11 сентября 1935 г.


11 сентября 1935 г. 

Родился космонавт Г. С. Титов (1935–2000)

 

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 г. в с. Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края в семье учителя.

Отец Степан Павлович был организатором драматических кружков учителей и колхозников  в селе. Сам мастерил сыну игрушки, помогал  разбираться  в несложных мальчишеских проблемах, терпеливо и настойчиво воспитывал  в сыне уважение к людям, к семье, к товарищам, к труду. «Мне кажется по сей день: все, что есть лучшего во мне, от отца. Мать (Александра Михайловна) – ласковая и доверчивая… Неустанно в работе и в заботах, она полностью доверила отцу наше воспитание. Я старался никогда не обидеть ее шалостью или непослушанием» (Титов Г.С. Моя голубая планета).

В 1938 г. семья перехала в с. Полковниково. Когда началась война, отец ушел на фронт, а мать вместе с детьми переехала к своему отцу в с. Майское Утро. Там в 1943 г. Герман поступил в начальную школу.

В 1945 г. отец вернулся с фронта, и семья Титовых возвратилась в с.Полковниково. Отец снова начал преподавать, а Герман пошел в новую для него школу. Он был постоянным участником художественной самодеятельности, посещал литературный кружок. На сельской сцене ставились пьесы, музыкальные спектакли и различные инсценировки на местные темы.

В 1950 г. Герман Титов окончил 7 классов в с. Полковниково и продолжил обучение в Налобихинской школе.

Герман увлекался радиотехникой, в этом ему помогал физик Семен Николаевич Ванюшкин, который часами засиживался после уроков, собирая с ребятами приемники или усилители для школьного радиоузла. Учитель Иван Васильевич Калиш привил мальчику любовь к математике.

В старших классах Г. Титов заметно уступал в росте своим сверстникам. Он развивал в себе ловкость, выносливость и физическую силу.  Летом каждый день проезжал около ста километров на велосипеде; вначале было трудно, затем привык, и эти тренировки стали ему в удовольствие.

В июле 1953 г. Герман Титов окончил Налобихинскую среднюю школу. Его призвали в ряды Советской Армии. На призывной комиссии он изъявил желание стать летчиком. На это решение повлияла не только детская мечта о небе, но и встреча военного летчика,  с учащимися школы, где учился Герман.

Косихинский райвоенкомат направил Г. Титова в Кустанайскую школу летчиков. Школа не имела своих помещений для жилья, и курсанты год жили в землянках, выкопанных своими руками. Несмотря на трудности быта, именно здесь, в Кустанае у Германа появилась истинная любовь к самолетам. Весной 1954 г. он начал летать на самолете «Як-18».

После окончания летной школы Г.С. Титов подал рапорт с просьбой направить его в летное училище. В январе 1955 г. он был направлен в Сталинградское военное авиационное училище им. Краснознаменного Сталинградского пролетариата, которое в то время находилось в г. Новосибирске. Герман Степанович окончил училище с отличием. За время учебы он освоил пилотирование самолетов «Як-11» и «Як-18», а также реактивных «УТИ», «Миг-15 бис».

С 1957 г. Герман Титов служил в 26-м Гвардейском истребительном авиполку 41-й истребительной авиадивизии 76-й воздушной армии, который базировался в поселке Сиверское Ленинградской области.

Еще в детстве Герман Титов любил читать стихи А.С. Пушкина. Теперь он воочию мог увидеть город, который построил Петр I, воспел в своих стихах А.С. Пушкин. Г.С. Титов гулял по набережным, посещал Эрмитаж, другие музеи и выставки. Он старался посмотреть все достопримечательности, не пропустить ничего.

В январе 1960 г. Г.С. Титова зачислили в первый отряд космонавтов. И опять вмешался случай. В полк приехала комиссия, и после рассмотрения личных дел пригласила на собеседование нескольких летчиков. Герману Степановичу предложили летать на новой технике, а на какой не сказали. Он согласился. Вскоре вызвали в Москву на медицинское обследование, которое Г.С. Титов успешно прошел. Именно тогда Г.С. Титов понял, что речь идет не о самолетах, а о космических ракетах. Задумался. Вернулся в полк, оформил отпуск, поехал на родину. Только через два месяца он вернулся в Сиверское, а полка нет – передислоцировался за границу, а насчет Г. Титова никаких распоряжений оставлено не было. Тогда он вспомнил о предложении из Москвы. Позвонил, и вскоре получил вызов. Это был март 1960 г. А уже через год он был одним из шести счастливцев, претендовавших на первый в мире полет человека в космос. В специальную подготовку космонавтов входили полеты на самолетах, во время которых на короткое время создавалось состояние невесомости; вращение на центрифуге, вестибулярные тренировки, тепловые нагрузки, длительная изоляция.

Приближался день запуска первого космического корабля с человеком на борту – 12 апреля 1961 г. Государственная комиссия выбрала Юрия Гагарина.

Из воспоминаний Г.С. Титова: «Улетал не я, я был запасным – дублером, как стали говорить после, но мне казалось, что слова моего друга, которому выпала честь лететь первым, исходили из моего сердца. Ведь и я думал об ответственности перед советским народом, перед настоящим и будущим».

Первый космический полет был успешно завершен. На вторую половину лета 1961 г. был запланирован второй полет продолжительностью три оборота вокруг земли. Но у академика С. П. Королева и его сторонников было мнение, что такой краткосрочный полет мало что даст для науки в плане изучения влияния невесомости, радиации и других явлений на человеческий организм и его работоспособность. В вопросе определения продолжительности второго полета особый вес имело мнение тех, кому предстояло лететь, «орликов», как ласково называл их С. П. Королев. И когда он спросил мнение Г. С. Титова, Герман Степанович ответил: «Я готов. Понимаю, для чего нужен суточный. Верю, что такой полет можно выполнить уже теперь и готов доказать это на деле». На решающем  заседании Государственной комиссии было принято решение в пользу суточного полета.

В конце мая  1961 г. было принято решение назначить командиром корабля «Восток-2» Г. С. Титова, дублером – Андриана Григорьевича Николаева. Два месяца напряженных тренировок, ни один час не проходил зря.

Утром 5 августа начались предстартовые испытания ракеты. До старта оставалось чуть более полусуток, и хотя Герман Степанович досконально знал, что он будет делать каждую секунду полетного времени, он еще и еще просматривал программу полета. Накануне старта с Германом Степановичем беседовал главный конструктор С. П. Королев, который еще раз напомнил ему, что наука возлагает на этот полет очень большие надежды.

А незадолго до полета Г. Титов получил письмо от отца, в котором Степан Павлович писал: «Я не хочу строить догадки о том, что у тебя затевается, но если едут к нам люди, вероятно, дело серьезное… Покажи, что порода наша может послужить общему делу, в меру своих сил и возможностей».

6 августа 1961 г. в 8 часов по московскому времени на орбиту был выведен космический корабль «Восток-2», пилотируемый летчиком-космонавтом СССР, Г. С. Титовым. Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 18 минут космический корабль совершил 17 оборотов вокруг земного шара и преодолел расстояние более чем 700 тыс. км. Полет Германа Титова дал много научных сведений, имевших огромное значение для дальнейшего освоения космоса.

Но не все было просто в полете. На первом и втором витках во время сеансов связи Герман Титов делился впечатлениями от увиденного, бодро докладывал о системах корабля и самочувствии. На следующих витках эмоции пропали. На вопросы «Зари» (позывной Центра управления полетом) следовали односложные ответы. Специалисты на земле забеспокоились. На связь с «Орлом» (позывной Г.С. Титова) вышел Павел Попович, один из соратников Г. С. Титова. «Ну, как дела?», – спросил он. «Хреново», – со всей искренность ответил Г. С. Титов и поделился с другом своими ощущениями. Павел порекомендовал Герману, конечно со слов врача, привязать себя к креслу (космонавт по условию программы должен был свободно перемещаться  по кабине корабля), не смотреть на Землю и попытаться подремать. Лишившись внешних раздражителей, Г. С. Титов быстро пришел в норму. Благодаря этому полету, специалисты поняли, что большое значение имеет устойчивость вестибулярного аппарата и в дальнейшем, внесли существенные изменения в методику тренировок. Несмотря на некомфортное самочувствие, Герман Степанович первым запечатлел на снимках Землю из космоса; они были опубликованы во всех газетах не только России, но и всего мира.

17 декабря 1961 г. впервые после полета в космос Г. С. Титов приехал в родное село Полковниково. Тепло встретили земляки героя-космонавта. Состоялось много встреч с жителями района, учителями и учащимися школ, где он учился.

После первого суточного орбитального полета Г. Титов остался работать в Центре подготовки космонавтов. В 1962 г. Германа Степановича избрали депутатом Верховного Совета СССР. Неоднократно Г.С. Титов приезжал на Алтай с отчетом о своей работе в качестве депутата Верховного Совета СССР.

В 1968 г. Г.С. Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и получил квалификацию «летчик-космонат-инженер». Одновременно, находясь в отряде космонавтов, он готовился по программе «Спираль» (пилотируемый многоразовый крылатый космический аппарат). Г. С. Титов стал летчиком-испытателем 3 класса.

В 1970 г. Г.С. Титов ушел из отряда космонавтов и поступил в Военную академию Генерального Штаба. Когда учеба в академии близилась к завершению, начальник Главного управления космических средств Министерства обороны А. Карев  пригласил его на работу в Управление, куда после окончания академии Герман Степанович и перешел, и следующие 19 лет занимал должности от заместителя начальника Центра управления космической авиацией военного назначения до первого заместителя. На протяжении этого времени Г. Титов в должности председателя входил в ряд государственных комиссий по летно-конструкторским испытаниям космической техники. Под его руководством принимался в эксплуатацию ракетоноситель «Зенит». Именно ему пришлось принимать нелегкое решение о досрочном возвращении экипажа «Салют-5» (Б. Волынов, В. Жолобов).

В 1975 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации, а в 1979 – генерал-лейтенанта; в 1991 г. Г.С. Титов ушел в запас в звании генерал-полковника.

Герман Степанович – автором ряда книг. Он был заместителем главного редактора журнала «Авиация и космонавтика». Несколько лет занимался общественно-коммерческой деятельностью, был президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», заместителем председателя Совета Российского  центра конверсии аэрокосмического комплекса.

За вклад в дело освоения космоса Г. С. Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда, он был награжден орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени и многими медалями.

Девять стран мира удостоили его своих наград – ему присвоены звания: Героя Демократической Республики Вьетнам, Героя Социалистического Труда Народной Республики Болгарии, Героя Монгольской Народной Республики, он получил высшую награду Германской Демократической Республики – орден Карла Маркса.

Своими орденами Г. С. Титова наградили также Индонезия, Югославия, Румыния, Конго, Сирия. Он вел большую общественную работу, был председателем Общества советско-вьетнамской дружбы.

Г.С. Титов был лауреатом Ленинской и Ломоносовской премий. Его именем назван кратер на Луне, подводная гора в Тихом океане и остров у берегов Вьетнама.

Герман Титов является почетным гражданином одиннадцати городов. В 2000 г. побывал в Узбекистане, в Красноярске на 40-летии аэрокосмической академии, в США – на 25-летии со дня открытия обелиска в честь перелета чкаловского экипажа через Северный полюс в Америку, и в последний раз побывал у себя на родине – в с. Полковниково.

Из последнего интервью Г. С. Титова: «Я только что побывал в тех краях. Летал специально, чтобы родным воздухом подышать, посмотреть на поля, вообще посмотреть, что там осталось от «Майского Утра».

2 сентября 2000 г. Г. С. Титов скончался от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

На родине в с. Полковниково есть музей им. Г.С. Титова. Музей существует с 1965 г. Вначале это был школьный музей, и расположен он был в бывшей школе-семилетке, где когда-то учился Г. С. Титов. В 1990 г. он стал муниципальным и подчинялся комитету по культуре Косихинского района.

16 января 2002 г. в целях увековечения памяти Г.С. Титова в соответствии с распоряжением администрации края в с. Полковниково создано государственное учреждение «Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова». В 2011 г. музей был открыт после масштабной реконструкции. Сейчас гостей Полковниково встречает новый музейный комплекс. Он включает в себя два объекта: школу-семилетку, в которой учился Герман Титов (старое здание музея), и новое здание, где расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. Общая площадь нового музейного комплекса теперь превышает тысячу квадратных метров.

Музей необычен – его экспозиции посвящены не только космонавту, но и его отцу, интересному, самобытному человеку, учителю, певцу, композитору, художнику.

Представлены художественные работы отца Германа Титова, семейные фотографии и личные вещи. Отдельно представлена космическая тематика. Безусловно, внимание посетителей привлечет макет корабля «Восток-2», в котором Титов 6 августа 1961 г. за 25 часов 18 минут облетел вокруг Земли (он был вторым человеком после Юрия Гагарина, совершившим полет в космос). Здесь можно также увидеть кусочек настоящего лунного грунта, подаренного космонавтом музею, космическую пищу, форму космонавта. Во дворе музея стоит одноместный самолет, на котором тренировался Герман Титов.

 

Г.Н. Порошина, директор Музея космонавтики им. Г. С. Титова в с. Полковниково Косихинского района

 

Источник информации: Алтайский край. 2005 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2004. (текст в формате pdf)

 

 

Комментировать