Цесюлевич Леопольд Романович


22 августа 1937

 Родился заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич (1937-2017)

 22 августа 1937 г. в Риге родился Леопольд Романович Цесюлевич – профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель.

В 1951 г. после окончания семилетней школы он поступил в Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, которую окончил в 1955 г. (учился у А. К. Грикиса). В том же году будущий художник был принят в Государственную академию художеств Латвийской ССР на факультет станковой живописи. Его учителями были такие известные латвийские художники, как Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. В 1961 г. дипломной работой «1919 год в Латгалии. На подвиг» (Холст, масло. 160х220) Л. Р. Цесюлевич окончил Латвийскую академию художеств. После окончания Академии он был направлен на работу в филиал Рижского училища прикладного искусства, находящийся в г. Резекне. В ноябре 1961 г. педагогическая деятельность художника была прервана службой в рядах Советской Армии.

После демобилизации в 1963 г. Л. Р. Цесюлевич приехал в Барнаул. С февраля 1964 г. началась его работа в качестве художника-живописца в художественно-производственных мастерских Алтайского отделения художественного фонда РСФСР. В 1968 г. он был принят в Союз художников СССР (ныне ВТОО «Союз художников России»). В 2006 г. ему было присвоено звание заслуженного художника России.

Леопольд Романович Цесюлевич работал в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавал глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Уже в конце 1960-х гг. художник ярко проявил себя как мастер многофигурных тематических композиций. Значительными произведениями живописца в этой области являются монументальные полотна «Плоды горного сада» (1968), «Алтайские цветоводы. Время расцвета» (1974), «Алтайские розы» (1974), «Руки творящие (Бригада. Рационализаторы)» (1976–1980), посвященные созидательной деятельности человека. Эти картины – гимн человеку труда, его энергии и внутренней силе. В них художник рассказывал о людях, подходящих к своей работе творчески, стремящихся усовершенствовать и рационализировать свой труд. Произведения интересны образным решением темы и символичностью замысла, они отличаются декоративностью, изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний.

Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича. «При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», – рассказывал о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как «Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности – Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников.

Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступал с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.

Также художником были написаны картины, посвященные Н. К. Рериху и старообрядцам Алтая, жившим у подножия Белухи в с. Верхний Уймон: «Николай Рерих на Алтае» (два варианта: 1982, 1985), «Дщерь белая» и «Богоискатель» (обе 1976–1992). На основе натурных этюдов и зарисовок, привезенных из многочисленных творческих поездок по Алтаю, им были созданы такие произведения, как «В золотых горах» (1998), «На Южно-Чуйских высотах» (2003), отражающие первозданную красоту, величие и мощь природы Горного Алтая.

Через все творчество Л. Р. Цесюлевич пронес любовь к своей исторической родине. В конце 1960-х гг., уже живя в Барнауле, художник начал работу над большой живописной серией картин «Янтарный край», посвященных Латвии. Всего им было создано более 20 произведений, в т. ч. рассказывающих о далекой истории Риги, передающих ее архитектурные памятники, отражающих детские и юношеские впечатления автора («Рижские башни», «Гавань», «Корабль», полиптих «Память моего детства. Рига 1941–1944 гг.» и др.).

Другой, не менее значимой темой в творчестве живописца в области городского пейзажа является тема Барнаула – города, ставшего для мастера родным. Данной теме художник посвятил большое количество живописных произведений, обращаясь как к прошлому города, так и к его современности, вписывая свою художественную страницу в летопись Барнаула. Это такие произведения, как «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984), «Вечерний зной в Барнауле» (2003), «Рождественские звоны. Александро-Невский храм г. Барнаула» (2004), «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы» (2005) и многие другие. В каждом из них Л. Р. Цесюлевич стремился уловить и передать жизнь города, запечатлеть его неповторимость и изменчивость.

Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

В последние годы в своем творчестве Л. Р. Цесюлевич обращался к философским темам, проблемам духовности человека. На эту тему художником был выполнен ряд полотен, среди которых – «Встреча в пустыне» (1989–2000), «Россия на рубеже веков» (1998), триптих «Голгофа» (2001).

Леопольд Романович – постоянный участник краевых, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок. За 50-летнюю творческую деятельность он принял участие в более чем 140 выставках. Среди них такие, как «Земля Алтайская» (1970, Москва), «Вторая Всесоюзная выставка рисунка и акварели» (1977, Ленинград), «Выставка произведений алтайских художников» (1985, Саппоро, Япония), «Выставка художников Алтая» (1992, Даллас, США) и многих др.

Неоднократно в Барнауле проходили персональные выставки Л. Р. Цесюлевича. В 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края на открытии своей крупной юбилейной ретроспективной выставки художник сказал: «Свое творчество я называю «Кораблем счастья», ибо в живописи, в искусстве я нахожу счастье. Поэтому свою выставку я назвал «Корабль счастья». И в экспозиции выставки в цикле «Янтарный край» есть картина «Корабль», созданная на основе легенды: «Ночью в гавань заходит Корабль счастья, и кто на него взойдет, тот обретет счастье». Кто знаком с творчеством Л. Р. Цесюлевича, кто посетил экспозицию его выставки, были едины в своем мнении: «Творчество художника сравнимо с таким кораблем, на котором найдется место всем, кто любит и любим».

Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.

Помимо творческой работы Леопольд Романович Цесюлевич активно участвовал в художественной жизни края. Он многократно избирался членом правления Алтайской организации Союз художников России (1968–1998), принимал участие в организации более чем 300 выставок (краевые, тематические, групповые), занимался пропагандой изобразительного искусства (выступал в радио- и телепередачах, вел большую лекционную работу, в т. ч. как член краевого общества «Знание», является автором 57 публикаций об искусстве).

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создавал обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.

 Умер художник Л. Р. Цесюлевич 24 июня 2017 г.

Е. И. Дариус

 Литература

(с 2006 г.)

Публикации Л. Р. Цесюлевича

 Посвящение Тамаре Михайловне Степанской к ее 70-летию // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2009. Вып. 10. С. 161–166.

 Литература о жизни и творчестве

Дариус, Е. Город многоликий / Е. Дариус, А. Федотов // Алтайский благодатный край. М., 2007.С. 190–192. : репрод. цв. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 191.

Дариус, Е. И. Тема города в творчестве Л. Р. Цесюлевича (на примере произведений художника, находящихся в собрании ГХМАК) // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения. Барнаул, 2007. С. 82–90.

Кулакова, Е. С. Образ Н. К. Рериха в изобразительном искусстве Сибири 1960–1980–х гг. // Наследие и современность (искусство Сибири). Барнаул, 2007. С. 90–94. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 92–93.

Митина, Н. В. Образ Барнаула в произведениях Л. Р. Цесюлевича «Терема» // Молодежь – Барнаулу. Барнаул, 2007. С. 139–140.

Степанская, Т. М. Особенности художественной жизни Алтая во второй половине XX в. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2007. Вып. 8. С. 43-65. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 47–48, 54.

Цесюлевич Леопольд Романович // Алтай в изобразительном искусстве России XX–XXI веков : [каталог выставки, посвящ. Дням культуры Алт. края в Москве, 20–30 сент. 2007 г.]. Барнаул, 2007. С. 39–40 : цв. ил.

Цесюлевич Леопольд Романович // Коллекция Сергея Хачатуряна, XX–XIX вв. : каталог-альбом. Барнаул, 2007. С. 228 : цв. ил.

Цесюлевич Леопольд Романович // Шедеврысельских картинных галерей : кат. выст. Барнаул, 2007. С. 27.

Молчанова, Л. А. Постинформационное общество и инновации в художественно–образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX–XIX вв. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2008. Вып. 9. С. 44–51. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 47.

Степанская, Т. М. «Корабль счастья» – персональная выставка Л. Р. Цесюлевича // Там же. С. 154–155.

Нехвядович, Л. И. Тема Горного Алтая в творчестве алтайских пейзажистов второй половины XX в. // Вестник алтайской науки. Барнаул, 2008. № 3 (3). С. 47–50. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 49–50.

Зайцева, Е. С корабля – в музей // Российская газета. 2008. 2 апр. С. 11.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Карпова, Л. Важно настоящее // Два слова. Барнаул. 2008. 9 апр. (№ 14). С. 27.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Токмаков, В. На «Корабле счастья» // Российская газета. Неделя. 2008. 10 апр. С. 18. : фото.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Корабль счастья: правила жизни художника Леопольда Цесюлевича // Свободный курс. Барнаул, 2008. 16 апр. (№ 16). С. 18.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья», приуроченной к 70–летию художника.

Свет православия : кат. выст. Барнаул. 2009. 15 с. : цв. ил. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 6, 15.

Степанская, Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 220 с. – Из содерж.: Символизм творчества Л. Р. Цесюлевича. С. 110–124. : портр.

 * * *

 Лихацкая, Л. Н. 60 лет со дня рождения художника Л. Р. Цесюлевича // Страницы истории Алтая. 1997 г. : календарь памят. дат. Барнаул, 1996. С. 53–55.

Цесюлевич Леопольд Романович // Художники Алтайского края : биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006. Т. 2 : М–Я. С. 446–459: портр., цв. репрод. между с. 320–321.

 Документальные источники

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Научный архив.

Ф. II. Р. 2. Д. 491.

 Источник информации: Алтайский край. 2012 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 89-93.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх