Интеграционный аспект организации функционирования


А. С.Фролова

 

Интеграционный аспект организации функционирования социально-культурной сферы в некоторых зарубежных странах

 

Отечественная социально-культурная сфера за последние десятилетия претерпела существенные изменения (муниципализация, либерализация, коммерциализация, многосубъектность в организации культурно-досуговой деятельности), в результате которых стала очевидной необходимость реконструкции культурно-досуговой среды, поиска возможности приведения характера функционирования сети культурно-досуговых учреждений в соответствие с потребностями современного человека, в т.ч. посредством создания новых типов учреждений.

В связи с этим, представляется полезной оценка опыта функционирования зарубежной социально-культурной сферы, характеризующейся активным развитием кооперации учреждений культуры, призванной повысить эффективность их деятельности и качество обслуживание населения путем организации партнерских связей в целях взаимоиспользования ресурсов, коллективного предоставления услуг, разработки и осуществления культурно-досуговых, просветительных и др. программ, повышения квалификации кадров и т.д.

Для анализа состояния зарубежной социально-культурной сферы на предмет характеристики ее интеграционной составляющей (наличия отношений сотрудничества между организациями культуры) были избраны следующие государства, в программах развития отрасли культуры которых в приоритете значился пункт «организация партнерских связей»: Германия, Франция, США, Новая Зеландия и др.

Под интеграцией понимаем процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между субъектами отношений – учреждениями культуры – в достижении общих целей. В отличие от практики разобщенного стиля работы, интеграция подразумевает максимизацию конечного эффекта за счет объединения ресурсов и усилий. У каждого из партнеров-субъектов интеграции есть свои преимущества, использование на практике которых позволяет более эффективно углубить содержание и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социокультурную среду, отвечающую разнообразным интересам и требованиям.

Многие государства, такие, как Франция, Германия, Великобритания, Швейцария, Финляндия, Нидерланды испытали на себе действие масштабных реформ, направленных на децентрализацию властных полномочий, с начала 70-х гг. прошлого века [11]. Эти страны относительно России имеют немалый опыт организации функционирования учреждений культуры в условиях муниципалитетов. В настоящий момент, по прошествии более, чем сорокалетнего срока с начала актуализации муниципальных реформ в этих странах, есть возможность обозначить общие черты организации функционирования муниципальной социально-культурной сферы и направления развития интеграционных процессов в контексте зарубежной культурной политики.

Наличие развитой и эффективно функционирующей системы досуга и рекреации населения считаются неотъемлемыми элементами культуры социально и экономически развитых государств. В.М. Чижиков, А.Д. Жарков, Е.П. Сугатова отмечают распространенное среди иностранных теоретиков и практиков социально-культурной деятельности мнение, согласно которому понятия «досуг» и «рекреация» не являются синонимичными. Рекреация «предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности,… конструктивные и социально оправданные занятия», в отличие от досуговой деятельности, не обладающей «ярко выраженной ценностной ориентацией» и не исключающей «нездоровые и антисоциальные проявления наклонностей… части населения» [7, c. 434, 15, с. 89]. Согласно одной из точек зрения, именно это различие является причиной, по которой рекреацией занимаются государственные и некоммерческие агентства (заинтересованные, в первую очередь, в максимизации социального эффекта от осуществляемой работы), а досуг населения организуют коммерческие организации (занятые поиском путей роста собственной прибыли).

Рядом специалистов (А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковым, Е.П. Сугатовой, Н.Н. Ярошенко и др.) отмечается идентичность моделей организации рекреационной и досуговой деятельности в странах Северной Америки (США и Канаде) и в европейских странах. Собственно, организация социально-культурной деятельности за рубежом происходит на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном – город, село, община, земля и др.). Функции каждого уровня строго разграничены: на государственном уровне определяются общие положения культурной политики страны, на региональном – региона, на местном уровне происходит практическая реализация социально-культурной деятельности. Значительную часть своих управленческих функций государство со временем передало «на места», роль «локального фактора» в культурной политике значительно возросла [3, c. 24].

Достаточно сказать, что в настоящее время главная роль в разработке, утверждении и реализации муниципальных рекреационных программ отводится именно местной администрации. Исторически рекреационное движение, прежде всего, ассоциируется с развитием рекреационных услуг на местах, что обуславливает наличие большого количества рекреационных объектов именно на территориях муниципалитетов. Поэтому, именно профильные агентства, созданные под эгидой государственных органов местного уровня, поддерживают наиболее тесный контакт с населением, являются основными поставщиками культурных услуг. «Главными территориальными центрами, где осуществляется наиболее активное рекреационное обслуживание, являются городские районы» [7, c. 443]. Существует специальный термин – «муниципальная рекреация», – которым обозначается рекреационное обслуживание на городском уровне.

Основной целью культурной политики зарубежных стран «провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого» [3, c. 25]. Явлению рекреации в общей культурной сфере отводится роль важного фактора общественной жизнедеятельности за счет ее способствования «развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, обретению психологического равновесия,… оказания существенного влияния на воспитание групповой солидарности и, таким образом, содействия достижению положительных социальных взаимоотношений как между отдельными индивидами, так и представителями групп многонационального населения» [3, c. 453].

Основные средства на реализацию проектов культурной политики и социально-культурной деятельности расходуются на местном (муниципальном) уровне по усмотрению местных же советов по культуре. К ряду основных направлений финансирования муниципальной социально-культурной деятельности относятся:

информационно-познавательная и просветительная деятельность в сфере культуры;

рекреационно-оздоровительная деятельность;

социальная работа, реализуемая вкупе с социально-культурной деятельностью;

этнокультурное образование;

организация досуга детей, подростков, лиц среднего и пожилого возрастов;

организация театральных мероприятий и др.

В.З. Дуликов и А.Д. Жарков отмечают прочность финансовой основы и значительную самостоятельность местных органов власти в проведении муниципальной культурной политики, которые позволяют «в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность» [3, с. 29]. Помимо государственного и коммерческого секторов, в финансировании учреждений культуры принимают активное участие спонсоры и меценаты (стимулом к распространению меценатства в странах Европы является законодательно утвержденное освобождение сумм, выделенных на развитие культуры, от налогообложения).

Таким образом, зарубежная социально-культурная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и организационно-управленческих средств, а также системы образования специалистов [12], направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными по­требностями в области досугово-рекреационной деятельности.

Основными структурно-функциональными компонентами рекреаци­онной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслужива­ния населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направле­ний деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину [12].

Прежде чем рассматривать интеграционные процессы на конкретных примерах, необходимо отметить роль библиотек как инициаторов, организаторов и координаторов сотрудничества между учреждениями зарубежной социально-культурной сферы. Это, возможно, объяснимо несколькими причинами. Во-первых, резким ростом самостоятельной ценности информационных ресурсов, состоявшемся благодаря широкому распространению концепции информационного общества, специфическими чертами которого является положение знания в современном посткапиталистическом мире как основного товара, увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества, а также занятость подавляющего большинства работников (по разным оценкам от 60% до 70%) в сфере генерации, переработки и хранения массивов информации. Во-вторых, политическим признанием приоритета развития информационно-коммуникационной отрасли (функционированием специальных советов, отделов при правительствах государств, наличием и ратификацией подавляющим большинством стран программ, утверждающих необходимость развития и повышения качества функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры – Тунисского обязательства, Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни и др.). В-третьих, наличием обладающего весом в мировом масштабе профессионального объединения, занимающегося разработкой и распространением генеральных программ развития отрасли – IFLA (Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений – неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки и национальные библиотечные организации и информационные службы из 150 стран мира), а также ряда библиотечных объединений уровня конкретных государств (например, ALA – Американская библиотечная ассоциация, Ассоциация словацких библиотекарей и мн. др.). Итак, именно библиотеки во многих ситуациях берут на себя роль координирующих структур в системе партнерских отношений учреждений культуры конкретной местности.

Об опыте совместной работы учреждений культуры Германии. Одной из наиболее обсуждаемых проблем в культуре, образовании современной Германии является проблема чтения. Специалисты отмечают как факт снижение культуры чтения в стране, обращают внимание на то, что интерес к чтению теряют прежде всего дети и подростки [17, с. 83]. Этот вывод стал стимулом для новых исследований в области современного состояния чтения в стране и новых поисков путей поддержки и пропаганды чтения.

В масштабах страны в процессе разработки и осуществления проектов, а также для организации семинаров и встреч для поиска новых решений по проблеме падения интереса к чтению в Германии привлекаются самые различные учреждения: библиотеки, школы и дошкольные учреждения, издательства, федеральные и земельные министерства, профессиональные объединения и союзы, а также частные лица [17, с. 87].

В пределах земельного масштаба проводятся массовые кампании, включающие многочисленные акции, реализуемые совместно правительством и учреждениями культуры и образования земли – школами, дошкольными учреждениями, библиотеками, благотворительными фондами, издательствами, профессиональными союзами и т.д. Участникам предлагается множество увлекательных мероприятий, участвуя в которых они могут проявить свои творческие способности и просто получить удовольствие от чтения. Спектр мероприятий кампании обширен – это литературные чтения, часы чтения вслух, экскурсии, выставки, кинопоказ книжек с картинками, дни учреждений культуры. Все они ставят своей главной целью привлечь участников к чтению, обладающему, по мнению специалистов, значительным рекреативным потенциалом.

Большой популярностью в Германии пользуются мероприятия, связанные с пропагандой книг. Они носят в разных землях различные названия – Дни литературы, литературные фестивали, Дни книги, Недели книги, Дни книжной весны, Дни книжной осени, Дни библиотек, Дни чтения и т.д. Эти мероприятия проходят в библиотеках, молодежных центрах, художественных галереях, общеобразовательных школах, детских садах, в церквях, сберегательных кассах [17, с. 90] и т.п. и включают в себя, прежде всего, чтение авторами своих произведений с последующими дискуссиями на культурные и литературные темы, различные выставки, спектакли, семейные вечера, часы чтения вслух, кинопоказы, конкурсы, викторины, соревнования чтецов и начинающих писателей, различные «творческие мастерские», где можно рисовать, разыгрывать сценки из литературных произведений, сочинять собственные стихи и рассказы, т.е. проявлять в полной мере способности к творчеству [там же].

Земля Тюрингия подготавливает в рамках кампании «Желание читать» Неделю чтения и приурочивает ее к Лейпцигской книжной ярмарке. Детям и подросткам предоставляется возможность посетить ярмарку и принять участие в ее мероприятиях, а затем рассказать на уроке в школе об увиденном и услышанном там. Многие библиотеки, участвующие в этой неделе, проводят родительские вечера, предоставляют школам в пользование комплекты различных изданий, разрабатывают и осуществляют проекты, посвященные книгам и чтению, предлагают сеансы чтения вслух, авторские чтения и многое другое [17, с. 90].

В земле Саксония в октябре 2005 г. в г. Веймар в стенах библиотек прошло мероприятие под названием «Лирическая ночь», во время которого ученики музыкальной гимназии участвовали в исполнении лирических произведений литературы с музыкальным аккомпанементом [17, с. 19]. Пользуются популярностью тюрингенские Дни сказок, в течение которых дети и подростки могут посещать часы и вечера сказок, спектакли и другие мероприятия [там же]. Члены общества "Грайфсвальдские недели сказок" в г. Грайфсвальд (земля Мекленбург-Передняя Померания) рассказывают немецкие сказки и сказки других народов в общеобразовательных школах, детских садах, домах инвалидов [там же].

Обращаясь к рассмотрению опыта сотрудничества различных учреждений социально-культурной сферы Германии по приобщению детей к чтению, следует обратить внимание на комплексный характер этой работы. Ее библиотеки, как правило, планируют совместно с детскими образовательными учреждениями (как дошкольными, так и школьными) в рамках единых программ, охватывающих различные возрастные категории детей, а также их родителей, что определяет и конкретные формы работы, и используемые при этом методы и средства. Для развития интереса к чтению у маленьких детей библиотеки рекомендуют прежде всего чтение вслух. Согласно исследованиям, такое чтение имеет большое значение – оно развивает способность к концентрации внимания и фантазию, стимулирует эмоциональное развитие, воображение, интеллект. Так называемые «часы чтения вслух» проводит практически каждая библиотека, часто с привлечением обученных ею же добровольных чтецов [16, с. 29].

Немецкие библиотеки придают большое значение подготовке таких чтецов (в Германии их называют «наставниками по чтению»), прежде всего из числа родителей, учителей, воспитателей и других заинтересованных людей. Городская библиотека г. Вупперталь с ноября 2004 г. по январь 2005 г. подготовила 54 «наставника по чтению», которые успешно работают в начальных школах, детсадах и библиотеках. Ежеквартально библиотека проводит семинары для «наставников» с целью обмена опытом, а также, чтобы проинформировать о книжных новинках и предложить интересные идеи игрового обращения с литературным материалом. По замечаниям специалистов, добровольные помощники работают очень активно и с большим энтузиазмом [16, с. 29].

Учреждения социально-культурной сферы сотрудничают друг с другом также для проведения популярных мероприятий по повышению информационной грамотности местного населения, которые проводятся под эгидой отдельных библиотек или библиотечных объединений в пределах одного города. Например, высшие учебные заведения, школы, детские сады, биржи по трудоустройству г. Штутгарт выступили партнерами при организации учебного центра, на базе которого функционируют курсы компьютерной грамотности для городского населения. Муниципальные власти предоставили им помещение – здание Культурного центра железнодорожника. На средства спонсоров в нем были оборудованы 10 компьютерных мест, имеющих доступ в Интернет. Ряд Штутгартских библиотек на паритетных началах участвовали в комплектовании медиатеки* учебного центра электронными справочными изданиями, энциклопедиями, учебниками и обучающими программами. [1, с. 51].

Также библиотеки в сотрудничестве со школами, клубами и учебными центрами осуществляют обучение информационной грамотности школьников [1, с. 51]. В этом направлении сильны партнерские связи образовательных структур и библиотечных учреждений. Например, Центральная городская библиотека Дуйсбурга рекомендует учителям и сотрудникам школьных библиотек перечень аудиовизуальных материалов: учебных и познавательных фильмов, обучающих компьютерных игр и тестов – для использования на уроках. Центральная городская библиотека г. Биберах рекомендует воспитателям для занятий с группами дошкольников в детских учреждениях диафильмы, созданные на основе иллюстрированных детских книг. Каждая коробка содержит в себе книгу, диафильм и методические рекомендации для того, кто проводит мероприятие [1, с. 52].

Таким образом, функционирование социально-культурной сферы Германии характеризуется наличием отношений сотрудничества между субъектами отрасли, в состав партнеров входят следующие учреждения: клубы, библиотеки, музеи, художественные галереи, органы власти разных уровней (федерального, регионального и муниципального), профессиональные объединения и союзы, общественные организации и объединения, молодежные объединения, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения, издательские организации, частные лица и др.

Об опыте совместной работы учреждений культуры Франции. Многими специалистами отмечается близость систем государственного устройства Франции и России. Поэтому полезно обратиться к французскому опыту организации функционирования социально-культурной сферы, изучить состояние развития в ней интеграционных процессов.

В ходе проведения государственной реформы органам местного самоуправления были переданы многие функции и полномочия, включая и финансирование учреждений социально-культурной сферы. Децентрализация государственного управления во Франции, начавшаяся в 1982 – 1983 гг., провоцировала недоверие и осторожность со стороны социально-культурных учреждений, поскольку они полагали, что реформа приведет к распылению ресурсов, опасались уклонения местных властей от линии, проводимой государством, а также давления с их стороны на руководителей подчиненных им организаций [8, с. 99-100].

Опасения были учтены, децентрализация проходила поэтапно; были разработаны механизмы, препятствующие деградации качества работы учреждений. Так, например, публичные библиотеки не вышли полностью из-под контроля центральных органов власти. Деятельность любой местной библиотеки, как и ранее, подлежит проверке со стороны генерального инспектора библиотек, особенно в отношении формирования фондов и квалификации сотрудников. В каждом региональном управлении культуры работает советник по вопросам книги и чтения, уполномоченный распределять соответствующие государственные субсидии и финансовую помощь, а также поддерживать инициативы библиотек, издателей и книготорговцев, направленные на распространение книг и чтения [8, с. 100].

Именно с актуализацией реформы местного самоуправления во Франции получила развитие идея тесного взаимодействия всех учреждений социальной сферы для наиболее полного удовлетворения потребностей различных категорий населения в образовательных, социальных и культурно-досуговых услугах. Постепенное распространение полифункциональных социокультурных центров в итоге привело к появлению ставшего сверхпопулярным среди жителей страны Национального центра искусства и культуры им. Ж. Помпиду (другое название - Публичная информационная библиотек), задуманного как «вместилище самых выдающихся произведений из всех областей искусства» [4]. Он была построен в 1977 г. в г. Париже по новаторскому проекту, создавалась главным образом для «неучащейся публики» (лиц, не имеющих возможности по каким-либо причинам продолжать свое образование в учебных заведениях). Национальный центр отличается высоким уровнем технической оснащенности. Учреждение, по замыслу своего основателя Ж.-П. Сегена, должно была стать «университетской библиотекой для не студентов университетов». Вопреки прогнозам, вместо 4 тыс. в библиотеку ежедневно стали приходить более 13 тыс. читателей (т.е. более 4 млн. в г.). Однако значительную долю посетителей, как свидетельствуют материалы регулярных исследований, составляют именно студенты [8 с. 100].

По замыслу Ж. Помпиду, Национальный центр должен был уделять внимание всем видам современного искусства, поэтому современное учреждение включает помимо библиотеки клубные учреждения, художественные галереи, площадки для поведения спектаклей, музей.

В структуру Центра Помпиду входят два подразделения: Музей современного национального искусства (являющийся крупнейшим хранилищем в мире (44000 экспонатов)) и Отдел развития культуры. Цель деятельности первого из них заключается в том, чтобы представлять самой широкой публике произведения, как современного искусства, так и предыдущих эпох в области скульптуры, живописи, рисунка, дизайна, архитектуры, фотографии, кино, видео и т.д. Что же касается Отдела развития культуры, то предоставляемые им для всех желающих возможности «просто поражают воображение» [4]. Огромная библиотека Центра, вход в которую бесплатный, рассчитана на 2000 мест. В ее распоряжении находится 350000 различных печатных материалов, в том числе 150000 книг и журналов, 400 наименований периодических изданий и 2500 концертных записей [4].

Об опыте совместной работы учреждений культуры Соединенных Штатов Америки (США). Для социально-культурной сферы США характерной особенностью является концентрация на выгодах использования потенциала партнерства различных учреждений в процессе исполнения общих целей и активная декларация принципа партнерского взаимодействия в официальных документах различного уровня (программы и концепции отраслевого и межотраслевого развития, внутриотраслевые договоры и соглашения и др.). На примере конкретного случая возможно зафиксировать характерные черты интеграционных процессов в названном государстве.

В 2006 г. по инициативе Национального фонда искусств (the National Endowment for the Arts - NEA) в США было начато осуществление программы «The Big Read» (буквальный перевод: «Большое чтение», т. е. широкое распространение чтения, массовое чтение). Она проводится в сотрудничестве с Институтом музейного и библиотечного обслуживания и некоммерческой региональной организацией «Arts Midwest» [10, с. 14].

Чтобы принять участие в программе «The Big Read», необходимо подать соответствующую заявку и изучить «Запрос о предложениях», в котором в частности, отмечается, что от организаций, участвующих в программе, потребуется выполнение в числе прочих установок следующую: «Осуществлять программу в сотрудничестве с государственными, общественными и частными организациями с целью максимального охвата всего местного сообщества» [там же, с. 17]. Особенно большое значение придается привлечению организацией-заявителем к партнерству музеев, культурно-спортивных центров, местных средних школ, молодежных групп, центров для пожилых людей, тюрем, организаций социального обслуживания, средств массовой информации, организаций, связанных с искусством, фирм, торговых палат, книготорговых организаций и др. [там же, с. 17]. Таким образом, в процессе отбора кандидатов в участники программы фигурирует критерий «наличие/отсутствие опыта сотрудничества» с другими организациями [там же, с. 16].

Специалисты отмечают, что в последнее десятилетие главной движущей силой в деле распространения чтения в США стало сотрудничество различных организаций на любом уровне – на национальном и региональном, на уровне штатов и местных сообществ [10, с. 9].

Таким, образом, в число субъектов партнерства социально-культурной сферы США входят местные средние школы, музеи, культурно-спортивные центры, молодежные группы, центры для пожилых людей, тюрьмы, организации социального обслуживания, организации, связанные с искусством, фирмы, средства массовой информации, благотворительные фронды, бизнес-структуры, органы власти различных уровней и др. Наличие в различных культурных программах и проектах пункта, обязывающего участников к работе в сотрудничестве с другими организациями, является серьезным стимулом для развития партнерских отношений между учреждениями социально-культурной сферы.

Об опыте совместной работы учреждений культуры Новой Зеландии. Актуализация реформы местного самоуправления превратила муниципалитет в относительно автономную территориальную единицу с ориентацией на внутренние интересы местного сообщества. Это определило обращенность учреждений культуры к занятию краеведением, т.к. знание гражданами истории своего края способствует объединению местных сообществ. В Новой Зеландии библиотеки являются главным ресурсом краеведческой информации и играют важную роль в комплектовании и обеспечении сохранности документального наследия своих регионов, часто – в сотрудничестве с музеями, историческими и генеалогическими обществами.

Многие библиотеки, клубы и др. организации участвуют в инновационных программах поддержки чтения, настраивая детей и молодежь на восприятие чтения как удовольствие и источник знаний. Кампания в поддержку чтения, организованная сетью библиотек г. Крайстчёрч совместно с городской командой по регби, проходила дважды и ориентировалась на использование образов спортивных героев в качестве ролевых моделей для побуждения к чтению мальчиков.

Развитие образовательных программ в поддержку непрерывного образования является в Новой Зеландии общегосударственной инициативой, реализуемой соответствующими местными органами власти в сотрудничестве с библиотеками и образовательными учреждениями (школьными и дошкольными). Совместно с региональными представителями сферы образования библиотеки разрабатывают программы, предназначенные для курсов повышения квалификации и переподготовки.

Учреждения культуры страны сотрудничают друг с другом в деле укрепления местных сообществ и предоставления их членам возможности участия в жизни общества и принятии решений. В мультикультурном окружении структуры социально-культурной сферы заботятся о том, чтобы их услуги и фонды отражали социальное и культурное разнообразие местного сообщества. Местные власти в сотрудничестве с публичными библиотеками, клубными учреждениями, музеями общественными организациями, уделяют особое внимание работе с иммигрантами, многие из которых ранее не имели возможности посещать учреждения культуры. Они помогают иммигрантам становиться частью местного сообщества, обеспечивают им возможность получения доступа к материалам на их родном языке, участия в мероприятиях, посвященных их родной культуре и т.д. [2, с. 151].

Одной из проблем местных властей Новой Зеландии является низкий уровень участия населения в избирательной кампании и содействие вовлечению граждан в процесс обсуждения и принятия решений, касающихся жизни местного сообщества. Структуры социально-культурной сферы предстают в качестве посредников между муниципальными властями и населением посредники, они призваны гарантировать доступность социальной, гражданской и правительственной информации. Их сотрудничество в общем направлении предоставления свободного доступа к информации, создания возможностей для обсуждения насущных проблем и выявления различных мнений и точек зрения, развития и поддержки баз данных общественно значимой информации способствуют развитию и укреплению местного сообщества. Учреждения культуры, оснащенные современным оборудованием, расширяют возможности людей для объединения и участия в совместных мероприятиях, чтобы выразить свое мнение. Они могут предоставлять свои помещения и оборудование для организации общественных встреч, в том числе виртуальных. Развитие учреждениями культуры совместной деятельности тем более значимо, что каждое из них имеет в обществе культурный вес. Так, например, результаты пилотного проекта Комиссии по государственным службам, проводившего исследование в одной из крупных публичных библиотек страны, показали, что объем информации, предоставляемой библиотеками, превосходит использование информационных ресурсов Интернет [2, 152].

В Новой Зеландии распространена практика работы ряда учреждений культуры (музея, клуба, школы, библиотеки, рекреационных, консультационных, учебных, культурных организаций) в структуре торгового, делового или досугового центра.

Таким образом, новозеландскими практиками осознан потенциал партнерских связей, благодаря которым им удается вносить весомый вклад в развитие муниципалитетов. Существует много примеров сотрудничества между библиотеками и местными организациями, такими как группы обучения для взрослых, школы, музеи, предприятия малого бизнеса и исторические общества. Партнерство развивается по многим направлениям: бизнес, здравоохранение, культура, искусство, образование. Участники совместных проектов предоставляют возможности для осуществления региональных или национальных инициатив на местах. Партнерство включает распределение ресурсов или средств, что позволяет его участникам предоставлять те услуги, которые невозможно было осуществить в одиночку. В качестве примера можно привести опыт объединения «Книги для детей», участниками которого являются: сеть городских библиотек г. Окленда, Оклендский клуб «Ротари» (клуб деловых людей, бизнесменов) и Оклендский районный отдел здравоохранения. Целями этой инициативы являются приобщение к чтению малолетних детей из неблагополучных семей и предоставление детям доступа к книгам. [2, с. 156].

Об опыте совместной работы учреждений культуры в некоторых других странах.

В отраслевых концепциях развития некоторых стран Европы присутствует положение о необходимости развития партнерских отношений между учреждениями культуры.

В Чешской Республике в первой концепции библиотечного дела (выдвинута в 1999 г. под названием «Стратегия библиотек в 1999 – 2003 гг.»). содержится указание на дальнейшее развитие сотрудничества библиотек с музеями, архивами и другими учреждениями, занятыми выявлением, учетом, обеспечением сохранности и предоставлением в пользование культурного наследия.

В Болгарии существует развитая сеть «характерных только для Болгарии общественных учреждений, которые совмещают в себе функции библиотеки, театра, школы танцев, музыки и иностранных языков, а также клубов по интересам» [18]. Название переводится на русский как «место для чтения». Основное предназначение читалиште состоит в совмещении как можно большего числа форм культурно-просветительской деятельности в одном месте. Все мероприятия проводятся в разные дни недели и в разное время суток, поэтому для всех мероприятий специалистам достаточно одного пианино и одного комплекта музыкальных инструментов, которые они используют по очереди для обучения детей, для танцев, хорового исполнения песен и т. д. Как же поступают с артистическими костюмами и театральным и художественным реквизитом. Единственным многофункциональным помещением в читалиште является библиотека, хотя в некоторых исключительных случаях в ней проводятся уроки или тихие занятия. Первые формы читалиштной деятельности возникли в Болгарии в 1856 г. в гг. Свиштов, Лом и Шумен. Теперь в Болгарии действуют 3417 читалиште [18].

Ряд отечественных специалистов (Т.Г. Киселева, В.З. Дуликов, Н.Н. Ярошенко и др.) отмечает теснейшую связь между социально-культурной деятельностью и социальной работой за рубежом (и практически, и организационно), подтверждением чему может служить зарождение и утверждение статуса общественно значимой отрасли деятельности в странах Швейцарии, Германии и Франции [3, с. 32] «социально-культурного аниматорства». Суть этого направления социальной педагогической работы состоит в «реализации программ творческой реабилитации, социально-психологической консолидации общественных групп» [19, c. 5]. Социокультурное аниматорство за рубежом стало одним из общепризнанных инструментов эффективного решения многочисленных социальных проблем: маргинальности, распространения суицидальных и националистических настроений, социальной изоляции и многих других. Современные технологии социально-культурной анимации обращены на обеспечение возможности самоидентификации личности как полноправному представителю той или иной досуговой общности, а также условий для включения ее в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности. Важной составляющей процесса социально-культурного аниматорства является социально-культурная педагогика, рассматриваемая как один из способов «самоорганизации и самосохранения общества» [19, c. 32], вследствие ее направленности на общественное воспитание, распространений ценностей культуры и трансляции норм и образцов социального поведения.

В состав учреждений, профессионально занимающихся социокультурной анимацией, входят и активно взаимодействуют между собой театры, образовательные школы, школы искусств, галереи, музеи, библиотеки, церковные организации и мн. др. учреждения. Практика вовлечения в организацию мероприятий разных специалистов и форм деятельности получает широкое распространение. Одним из примеров социально-культурного аниматорства является «деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительных мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.)» [2, с. 59], организуемых силами специалистов не только театральной области деятельности, но и других учреждений культурной сферы.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и Ю.А. Стрельцов еще в первой половине 1990-х гг. отмечали факт «синтеза культурологических и социологических факторов» [6, c. 129] в качестве характерной черты новой социокультурной ситуации, обуславливающей требование к полифункциональному развитию социально–культурной деятельности. Выход за рамки «собственно свободного времени» и вторжение в другие сферы общественной жизни, по мнению авторов, неизбежны по причине расширения «диапазона задач [работы учреждений социально–культурной сферы] в связи с необходимостью организационно–педагогического воздействия на такие социальные общности как семья, соседство, территориальные общины,… этнические группы и т.д.» [6, c. 129]. По замечанию ученых, «удельный вес элементов практического действования и связанных с ним организационных усилий заметно повышается в… социокультурных центрах в связи с интеграцией в их сферу социальной работы» [5, с. 129].

Другой специфической особенностью зарубежной организации СКД на местном уровне, по мнению В.З. Дуликова, является «отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека – это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).

Специалисты называют ряд факторов, определяющих развитие отношений сотрудничества между учреждениями зарубежной социально-культурной сферы: сложившиеся исторические традиции, политика, проводимая руководителями административно-территориальных образований, финансовые возможности организаций, их местонахождение и др. [8, с. 107].

В числе проблем сотрудничества учреждений культуры за рубежом фигурируют: сложность сохранения профессиональных особенностей в процессе совместной работы над различными проектами, программами и планами; возможность различного понимания субъектами партнерства целей сотрудничества и направлений развития; трудность организации сотрудничества между органами местного самоуправления разного уровня (например между крупным городским советом и соседними сельскими советами); наличие различий в законодательстве и порядках финансирования между муниципальной и центральной властями; проблемы выбора единого программного обеспечения для информационно-коммуникационных систем учреждений культуры, составления взаимодополняющего расписания работы организаций, удобного для всех категорий посетителей/читателей/клиентов/пользователей, разработки единых тарифов на платные услуги и т. д.

Таким образом, функционирование зарубежной социально-культурной сферы характеризуется наличием развитых интеграционных процессов. Сотрудничество, партнерство, совместные проекты на самом разном уровне, создание стратегических и деловых союзов – отличительная особенность современной социокультурной ситуации за рубежом. Движущие силы такого подхода включают рыночное сближение, постановку общих целей, экономию средств, преимущества в стоимости, исключение дублирования [2, с. 155].

Государственные и муниципальные органы власти стимулируют развитие партнерских отношений между структурами социально-культурной сферы посредством разработки различных документов, регулирующих работу отрасли, которые содержат положения о полезности и необходимости развития сотрудничества в русле достижения общих целей. Большинство программ, проектов и планов создается, корректируется и финансируется в рамках муниципалитетов, что создает комфортные условия для совместной деятельности субъектов партнерства: основная часть работы по организации социально-культурной деятельности приходится на долю департаментов, советов или отделов по культуре при местных администрациях, которые создают условия для максимально точного выявления и удовлетворения социально-культурных потребностей различных групп населения конкретной местности.

В качестве другой характерной тенденции функционирования зарубежной социально-культурной сферы можно обозначить стремление к развитию многофункциональных культурно-досуговых пространств в противоположность специализированным учреждениям культуры.

Изучения современной зарубежной социокультурной ситуации обуславливает рассмотрение интеграции как перспективного направления функционирования социокультурной сферы в силу признания объединения потенциалов учреждений культуры в качестве фактора повышения эффективности в процессе достижения важнейших социально-культурных задач муниципального сообщества.

 

Примечания

*Медиатека – современная библиотека более высокого качественного уровня, отвечающая мировым стандартам обслуживания, имеющая в своем фонде документы самых разнообразных видов (от печатных до электронных и мультимедийных), а также обеспечивающая пользователям доступ к Интернет и другим информационным сетям [9].

 

// Культура, искусство, художественное образование: состояние, проблемы, перспективы : [сборник научных статей]. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – С. 157–160.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх