Звуковой кинотеатр в Барнауле


25 декабря 1932 г.

 

В Барнауле открыт первый звуковой кинотеатр

Звук, пришедший в кинематограф в конце 1920-х гг. и неоднозначно встреченный кинематографистами, вызвал живейший интерес публики. Толпы кинозрителей устремились в электротеатры посмотреть необыкновенные "тонфильмы" на загадочных "радиоэкранах".

Столичные любители кино впервые смогли посмотреть заграничные "говорящие" фильмы в 1926 г. Вскоре, благодаря разработкам московского профессора П. Тагера и ленинградского инженера А. Шорина, появились первые советские системы записи и воспроизведения звука на пленке.

Наиболее активно это нововведение было воспринято в Ленинграде. Все работы по внедрению звука  в кино велись под личным патронажем С. М. Кирова. В 1929 г. на Невском проспекте был открыт первый в Советском Союзе звуковой кинотеатр. Многие ведущие режиссеры Ленинградской фабрики Госкино в 1928-1930 гг. приступили к созданию своих первых звуковых картин. Примечательно, что одна из них снималась на Алтае. Это фильм ленинградских режиссеров Л. Трауберга и Г. Козинцева "Одна" с участием горно-алтайской актрисы Э. Дугиной.

Первые успехи звукового кино необходимо было укрепить. Настоящим подвижником этого дела стал А. П. Шорин, оборудовавший со своими сотрудниками звуковые кинотеатры в нескольких российских городах. Для популяризации звукового кино им же была организована звуковая кинопередвижка, путешествовавшая в специальном вагоне по маршрутам Архангельск-Одесса, Ленинград-Владивосток. Показательные сеансы давались во всех крупных городах.

В начале 1932 г. в Барнауле, на одном из окружных совещаний, для узкого круга лиц впервые был показан звуковой фильм "Златые горы" С. Юткевича. На этом киносеансе побывал известный в городе киномеханик Михаил Семенович Кухмистер. Увиденное буквально поразило опытного киномеханика, который работал  в электротеатрах  с 1908 г., то есть  с момента их появления, и был очевидцем восторгов зрителей, впервые видевших на экране простые "живые фотографии". Но в тот момент он понял, что теперь заговорил, а значит и по-настоящему ожил, сам кинематограф.

М. С. Кухмистер тогда работал в кинотеатре 1-й Союзкино (прежнее название Совкино-1). Там он и решил организовать показы "говорящих картин".

Барнаульская публика давно томилась в ожидании. Слухи о показе звуковой "фильмы" время от времени облетали город. Доходило до того, что администрация 1-го Союзкино была вынуждена на страницах газет опровергать их. Так например,  в газете "Красный Алтай" за 16 марта 1932 г. появилась заметка: "Пущенный кем-то из устроителей вечеров слух о постановке 16-17 марта звуковой  фильмы - не на чем не основан, так как пока в барнаульских театрах звуковых установок нет, о чем администрация Союзкино ставит в известность всех введенных  в заблуждение".

Действительно, в Барнауле тогда не было настоящего звукового проектора. Массовый выпуск "звуковых блоков" к отечественным проекторам "Томп-4" только начался.

Осенью 1932 г. Барнаулу посчастливилось получить один из них. М. С. Кухмистер изучил схему подключения этого устройства, раздобыл необходимые детали и самостоятельно переоборудовал установку в своем кинотеатре. Наконец, первая на Алтае и вторая в  Западной Сибири звуковая киноустановка была смонтирована.

Столь значительное событие повлекло за собой изменение статуса кинотеатра со сменой названия - "Звуковой кинотеатр 1-й Роскино". Его открытие состоялось 25 декабря 1932 г. показом фильма И. Прута "Для вас найдется работа".

Хотя директор конторы кинотеатра Давыдов предупредил публику о повышении цен на билеты, страждущие увидеть "говорящий фильм" буквально ломились в кинотеатр. В первый день в забитом до отказа кинозале было дано 3 сеанса. Хорошо отлаженный звук, производя на барнаульцев ошеломляющее впечатление, разливался и усиливался под куполом бывшей Дмитриевской церкви, здание которой занимал кинотеатр.

Что творилось в последующие месяцы в кинотеатре! Вокруг каждого сеанса возникал ажиотаж. Тогда казавшееся  чудом звуковое кино быстрее, чем "великий немой",  стало реалией обыденности, но его появление по величине и значимости было столь же важным. Заметим, что в алтайской глубинке вплоть до 1950-х гг. продолжали действовать немые кинопередвижки. Однако звуковое кино, обретя в конце 1932 г. своих первых поклонников среди барнаульцев, очень быстро стало увеличивать свою аудиторию. К концу 1930-х гг. оно триумфальным шествием прошло по всем экранам крупных кинотеатров Алтая.

Эти первые волнующие встречи почитателей Десятой Музы со звуковым кинематографом стали новым источиком неиссякающей и крепнущей любви к искусству кино.

 Е.В. Огнева, ведущий научный сотрудник

Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая

 

 

Литература

Голдовский Е.М. Очерки истории кинопроекционной техники. М.: Искусство, 1969.  224 с.

Антропова М.П. Кино и Алтай. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. 135 с.: ил.

О появлении звукового кино на Алтае и о М.С. Кухмистере, с. 30-34.

Лушников А. "Великий немой" учился говорить на Алтае: [один из первых отеч. звуковых фильмов "Одна" снимался на Алтае] // Алт. правда. 1999. 5 нояб. С. 13: фот.

 

Документальные источники

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА). Материалы тематического собрания "Из истории кино на Алтае".

 

Источник информации: Барнаульский хронограф. 2002 г.: календарь знаменательных и памятных дат. - Барнаул, 2001. - С. 32-33.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх