Популяризация поэтического наследия Л. С. Мерзликина


Популяризация поэтического наследия Л. С. Мерзликина

Методические и практические рекомендации

Маликова Н. И.,

заведующая отделом методико-аналитической деятельности ЦГБ,2013

Деятельность в этом направлении может осуществляться по следующим тематическим блокам:

1. Творчество Л.М. Мерзликина и сведения о нем.

2. О людях, его знавших. Важен отбор их публикаций и документов, им посвященных. Творчество людей, судьба которых переплеталась с жизнью и творчеством Л. Мерзликина : Шолохов,  Ошанин, Рубцов,  Николюкин, Касьянов, Климов (Москва), Конецкий (Свердловск), Ермаков (Калуга), Данилюк (Закарпатье), братья Колыхаловы (Томск), Галактионов  (Новокузнецк). Алтайские поэты и писатели: Юдалевич, Башунов, Родионов, Вторушин, Козодоев, Рябченко, Петухов, Ершов, Козлов; композиторы Кузнецов, Стариков, скульптор Звонков и другие. Возможно использование различных форм и тематических блоков: час информации «История в камне и бронзе: творчество Николая Звонкова» , поэтические часы «Переплетение их судеб», «Собратья по перу» и т.д.

3. Творчество лауреатов премии имени Леонида Семеновича Мерзликина позволяет развернуть и углубить знакомство с алтайской литературой, организовать цикл мероприятий (выставок, поэтических часов) под названием «Галерея образов», «Имя в алтайской литературе».

Лауреатами премии в разные годы стали: Пантюхов И. М., Клюшников С. Е., Володин Г. Г., Казаков В. Л., Козлова Л. М., Филатов С. В., Свинцов В. Б, Центральная городская библиотека, Мерзликина Т. И., Гречухин В. П., Нечунаев В. М., Баймундузова Т. Н., Гришко-Юровская О. Ф., Зуев А. В.

4. Предыстория присвоения имени поэта в контексте истории библиотеки. Это перспективное развитие темы перекликается с пиар-деятельностью, направленной и на формирование благоприятного имиджа библиотек. Целесообразно такие мероприятия организовывать в рамках празднования Общероссийского дня библиотек, юбилейных дат ЦГБ, библиотечной системы. Деятельность в этом направлении подразумевает сбор и демонстрацию публикаций о создании библиотеки, показ раритетов библиотеки, иллюстрированных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей библиотеки, в том числе и гостей Мерзликинских чтений. Дополнят выставку экспонаты, раскрывающие специфику библиотечной работы, – технические средства (например, печатная машинка, инвентарные книги). 2009 год – год открытия памятника Л. Мерзликину и год присвоения библиотеке его имени. Стихотворение Л. Мерзликина «Библиотекарша» можно использовать на литературных семинарах как отправную  точка дискуссии о статусе профессии библиотекаря.

5. Творчество участников Мерзликинских чтений. Представлено, как правило, конкурсными работами читателей и жителей города в связи с организацией городских конкурсов. Стихи, рисунки, сочинения, фотографии могут быть экспонироваться на выставках, стендах, слайд-шоу, мультимедийных видеороликах, к озвучиванию которых можно привлечь конкурсантов. Мероприятия такого характера могут носить следующие названия «Новоалтайск читает Мерзликина», «Город читает стихи», «История в нас и мы в истории».

6. Творчество гостей Мерзликинских чтений – продолжателей современного литературного процесса, приносящие в дар свои издания с автографами: Ю. Нифонтова, С. Бузмаков, Иван Образцов и т.д.

Выставки, встречи могут носить названия «В притяжении личности», «Слову жизнь дана» (вечер), «Фактор развития духовности» (круглый стол).

7. Творчество литературных объединений, носящих имя поэта или популизирующих его творчество.

Издания самодеятельных поэтов г. Новоалтайска сосредоточены в отделе краеведения ЦГБ: литературный альманах «Не упадет моя звезда», коллективные сборники «Новоалтайск литературный», «Осенние мелодии», авторские издания Гринюк А. «Признание в любви»,  Дорогина В. «Песни Сибири», Ермоленко Т. «Зов сердца», «Озеро надежды», Исмагилов В. «Загадка-камень», « О близком сердцу», Новиков В. «Я с Алтая», Светловская А. «Да будет день…», «Посвящаю тебе…» и др. Оставив в стороне оценку художественной ценности их произведений, рассматриваем их деятельность как активную жизненную позицию, гимн малой Родине – Новоалтайску и как пример творческой реализации личности, рекламируем библиотеку – как площадку реализации творческого потенциала человека.

С участниками литературных объединений, с творческими читателями можно организовать следующие мероприятия:

  • вечер-откровение «Я – весь Россия!» – чтение самих произведений, так и литературы, позволяющей изучать эпоху, источников по истории литературного процесса;
  • вечер читательских пристрастий, вечер одной книги «Размышления над «Купавой» Леонида Мерзликина»;
  • вечер читательских впечатлений или читательская конференция «Мое открытие поэзии Леонида Мерзликина», участники расскажут, чем обогатили их стихи мастера, какие чувства, мысли, настроения вызвали у них. Они почитают свои эссе, отзывы о полюбившихся стихотворениях;
  • вечер впечатлений «Над страницами книг Леонида Мерзликина», «Перелистывая забытые страницы», «Стихи, которые мы выбираем» – читатели рассказывают о том, чем потрясает и обогащает поэтическое наследие и какой отклик находят оно в их душах, какими мотивами связано с современностью, как могут стихи поэта содействовать позитивному сознанию нового поколения;
  • литературную гостиную «Читателя найду в потомстве я»;
  • бенефис лучшего читателя краеведческой литературы;
  • защиту читательского формуляра «Мерзликин в моем чтении».

Сотрудники отдела краеведения в оптимальном варианте должны заниматься исследовательской деятельностью (это предполагает мемориальная функция библиотеки), в которую вовлекаются профессиональные архивисты, филологи, философы, музеологи, а также любительские литературные объединения. Для этого  желательно располагать специфическим оборудованием, использовать научно-ориентированные технологии: сбор и описание архивов, в том числе фонодокументов – записей рассказов людей-очевидцев событий и хранителей памяти, экспедиции, регулярные экскурсии, лекции, чтения.

Филиалам целесообразно использовать массовые формы просветительской работы.

Выставочная деятельность

Для библиотеки в отличие от музея важна не сама уникальная вещь, принадлежащая поэту, а образ этой вещи, ее соотнесение с библиотечным пространством. Художественная  и образовательная ценность копий и воспроизведений не меньше, чем у оригиналов, при этом они более доступны. Книгам из личной библиотеки писателя уделяют особое внимание: Толковый словарь Владимира Даля в 4 томах, Лев Ошанин «Островитяне», журнал «Барнаул» за 1993 год и т.п.

Представляют документы, в том числе и электронные, воссоздающие исторический контекст; отражающие творчество людей из его окружения.

Книга призвана естественно вписываться в предметно-вещный ряд, играя в визуальном раскрытии важную роль. При этом она выступает не только источником знаний, но и предметом изучения, экспонатом, эстетически значимой ценностью, хотя при необходимости и используется в обслуживании.

Используйте нетрадиционные формы выставочной деятельности:

  • выставка-отзыв «Он достоин восхищенья!» Предполагает обращение к читателю «Из представленных материалов о Мерзликине я выбираю эту, а Вы?» – крепятся определенные сиглы на понравившиеся материалы о Л. Мерзликине;
  • выставка-цитата «Приглашение к сотворчеству». Стихотворение, поэма поэта разбивается на фрагменты – разделы. Разделы заполняются книгами по раскрываемой теме поэтом, подбираются фотографии, рисунки, репродукции;
  • выставка-сказка «Волшебная сказка » – дети лепят из пластилина сказочных героев, деревья, населяя волшебный городок. Отрывки, цитаты из стихотворений Л. Мерзликина «Светлая сказка», «Русалка», «Царевна» и другие оформляются в единый композиционный ряд выставки;
  • выставка-образ «Знаете, каким он парнем был?» нацелена вызвать интерес к личности поэта, а затем и к его творчеству – материал представляет его любимые занятия, занятия молодежи того времени: голуби, танцы в клубе, рыбалку, грибы и т.д.;
  • выставка-расследование «Читая о Мерзликине». В центре расположен плакат с текстом: «Биография Л. Мерзликина богата самыми разнообразными событиями, которые могут быть для вас неожиданными. Какие из приведенных ниже фактов НЕ СЛУЧИЛИСЬ с этим поэтом? Например:

Л. Мерзликин был седьмым по счету ребенком в семье.

Его отец Семен Филиппович был священником. Как это было принято тогда у священнослужителей, свои детям он дал разные фамилии. Так, Мерзликин стал Мерзликиным по фамилии дядьки Степана.

Мерзликин был первым Новоалтайским поэтом, отправившимся в Москву учиться стихосложению.

Леонид Мерзликин жил на Дону в станице Вешенской и даже там выпустил тематический сборник.

Лев Ошанин известный поэт-песенник был руководителем семинарских занятий у Леонида Мерзликина.

За заслуги перед Отечеством Леонид Семенович был награжден медалью «За доблестный труд».

  • выставка-вернисаж «Мастерская творчества» представлены книги, отдельные поэтические произведения Л. Мерзликина и репродукции картин по определенной теме, акцент сделан на репродукции с целью развития эстетического вкуса;
  • выставка-представление «Я-маятник» (выражение Л. Мерзликина). Широко представлены фото-материалы наряду с поэтическими строками Л. Мерзликина о себе;
  • выставка-размышление «Про себя я не знаю: поэт – не поэт?» представляет не только критические материалы по творчеству Л. Мерзликина, но и философскую, психологическую литературу об исканиях творческой личности;

Не забывайте, что оптимальный объем заголовка выставки не превышает пяти слов! Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создает мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный, например, стихотворная цитата, то, несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечет непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их.

Заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку для юношества к поэтическому вечеру можно назвать «Знаете каким он был парнем?», а экспозицию к юбилею поэта «Леонид Мерзликин: литературный путь».

Пусть заголовок выставки сообщает максимум информации при минимуме средств языковой выразительности, пробуждает в читателе заинтересованное внимание: «Мастер художественного слова», ), «Большой мастер русского стиха», «В мире мудрых мыслей поэта», «Леонид Мерзликин: представляем любимого поэта».

Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Леонид Мерзликин: стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы поэзии Л. Мерзликина, выставка «Леонид Мерзликин в контексте времени» раскрывает различные исторические аспекты XX века и дает возможность представления литературы исторической тематики.

Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. Так, выставка «Млечный путь» в равной степени может быть посвящена и поэзии Мерзликина, и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия «Юбилей: время читать и спорить», «Жизнь и творчество Леонида Мерзликина : отклик , оценки», «Леонид Мерзликин: величие поэта», «Малая Родина Леонида Мерзликина: к 300-летию Белоярска».

Разделы выставок, названия тематических полок – «Хороводы стихов Л. Мерзликина»; «Что говорят и пишут о Мерзликине?», «Леонид Мерзликин: особое мнение», «Биография памятника».

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена четким читательским адресом, поэтому необходимо  учитывать с какой целью предлагается материал – первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве поэта, актуальностью тематики  выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбором литературы.

Используя газетный и журнальный материал предпочтительнее привлекать внимание к отдельным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом, которые желательно закрепить в паспарту.

Оценка эффективности библиотечных выставок  осуществляется путем подсчета книговыдачи с выставки: в листе ежедневного статистического учета и, соответственно, в дневнике учета работы структурного подразделения отмечаются книги, взятые читателями с выставки.

Краеведческая библиография

В библиографической деятельности появляется новый ее конспект – историко-этнографический: собирание видео- и -фоноархива, состоявшего из записи голоса Л. С. Мерзликина или воспоминаний людей, его знавших. Сюда же фиксация сведений мифологического характера, связанных с жизнью и деятельностью поэта: легенды, анекдоты, шутливые высказывания его и о нем. Библиографирование дополняет сбор первичных архивных документов (автографов, экслибрисов, рисунков и др.).

Библиографам целесообразно составлять к Мерзликинским чтениям или дню рождения поэта шорт-лист (короткий список). В краткой, лаконичной форме информирует о небольшом круге источников, появившимся в последний год и представляет издания на темы: «Леонид Мерзликин: новое о поэте», «Неизвестный Мерзликин: загадки биографии и творчества».

Шорт-листы могут быть подготовлены в виде баннера и размещены в фойе библиотеки. В детских библиотеках целесообразно разместить информационные плакаты: «У поэта день рождение». Сборник библиографических закладок «Литературный юбилей» включает  краткую информацию о выпущенных произведениях, фото поэтических сборников  и рекомендуемых изданиях о Л. Мерзликине. В информационных закладках «90 лет со дня рождения Л. Мерзликина» можно представить интересные факты биографии Мерзликина. В информационно-библиографические закладки «Читаем Мерзликина» наряду с любопытными фактами из биографии поэта можно включить аннотации поэтических сборников и критических произведений о нем. Возможен выпуск серии буклетов «Дорогие мои земляки», первый из которых будет посвящен Л. С. Мерзликину, потом лауреатам-новоалтайцам премии Л. Мерзликина. Буклет-интервью «О Леониде Мерзликине говорят…» В связи с функционированием сайта Л. С. Мерзликина отпадает надобность формирования информационно-библиографического досье поэта. Разве только если это досье будет пополняться неопубликованными изданиями, подготовленными библиотекарями, которые представляются ими на Мерзликинских чтениях в своих структурных подразделениях – фото представленных выставок, подборок, участников, воспоминания гостей, зафиксированные на бумажном или электроном носителе, сценарии мероприятий по теме.

Комплексные формы

Для популяризации жизни, деятельности Л. Мерзликина эффективнее использовать комплексные формы работы.

Творческий проект «Мы живем на земле Мерзликина» может включать в себя: литературный конкурс «Люблю мерзликинские строки я», фотоконкурс «В объективе Земля Мерзликина», конкурс компьютерной графики «Мерзликину и не снилось!», эколого-мемориальную акцию «Белый куст» по высадке боярки в парковой зоне библиотеки, а если это не возможно, то близлежащих школ и детских садов.

Творческий проект «Слово» направлен на  привлечение внимания к поэзии как виду искусства. Может проходить в три этапа. Первый этап – визуальный. Условный девиз «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции-библиотекари  через творчество Л. Мерзликина, лауреатов премии Мерзликина стараются выявить и показать единую природу стихотворения и изображения через живопись, аппликацию, компьютерную верстку, фотографию, бытовые предметы. Второй этап проходит под девизом «Стих на слух». Теперь понять стих помогают театр, музыка, кино. Стихи звучат и в архивных записях, и в авторском исполнении. Третий этап акции «Стихия стиха – стихи по почте». В один день человек берет  книгу в библиотеке или на сайте, читает стихи и затем отсылает  кому-то понравившееся стихотворение по обычной или электронной почте. Место действия – городской парк, кафе, интернет-кафе, библиотеки, где расставляются столики, на них – книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д.

Акция «Летящие строки» – распространение листовок с прекрасными стихами в городском транспорте. Акция «Открытая книга» – создание уличных «галерей» (граффити), посвященных творчеству Л. Мерзликина

Для ориентации в литературном процессе школьников, студентов  эффективно  использовать такие формы, которые предполагают действие со стороны участников: Деловая игра, беседа «Диалог с библиотекарем о Л. Мерзликине»; час занимательного краеведения «Мерзликин: знакомый и неизвестный»

Инновационной и перспективной формой является интеллект-релиз. Участие  в интеллект-релизе позволяет  нестандартно, творчески постигать поэзию и учиться активным способам приобщения ее к миру читателей. Интеллект-релиз включает разнообразные методы работы с поэтическим наследием Мерзликина. Методика интеллект-релиза  включает несколько блоков: выбор темы, поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение накопленного опыта, выработка инновационного подходов, подготовка проекта – макет, фотоэкспозиция, сценарий, видеосюжет, план-проспект), защита проекта.

На всех этапах подготовки самостоятельное творчество читателей сочетается с консультационной деятельностью библиотекаря, что приводит к появлению оригинальных идей, воплощающихся впоследствии  в практике библиотечного обслуживания.

Например, интеллект-релиз «Читаем Мерзликина» может включать:

Литературное лото – по первой букве назвать сборники стихов, поэм.

Литературный аукцион «Литературная азбука для взрослых». Участники представляют информацию о фонде художественных произведений, основываясь на алфавите заглавий. Методический прием рекомендации произведений по более близкому для читателей признаку: по названию книги, а не по авторству. Кроме того, в ходе аукциона они получают неожиданное предложение «Вы никогда не пытались читать произведения лауреатов мерзликинских чтений в алфавите названий поэтических сборников? Попробуйте! Это неожиданно и интересно! Вы можете продолжить список названий произведений (на некоторые буквы алфавита), если станете участниками аукциона. Побеждает тот, кто ответит последним. Приз – хорошая книга». Участники продолжают список предложенных изданий, пользуясь подсказкой – книжной выставкой.

Текст-конкурс «По страницам поэтического наследия Леонида Мерзликина» - эта часть интеллект-релиза направлена на то, чтобы, работая с краткими аннотациями на отдельные произведения, участники продемонстрировали свою осведомленность в поэтическом мире Л.Мерзликина. Анализируя аннотации, они определяют названия произведений.

К творчеству Л. Мерзликина и лауреатов его премии можно обращаться не только во время проведения литературных  Мерзликинских чтений, но и по другим значимым календарным датам:

Международной День Земли, Воды. Стихи о русской природе в каждом сборнике поэта, и когда вы читаете их, встречаетесь и с плакучей ивой, полями, и с ветром, и с реками, и с цветами, и с родниками, и соловьем – поющим сердцем России. Можно провести циклы поэтических вечеров    «Плывут облака надо мною», «Вы не губите мне реченьку эту» (в названиях – поэтические строки Мерзликина), на которых  будут звучать стихи о красоте русской природы.

Ко Дню героев Отечества предложить час информации «Наградная система России: медаль «За доблестный труд» (ею награжден Л.С. Мерзликин)

В рамках празднования Дня России – вечер одной книги Л. Мерзликина «Россия», итог вечера – творческие эссе о неповторимом своеобразии художественного воплощения Родины в лирике поэта.

Международный женский день, День матери – литературный вечер Поэтический венок – Женщине. Знакомство и представление любовной лирики Л.Мерзликина, его поэм «Таисья», «Лада», «Купава».

В месячник пожилого человека будет востребован  музыкальный вечер «Поет гармонь алтайская, Мерзликина поет», посвященный частушечному творчеству Л. Мерзликина. Можно организовать конкурс на сочинение частушек, посвященных Л. Мерзликину, Белоярскому району. Музыкальный вечер «О тебе пропели журавли» (Мерзликинская строка), «Леонид Мерзликин и песня» - песни, положенные на стихи поэта-земляка. Участникам  могут предложить блиц-опрос, беседу  о песенном творчестве поэта. Какую песню Мерзликина Вы услышали самой первой? Чем близки песни на стихи Мерзликина? Любимая песня на стихи поэта? Удачные ответы, отзывы вместе с фотографиями участников можно представить на сайте и в СМИ.

Реклама

В пригласительных билетах, афишах используйте рекламные моменты, привлекайте потенциальных читателей:

«Библиотека представляет богатый репертуар изданий к юбилею поэта»

«Книга поэта в ваших руках – лучшая память о мастере».

«Они (книги) ждут Вашего внимания».

«Друзья-читатели! Если вам нужны настоящий добрый собеседник и надежная духовная опора в нынешней непростой жизни – станьте участниками Мерзликинских чтений - праздника поэзии, посвященных известному русскому поэту Леониду Мерзликину».

«Добро пожаловать на встречу с творчеством поэта. Книги Леонида Мерзликина украсят вашу библиотеку, перейдут к вашим детям и внукам. Приходите! Порадуйтесь встрече с настоящей поэзией!»

Предлагаемые рекомендации – прекрасный способ снять оковы мышления у библиотечных специалистов. Воплощая их, Вы стимулируете себя в поисках нового, подстегиваете свою креативность! Без лишней дидактики и пафоса  формируя «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»!

Р.S. Варианты готовых сценариев  можете найти в сборнике методических материалов «Идея ищет путь».

Литература

Головко,С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: научно-практическое пособие / С. И. Головко. –  М.: Либерея-Бибиформ, 2005. – 144 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып.21).

Матлина, С. Г. «Мемориальная библиотека». Что стоит за этим понятием? // Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития.-СПб.: Профессия, 2009. – С.304–308.

 

Пантюхова, Т. В. Недели детско-юношеской книги: марафон методик и жанров: варианты готовых сценариев. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012. – 112с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 139).

Комментировать