Проблема интеграции учреждений культуры


А. С. Фролова

Научный руководитель: Трофимова Р. А., д.с.н., профессор

Проблема интеграции учреждений культуры как способа организации эффективного функционирования муниципальной социально-культурной сферы

Многочисленные религиозные деятели, писатели, ученые, философы и публицисты отмечают актуальность таких негативных характеристик современного общества как наличие прогрессирующих процессов личностной и социальной деморализации и деградации, потеря духовных основ и нравственных твердынь, утрата традиционными для народного мирочувствия идеалами статуса единого морального ориентира. На глазах всего нескольких поколений народа России произошла девальвация прежде неопровержимых ценностей человеческой жизни, веры, семьи, детства, труда, чреватая тяжелейшим духовным упадком в будущем. В деле разрешения сложившейся кризисной ситуации важным является фактор организации совместной деятельности различных социальных институтов. Наряду с Церковью и государством значительная роль в противодействовании указанным отрицательным тенденциям развития общества должна быть отведена социально-культурным институтам – муниципальным библиотекам, клубам, музеям, театрам и др. как учреждениям, способным обеспечить в рамках конкретного муниципального образования реализацию деятельности в области государственной культурной политики. К числу направлений последней относятся сохранение и развитие традиционной культуры и народного художественного творчества и организация условий включения социума в контекст родной культуры.

В связи с этим, актуальной представляется оценка потенциала системной организации муниципальной сферы культуры, предусматривающей укрепление культурно-досуговой сферы за счет реализации модели полисубъектного участия в процессе продуцирования конечного результата. Речь идет об интеграции, понимаемой как процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между субъектами отношений – учреждениями культуры – в достижении общих целей.

В пользу идеи интеграции говорят следующие позиции:

Процессы децентрализации, обусловленные принятием положений Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 6 октября 2003 г.), обозначили автономную суть муниципалитета, его ориентацию на внутренние интересы местного сообщества, зафиксировали включенность учреждений культуры в местный контекст, сориентировали их на решение общих, – стоящих перед муниципалитетом в целом, – задач. Подчинение всех учреждений культуры по принципу единоначалия местным органам власти расширяет возможности осуществления эффективного управления посредством персонифицикации власти в лице конкретных муниципальных служащих и создает ситуацию максимальной территориальной близости субъектов властных отношений, что может рассматриваться как во многом благоприятное условие для инициации и укрепления отношений сотрудничества между ними. Муниципальная реформа устраняет ведомственную принадлежность – барьер для профессиональных контактов внутри муниципалитетов, и создает благоприятные условия для разработки и исполнения единой концепции развития сферы культуры отдельной территории, предусматривающей участие в ней всех учреждений культуры.

Все более заметной становится тенденция усиления компонента самостоятельности в решении проблем местного сообщества в противовес институционализированным механизмам государственной поддержки населения. Она выражается в организации землячеств, этнокультурных центров и др. сообществ. Эта тенденция может быть причислена к важнейшим условиям развития интеграции, поскольку обнажает признание субъектами местного сообщества положительных сторон объединения усилий в решении разного рода вопросов локального масштаба: социально-культурных, экологических, этнокультурных и др.

В отличие от практики разобщенного стиля работы, интеграция подразумевает максимизацию конечного эффекта за счет объединения ресурсов и усилий разных учреждений культуры. Каждый из партнеров-субъектов интеграции обладает рядом преимуществ, использование на практике которых позволяет более эффективно углублять содержание и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социокультурную среду, отвечающую разнообразным интересам и требованиям. Организованное партнерское взаимодействие при подготовке культурного мероприятия, способно за счет взаимопроникновения технологий и форм работы разных учреждений обогатить и разнообразить его содержание.

Современные учреждения культуры осуществляют свою деятельность в условиях, приближенных к условиям информационного общества, что обуславливает рост самостоятельной ценности информации и политическое признание приоритета развития информационно-коммуникационной отрасли. Библиотеки в контексте стратегической потребности в усилении информационного компонента во всех сферах жизнедеятельности приобретают особое положение вследствие обладания значительными массивами информационных ресурсов. Приобщая аудиторию к гуманистическим ценностям мировой и отечественной культуры, они создают условия познания культурно-исторических традиций в контексте национальной культуры и диалога культур, формируют понимание многообразия и взаимовлияния культур, приоритета гуманистических ценностей, достоинств духовных ценностей национальной культуры. Возможности библиотек могут быть использованы другими учреждениями при организации совместных мероприятий для усиления эффекта общей социально-культурной поддержки, оказываемой местному сообществу. Западный опыт функционирования сферы культуры подтверждает способность библиотеки к исполнению роли координирующих структур в системе партнерских отношений учреждений культуры конкретной местности.

Развитию интеграционных процессов в сфере культуре способствует наличие общей цели работы для ее учреждений, которая заключается в оказании эффективной социально-культурной и духовной поддержки населению. В ряду направлений совместной работы учреждений культуры могут фигурировать: патриотическое воспитание, социальное проектирование, семейное воспитание, нравственное, эстетическое, экологическое, правовое просвещения, профориентационная и социальная работы и др. Партнерство структур социально-культурной сферы обладает рядом обоюдных выгод, заключающихся в постановке общих целей, экономии средств, исключении дублирования, приобретении навыков мобильности и инициативности. Чрезвычайную важность в условиях муниципального образования приобретает необходимость утверждения значимой роли учреждений культуры, презентации их действительного потенциала для обоснования их способности к участию в эффективном решении задач муниципального масштаба, поэтому интеграция предстает в качестве стратегического ресурса развития.

Таким образом, учет сложностей современной ситуации в отечественной сфере культуры обуславливает рассмотрение интеграционных процессов в качестве перспективного направления функционирования социокультурной сферы в силу признания объединения потенциалов учреждений культуры в качестве фактора повышения эффективности в процессе решения важнейших социально-культурных задач муниципального сообщества.

// Девятые Макушинские чтения : материалы научн. конф., 15-16 мая 2012 г., г. Барнаул. – Новосибирск, 2012. – С. 303–306. 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх