематические вечера;

 устные журналы, альманахи;

фестивали и др.

 

 

 

 

 

беседа;

библиотечный плакат;

вечер вопросов и ответов.

вечер-встреча;

викторина, конкурса, олимпиада;

выставка;

диспут;

клуб;

литературный вечер;

подбор литературы;

презентация книги;

просмотр литературы;

составление списка литературы;

устный журнал;

читательская конференция.

Формирование ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей личности

вечера вопросов и ответов;

вечера-встречи;

индивидуальные беседы;

консультации;

конференции;

круглые столы, дискуссии и др.

кружки, студии, коллективы;

лекции, чтения, лектории;

народные гуляния;

работа в творческих мастерских и др.

семинары;

творческие гостиные, салоны;

театрализованные концерты;

театрализованные представления,

тематические вечера;

тренинги;

устные журналы, альманахи;

фестивали.

 

 

 

 

 

 

библиографический обзор;

библиотечный плакат;

вечер-встреча;

выставка;

клуб;

литературный вечер;

презентация книги;

просмотр литературы;

составление списка литературы;

устный журнал;

читательская конференция.

Стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности личности

беседы;

вечера вопросов и ответов;

вечера-встречи и др.

викторины, конкурсы, олимпиады;

деловые игры;

инициативные клубы;

конференции;

круглые столы, дискуссии;

кружки, студии, коллективы;

семинары;

творческие гостиные, салоны;

тематические вечера.

 

 

 

 

 

 

беседа.

вечер вопросов и ответов;

вечер-встреча;

викторина, конкурс, олимпиада;

клуб;

составление списка литературы;

читательская конференция.

Создание условий для полной реализации творческого потенциала личности

викторины, конкурсы, олимпиады;

игровые программы;

кружки, коллективы, студии;

любительские объединения;

посиделки;

работа в творческих мастерских;

творческие салоны, гостиные;

тематические вечера и др.

 

 

 

 

 

викторина, конкурс, олимпиада;

диспут;

клуб;

литературный вечер;

составление списка литературы;

читательская конференция.

Создание условий для социализации личности

вечера вопросов и ответов;

вечера-встречи;

игровые программы;

индивидуальные беседы;

конференции;

круглые столы, дискуссии;

кружки, студии, коллективы;

лекции, чтения, лектории;

массовые праздники;

народные гуляния;

работа в творческих мастерских;

семинары;

творческие гостиные, салоны;

театрализованные концерты;

театрализованные представления, шоу;

тематические вечера;

фестивали и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

беседа;

библиографический обзор;

библиотечный плакат;

вечер-встреча;

выставка;

клуб;

литературный вечер;

презентация книги;

просмотр литературы;

составление списка литературы;

устный журнал;

читательская конференция.

     

 

Список литературы

Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М., 2004. – 539 с.

Кондыков, А. С. Социально-культурная деятельность в условиях современной социокультурной среды : сб. науч. ст. / А. С. Кондыков ; Алтайская государственная академия культуры и искусств. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 87 с.

Культурно-досуговая деятельность / Под. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М. : МГУК, 1998. – 460 с.

Медведенко, В. В. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга (на примере туристического бизнеса) / В. В. Медведенко, Г. В. Оленина; АлтГАКИ. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2009. – 191 с.

Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е. И. Григорьева. – Тамбов, 2002. – 504 с.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.admhmao.ru/socium/molod/ Yprav/1760.htm

Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах / сост. В. В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. – Барнаул, 2006. – 87 с.

 

// Развитие сферы образования, культуры, искусства: проблемы, тенденции, перспективы : материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Дню академии (11 февраля 2011 г.). – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – С. 209–215.

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх