28 мая 1908 г.


28 мая 1908 г.

 

 Зарегистрирована старообрядческая община церковного прихода во Имя Честнаго и Животворящего Креста Господня в Барнауле

 

Крестовоздвиженский храм Барнаула. Первая четверть 20 в.История Крестовоздвиженской общины в Барнауле, одного из основных направлений в старообрядчестве – белокриницкого (современное название: Русская Православная Старообрядческая Церковь), тесно связана со строительством храма во Имя Честнаго и Животворящего Креста Господня и историей старообрядчества на Алтае.

Крестовоздвиженская община впервые официально была зарегистрирована 28 мая 1908 г., хотя первые сведения о ней относятся к 1841–1860 гг. Именно тогда появились первые доносы в соответствующие органы на обосновавшихся к тому времени в Барнауле старообрядцев, не без основания подозреваемых в «оживленной агитации в пользу раскола».

Существование общины при постоянно оказываемом давлении как светских, так и духовных властей в определенной степени было возможно благодаря организаторской и финансовой поддержке со стороны богатых старообрядцев: Афониных, Черкасовых, Волковых. Основание прихода и его деятельность во многом связаны с именами представителей этих купеческих фамилий.

К концу 1890-х гг. Крестовоздвиженская община уже достаточно крепко стояла на ногах. Около 1897 г. был выстроен двухэтажный дом (недалеко от места будущего строительства здания церкви). В верхнем этаже дома устроили молельную, предположительно, с походным алтарем, внизу – квартиру для священника. Вскоре стали проводиться регулярные церковные службы. Но легальная жизнь общины стала возможной только после выхода императорского указа «О началах веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и сенатского указа «О порядке организации общин» от 17 октября 1906 г.

27 сентября 1906 г. Барнаульская городская дума вынесла определение об отводе участка земли старообрядцам белокриницкого согласия под постройку молитвенного дома «около усадьбы Лобкова в количестве 263,25 саженей».

На одном из церковных собраний 1907 г. было принято решение о регистрации собственной общины и тогда же – решение о постройке каменного храма во Имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня. 28 мая 1908 г. общим присутствием Томского губернского управления было дано определение: «Разрешить образовать в г. Барнауле старообрядческую общину, приемлющую священство Белокриницкой иерархии и распространяющую деятельность на деревню Бажеву и Казенную заимку в двадцати верстах от Барнаула, о чем опубликовать в сенатских объявлениях и Томских губернских ведомостях, со внесением в реестр, и объявить доверенному просителей Ивану Иовичу Черкасову через барнаульского уездного исправника».

Храм был заложен в 1909 г. Проектная документация до сих пор не обнаружена, но в «Журнале входящих и исходящих бумаг Барнаульской старообрядческой Крестовоздвиженской церкви» имеется запись от 5 мая 1913 г., в которой упоминается имя архитектора И. Ф. Носовича: «…о подписке Носовича Томскому губернскому строительному отделению по постройке церкви», на основании чего долгое время считалось, что он мог быть автором проекта храма. Возможно, что в проектировании храма принимал участие приглашенный в Барнаул в 1908 г. в качестве городского архитектора А. Л. Шиловский, как считает Т. М. Степанская, не ссылаясь при этом на источники. Первое и на сегодняшний день единственное свидетельство о церковном здании, в основном законченном к 1911 г., содержится в «Перечне храмов, построенных старообрядцами за 1905–1914 гг.», который был опубликован в качестве приложения к книге известного старообрядческого писателя и публициста И. А. Кириллова «Правда старой веры» (1916). В «Перечень…», за исключением храмов Москвы и Петербурга, выстроенных к указанному году, вошло более четырехсот старообрядческих церквей. Крестовоздвиженская была одной из них.

Помощь в реконструкции внешнего облика храма может оказать «Опись церковного имущества барнаульской Крестовоздвиженской общины» за 1922 г., хранящаяся в Государственном архиве Алтайского края, в которой зафиксированы не только размеры храма, материал, из которого он был построен, но и дано его описание.

В 1911 г. строительство не было окончательно завершено. Сказывалась нехватка средств, старообрядчество всегда рассчитывало лишь на свои собственные ресурсы и возможности. Немалую часть доходов община тратила на организацию как общинной, так и епархиальной деятельности (к указанному периоду барнаульская община стала одним из ведущих центров белокриницкой иерархии в Сибири). Поднятие крестов состоялось только в мае 1915 г., и лишь через полгода после этого, 13 декабря, храм был освящен.

Здание Крестовоздвиженской церкви на берегу барнаульского пруда по улице Подгорной, 81.

Редкая по своей красоте и благолепию служба освящения храма состоялась при огромном стечении народа (только в барнаульском приходе тогда числилось более шестисот человек). Освящение совершил епископ томский, алтайский и минусинский Иоасаф (Журавлев) в сослужении восьми священников. После литургии были провозглашены «многолетия» царствующему дому, российскому воинству (т. к. шла война), создателям и благотворителям храма. По древнему русскому обычаю настоятель храма о. Иаков Чучалин вручил икону с образом Христа Спасителя Киприяну Афанасьевичу Волкову, который не только возглавлял строительную комиссию, но, как выразился о. Иаков, являлся «главным вдохновителем совершившегося».

Барнаульская община являлась центром 3-го благочиния белокриницкого согласия Томско-Алтайской епархии. Вместе с Барнаулом в благочиние входили приходы деревень Бажево, Санарово, Южаково, сел Полковниково, Елбанское, Ворониха и др. Община выступала за разделение Томско-Алтайской епархии на Томскую и Алтайскую, но решить этот вопрос не удалось.

Практически все епархиальные съезды начала XX в. проходили в Барнауле. Организация и проведение съездов целиком лежали на прихожанах Крестовоздвиженской общины. 20–24 июля 1917 г. в Барнауле прошел 5-й епархиальный съезд, в рамках его – съезд старообрядцев всех согласий с представителями общин беглопоповцев, поморцев, часовенных. Съезд обсудил земельный вопрос, а также вопросы о государственном строе, об отношении к войне, Учредительному собранию. Наиболее активные томско-алтайские деятели епархии во главе с епископом Тихоном присутствовали на Освященных соборах «боголюбивых епископов, честных иереев и благоговейных христиан», проходивших в Москве на Рогожском – духовном центре русского старообрядчества. Среди них – члены приходского совета барнаульской Крестовоздвиженской церкви А. И. Волков, К. К. Балакин, И. С. Шумихин.

Документы свидетельствуют о насыщенной и сложной жизни общины в конце XIX– начале XX вв. Некоторые семьи служителей Барнаульского завода и крестьяне прилегающих сел, приемлющие белокриницкую (церковную) иерархию, за совершением церковных таинств (крещение, венчание, отпевание, исповедь, причастие, соборование) обращались к малочисленным старообрядческим священникам. Об этом составлялись «по секрету» соответствующие фискальные записки как священниками единоверческих, так и новообрядческих церквей в Барнаульское духовное правление и священно-церковнослужителям Захарьевского прихода при градо-Барнаульском Петро-Павловском соборе. По метрической книге о браке, спискам и анкетам лиц, принятых в члены Крестовоздвиженской общины, можно судить о социальном и имущественном положении прихожан, среди которых были купцы, мещане, кустари, рабочие, крестьяне, военные и др.

Как правило, семьи были многодетными и большинство прихожан считали себя православными с самого рождения. Сегодня эти документы являются неоценимыми источниками по изучению генеалогии старообрядчества Сибири, так как встречаются весьма редко. Среди самых активных прихожан Крестовоздвиженской общины были семьи Волковых, Черкасовых, Тиминых, Балакиных, Ковиных, Шумихиных, Попковых, Гусевых и др., потомки которых живут и сегодня. Стоит отметить, что в 20-е гг. XX в. регулярно собирался совет общины, на котором рассматривались вопросы хозяйственной, духовной жизни, а также – участия в мероприятиях епархиального и всероссийского уровней. Предметом особой заботы совета являлись «престарелые старушки общины», которым оказывалась посильная помощь. Эта традиция сохранилась и поныне, что не может не сказаться положительно на воспитании подрастающего поколения.

В соответствии с решением Оргкомитета ВЦИК по Алтайскому краю от 20 февраля 1938 г. здание Крестовоздвиженской церкви было конфисковано, передано Алтайской краевой конторе кинопроката и просуществовало в этом качестве до 1967 г. Конфискации предшествовали массовые репрессии в отношении духовенства и прихожан. Так, настоятель храма Яков Чучалин, служивший в храме с 1912 г., в 1933 г. был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к пяти годам лагерей «за антисоветскую пропаганду». К тому времени кроме самого здания церкви общине принадлежала и бывшая молельная, располагавшаяся по ул. Подгорной, 61 (храм находился по той же улице под № 81). До конфискации в молельной размещалась старообрядческая начальная школа. Но фактически своим имуществом община не распоряжалась уже с 1924 г., когда здание церкви с богослужебными предметами было отдано административному отделу Алтайского губисполкома.Макет строящегося храма во Имя Покрова Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви по улице Г. Исакова, 154. Б. г. Из архива Покровской старообрядческой общины Барнаула.

16 февраля 1967 г. исполком Барнаульского городского Совета принял решение об освобождении и сносе здания церкви по ул. Мамонтова, 81 «в связи со строительством трамвая III очереди» (трамвайный маршрут №  7).

Так случилось, что здание старообрядческой Крестовоздвиженской церкви не стало ни архитектурным, ни историческим памятником. Но благодаря людям, деятельность которых значима для старообрядчества, короткая, но яркая жизнь общины в нем была и остается памятником благодарной молитвенной памяти несокрушимого человеческого духа.

В настоящее время духовной преемницей Крестовоздвиженской общины является Покровская старообрядческая община Русской Православной Старообрядческой Церкви. В строящемся храмовом комплексе (ул. Г. Исакова, 154) должны найти место Покровский и Крестовоздвиженский храмы, что символично. В первом – упование на заступничество Богородицы, Царицы небесной, домом которой является Россия, во втором – вера в Крест Христов – «хранителя всей Вселенной», «церковной красоты».

 

Т. Г. Мальцева, Н. А. Старухин, Л. С. Дементьева

 

Литература

 

Старухин Н. А. Материалы по истории Крестовоздвиженской старообрядческой церкви г. Барнаула (обзор фонда 135 ЦХАФ АК) // Гуляевские чтения. Барнаул, 1998. Вып. 1. C. 292–298. Библиогр. в примеч.: с. 297–298.

Старухин Н. А. Белокриницкое согласие на Алтае: барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество : история и культура. Барнаул, 1999. Вып. 1. C. 93–103. Библиогр. в примеч.: с. 101–103.

Старухин Н. А. Крестовоздвиженская церковь // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. C. 154–155.

Лапкин И. Т. Краткая история Крестовоздвиженской общины // Лапкин И. Т. К истинному православию. Барнаул, 2002. C. 415–423.

Кириллов И. А. Правда старой веры. Барнаул, 2008. 490 с.

Куприянова И. В.Старообрядцы Алтая в первой трети XX века. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. 247 с.

 

Документальные источники

 

Государственный архив Алтайского края (ГААК).

Ф. 135. Оп. 1. Д. 1 – 29.

Ф. Р–2. Оп. 7. Д. 1824.

Ф. Р–1117. Оп. 1. Д. 9.

Ф. Р–312. Оп. 7. Д. 135.

Ф. Р–1692. Оп. 1. Д. 33, 206, 264, 279, 283.

 

Источник информации: Барнаульский хронограф. 2013 г. Барнаул, 2012.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх