Михаил Сергеевич Капранов


15 июля 1944 г.

 Родился митрофорный протоиерей, клирик Барнаульский епархии, настоятель Никольского храма Михаил Сергеевич Капранов (1944–2007)

 Отец Михаил Капранов родился 15 июля 1944 г. в Нижнем Новгороде в простой семье. Дед служил царю и Отечеству, был награжден Георгиевским крестом и золотым именным оружием и геройски погиб за Родину во время Брусиловского прорыва в первую мировую войну. Отец работал на автозаводе, мать была домохозяйкой. Мама – из семьи раскулаченных, ее родителей, сестер и братьев советская власть сослала на Урал, где вскоре все они умерли. Ее спасло то, что в момент раскулачивания она жила и училась в другом городе...

После окончания школы, в 1961 г., Михаил Сергеевич поступил в Нижегородский университет на историческое отделение историко-филологического факультета. Он взахлеб читал запрещенных Н. Гумилева, А. Ахматову, В. Шаламова, изучал самиздат на политические, экономические, религиозные темы.

Зачем ему все это нужно было? Талантливый, умный красивый парень, он мог бы стать замечательным историком, филологом или, наконец, просто «настоящим советским человеком». Вот он как сам однажды ответил на этот вопрос: «Политические устремления многих из нас имели чисто нравственную основу. Мы стремились сохранить в своих душах святыню, что выражалось, возможно, в неких романтических идеалах, протестах против ложных ценностей».

В 1968 г. Михаил с друзьями распространили в центре города листовки, рассчитанные на студенческую аудиторию и интеллигенцию. Молодые люди, представившись группой «Обновление», называли суд Союза Советских Социалистических Республик фальшивым и лицемерным, оказывающим неприкрытое насилие и отличающимся несостоятельностью обвинения. Они требовали свободу политических союзов и организаций, амнистии политическим заключенным и отмены преследований за политические убеждения, отмены цензуры, опубликования архивных документов 1930–1950-х гг. Листовка имела эпиграф: «Тирания, имеющая видимость народной власти, – худшая из тираний» (Ж. Руссо). Много позже отец Михаил напишет книгу «Наболевшее», эпиграфом к которой станут глубокие, мудрые слова святого Августина: «Государство, организованное не на заповедях Божиих – это не что иное, как временный ад на земле».

Михаила арестовали накануне дня памяти святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. От адвоката он отказался. Когда же суд стал настаивать, Михаил напомнил судьям слова Ф. М. Достоевского – «адвокат – это нанятая совесть», и больше к нему с этим вопросом уже не обращались. Когда зачитывали приговор, Михаил с товарищами поднялись с места и закричали «Долой ваш суд! Сталинизм не пройдет!» Зал взревел. Одни возмущались поведением подсудимых и яростно выражали негодование по этому поводу, другие, напротив, не боясь последствий, кричали: «Ребята, держитесь, мы с вами!». И в этой шумихе вдруг из зала к подсудимым прилетел... букет ландышей! Спустя десятилетия, рассказывая об этом случае, отец Михаил говорил: «По всем политическим процессам 60–80-х годов я не знаю такого случая, чтобы в день оглашения приговора осужденные стояли с ландышами в руках!». Так с ландышами они и приехали в тюрьму, и никто не посмел отобрать у них цветы.

Его приговорили к семи годам лишения свободы в политическом лагере строгого режима в Мордовии. Отец Михаил был уверен, что выстоять в таких кошмарных условиях ему помогла исключительно вера в Бога. В лагере было много православных монахов и священников, которые сидели по 25 лет и больше. Но служили каждый день. Стоять запрещалось, так они обедницу служили на ходу во время прогулок, читая молитвы про себя или вполголоса. Михаил и акафисты учил наизусть – записывать было нельзя, если найдут хоть строчку – сразу в штрафной изолятор на 15 суток.

За год до освобождения Михаилу дали на сохранение Новый Завет. Книгу сюда привезли с Колымы, и, не смотря на ежедневные обыски, ни во время этапа, ни после, уже в мордовской зоне, никто ее не находил! Отец Михаил считал это знаком особой милости Божией ко всем верующим заключенным и к нему самому. К тому времени он уже окончательно решил стать священником.

Многому он научился за лагерные годы, многое постиг. Как сам он потом говорил, за время своего пребывания в советских лагерях из антисоветчика он превратился в настоящего антикоммуниста. «Антисоветизм, – говорил батюшка, – это неприятие Советов, как искусственного, ложного органа, который ничем, конечно, не управляет, а только подчиняет все и вся партийным структурам и партийным деятелям. А коммунизм суть большевизм, который построен на лжи, предательстве, цинизме. Вся русская литература, вся наша история были переиначены в угоду коммунистов так, что и до сих пор мы не можем выбраться из многих большевистских штампов. Важно понять дух коммунизма. А дух – сатанинский. Духовный разврат, насилие, убийства невинных людей, в то время как один человек в глазах Божиих – неповторимое создание!»

Он освободился в 1976 г. Но служить в Церкви Божией на родине ему не позволили, устроили такие препоны, что пришлось уехать в Сибирь. Сначала Михаил пономарил в Томске, потом его рукоположили в священники и назначили настоятелем церквушки в томском пос. Тогур, со всех сторон окруженным болотами и тайгой. Однако болотистый воздух вызвал у него обострение бронхиальной астмы, и владыка Гедеон перевел батюшку в Красноярск. В Красноярске отец Михаил познакомился со многими замечательными людьми – художниками, поэтами, писателями. Среди них был и Виктор Петрович Астафьев. Между ними установились очень теплые отношения, а дочь отца Михаила даже стала крестной матерью внучки Астафьева – Олечки.

Однажды в Красноярск приехал владыка Гедеон, и как обычно остановился у отца Михаила. Но поскольку власть была богоборческая, то ему пришлось в тот же день идти к уполномоченному по делам религии, чтобы сообщить о своем прибытии в город. Уполномоченный же прежде чем принять владыку, полдня продержал его под дверью. В одну из очередных встреч с писателем отец Михаил рассказал ему об этом вопиющем случае. Рассказал и забыл. А через некоторое время отца Михаила вызывает тот самый уполномоченный и заявляет: «Это вы рассказали Виктору Петровичу о нашей встрече с владыкой Гедеоном? Так вот знайте, Астафьева из Красноярска мы убрать не сможем, а Вас – запросто уберем. Я вам такую характеристику накатаю!..» Расстроенный отец Михаил позвонил Виктору Петровичу и все ему рассказал. Молча выслушав отца Михаила, Виктор Петрович попросил его перезвонить ему через полчаса, и когда батюшка вновь набрал его номер, Астафьев сообщил, чтобы он больше ни о чем не беспокоился и продолжал спокойно служить.

А случилось вот что. Астафьева пригласили на совещание атеистов Западной Сибири и попросили выступить. Взяв слово, Астафьев вспомнил рассказанное отцом Михаилом о владыке Гедеоне и неожиданно спросил у зала: «Кто тут местный уполномоченный?» И когда ему показали его, Виктор Петрович в лоб высказал ему все, что он о нем думает. Хорошо известно, что когда Виктора Петровича выводили из себя, он особо не церемонился, поэтому можно себе представить, что там происходило. Уполномоченный тогда, конечно, промолчал, но впоследствии попытался отыграться на батюшке.

В. П. Астафьеву часто приходилось заступаться за отца Михаила, однако нападки на священника не прекращались, и батюшка в конце 1988 г. был вынужден уехать в Барнаул.

В Барнауле он служил в Покровской церкви, затем, когда власти позволили открыть Никольский храм – начал в нем настоятельствовать. Хорошие отношения сложились и с местной творческой интеллигенцией, в какой-то степени благодаря В. П. Астафьеву, который сразу после отъезда батюшки из Красноярска позвонил в барнаульское отделение Союза писателей и попросил встретить отца Михаила «как своего». Скоро отец Михаил действительно стал своим среди поэтов и писателей Алтая.

Хотя дух богоборчества в тех местах был еще силен. Идти по улицам города в облачении означало взять на себя подвиг – нередко в спину неслись ругательства и матерщина, могли бросить камень. За каждым шагом следил местный уполномоченный, которого, конечно же, тоже предупредили, что собой представляет батюшка из Красноярска. Нужно было быть очень осторожным, поскольку за любой проступок могли запретить служить. Проповедь в храме можно было говорить только по бумажке, при этом все знали, что в храме стоит кто-то из стукачей, который не только донесет, но еще и переврет все на сто раз. В памяти отца Михаила еще свежа была томская история, когда одного батюшку, во время чтения Псалтыри произнесшего слова молитвы из псалма царя Давида «Господи, спаси Царя...», вызвали к уполномоченному и долго спрашивали: «Так, какого царя вы собираетесь спасти?» Батюшка отделался строгим выговором, хотя все могло закончиться гораздо хуже.

Время не стоит на месте. Сегодня в Барнаульской епархии открываются новые храмы, старые – пополняются прихожанами. «Слава Богу, люди идут в Церковь!» – радовался отец Михаил. Вспоминаются его слова: «Хрущев закрыл более 10 тысяч церквей, к 1980 году обещал показать последнего попа по ТВ. И что же? Хрущева уже нет, а священников все больше и больше».

Очень много сил отдал отец Михаил делу духовного просвещения на Алтае. Многие годы он возглавлял катехизаторский отдел Епархии, передавая свой богатый опыт молодым священникам, помогая организовывать систему воскресных школ, сам преподавал в вузах города.

За годы настоятельства отец Михаил организовал молодежное братство, построил воскресную школу при храме во имя св. Николая Чудотворца, где занимались не только дети, но очень многие представители барнаульской интеллигенции, начал строить другую...

Михаил Капранов скончался 5 декабря 2007 г. в возрасте 63 лет. Отца Михаила отпевали в Никольском храме, который он восстановил, благоукрасил, и в котором с 1996 г. был настоятелем. Отпевание батюшки пришлось на Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

М. С. Капранов награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира (1988), крестом с украшениями (1995), правом ношения Митры (2000), орденом преподобного Сергея Радонежского (2000), медалью «За заслуги перед Отечеством» (2001).

 А. Новопашин, протоиерей

 

ЛИТЕРАТУРА

 Публикации М. С. Капранова

 «Господь не оставит Россию»: [беседа со священником] / вел А. Егоров // Вечерний Барнаул. 1994. 3 сент. С. 4: портр.

«Самодержавие в России будет восстановлено», – считает протоиерей Михаил Капранов / беседу вела О. Черникова // Молодежь Алтая. 1994. 28 окт. (№ 44). С. 6.

Беседа с М. Капрановым, участником съезда монархистов в Москве.

Священник Михаил Капранов: «Смысл борьбы с дьяволом не в том, чтобы с ним бороться, а в том, чтобы его победить» / беседу вел А. Егоров // Мы и здоровье. Барнаул, 1995. 27 окт. (№ 43): портр.

Беседа с М. Капрановым о духовном и душевном здоровье человека.

Заметки о старообрядчестве: из истории Русской церкви // Алтайская миссия. 1996. № 3. C. 6–7.

Эта тяга, может через гены… / беседу вела О. Серикова // Алтайская правда. 1997. 15 янв.

Беседа с М. Капрановым о первых шагах по созданию в крае системы духовного образования.

Ересь – их крест: в крае начинает орудовать сатана / беседу вел Ю. Беспалов // Молодежь Алтая. 1997. 10 апр. (№ 15). С. 13: ил.

Беседа с М. Капрановым о религиозных сектах в крае.

Отец Михаил (Капранов): «Господь еще даст нам время»: [беседа со священником] / беседу вел Е. Берсенев // Вечерний Барнаул. 1998. 4 апр.

Да распознаем же мы мечущихся / беседу вела Е. Кравчук // Вечерний Барнаул. 1999. 13 апр.: портр.

Беседа с М. Капрановым об опасности религиозного экстремизма в крае.

Современная педагогика и православие // Педагогические взгляды К. Д. Ушинского и современная научная и образовательная практика. Барнаул, 2000. C. 47–54.

На примере Алтайского края.

Реформа Церкви на рубеже веков, взгляд святителя Макария Алтайского // История православия на Алтае. Барнаул, 2001. C. 96–107. Библиогр.: с. 107 (6 назв.).

О Всемирном русском соборе и последнем поклоне Виктора Астафьева: [беседа со священником] / вела Н. Асеева // Алтайская миссия. 2002. Янв. (№ 1). C. 7–8: портр.

Рождество и Россия: [беседа со священником] / вел В. Зубенко // Вечерний Барнаул. 2002. 5 янв.: портр.

 

Главы из книги мемуаров «Наболевшее»

 

У порога // Алтайская миссия. 2001. Апр. (№ 4). C. 14–15.

Испытания // Алтайская миссия. 2001. Сент. (№ 9). C. 8–10.

Свет Вифлеемской Звезды и «Звезда пленительной счастья» // Алтайская миссия. 2003. Янв. (№ 1). C. 13–14.

 

Литература о жизни и деятельности

 

О награждении государственными наградами Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 28 дек. 2000 г. № 2104 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 1, ч. 2. Ст. 102. C. 531.

В числе других за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награжден М. С. Капранов.

Серикова О. ...Перед тем, что бесконечно // Алтайская правда. 1994. 5 марта: фото.

К идеалам Отечества: диалог Вячеслава Корнева и протоиерея Михаила Капранова // Алтай. 1995. № 1/2. C. 205–210.

О пребывании М. Капранова на Всероссийском монархическом совещании (Москва; 6–8 окт. 1994).

Капранов М. «Благодарю бога за то, что сидел»: [беседа со священником] / вел Д. Негреев // Свободный курс. Барнаул, 1995. 8–15 июня (№ 23). C. 3.

Ворсина В. Священник и приход // Вечерний Барнаул. 1995. 19 авг. C. 3

О награждении протоиерея М. Капранова крестом с украшениями за большую работу по духовному просвещению и в связи с 50-летием.

Ворсина В. Н. Капранов Михаил Сергеевич // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. C. 136: портр.

Зимогор М. Пути Господни // Вечерний Барнаул. 2001. 30 окт.: фото.

Капранов М.Диссидент, политзек, священник: [беседа со священником] / вел Б. Юрьев // Московский комсомолец на Алтае. 2002. 24–31 янв. (№ 4). C. 14: фото.

Зубенко В. Интеллигентный храм // Вечерний Барнаул. 2002. 19 дек.: фото.

О барнаульском Никольском храме и его настоятеле – М. Капранове.

Капранов М. Дорога к храму [беседа со священником] / вела В. Ворсина // Алтайская правда. 2002. 5 янв.: портр.

Капранов, М. Был диссидентом – стал священником [беседа со священником] / вела Л. Вигандт //Алтайская неделя. 2002. 17–23 янв. (№ 4). C. 4, 8: фото.

Капранов М. Три Рождества в моей судьбе // Алтайская правда. 2003. 6 янв.: портр.

Белова, У. Домашние коллекции // Вечерний Барнаул. 2005. 27 мая. C. 6.

О личных библиотеках жителей Барнаула, в т. ч. М. Капранова.

Капранов о. Михаил Сергеевич: [автобиогр. заметки] // Алтай. XXI век: Имена. Дела. Судьбы: кто есть кто. Барнаул, 2006. Т. 3. С. 58: портр.

Восстановление истории и духа // Два слова. Барнаул, 2006. 8 нояб. (№ 23). C. 23.

О Никольском храме и его настоятеле – М. Капранове.

Клименко В. Памяти протоиерея Михаила Капранова // Алтайская миссия. 2007. Дек. (№ 12). C. 3–4: фото.

Алексеев В. У Михаила Капранова была счастливая судьба // Комсомольская правда. 2007. 7 дек. C. 7: фото.

Елизарьева Т. Ушел в иную жизнь. Вечную... // Вечерний Барнаул. 2007. 8 дек. C. 3: фото.

Михаил Капранов открыл кладезь православной духовности // Комсомольская правда. 2007. 11 дек. C. 6.

Памяти М. С. Капранова.

Прощание с отцом Михаилом // Свободный курс. Барнаул, 2007. 12-19 дек. (№ 50). C. 2: фото.

Родионов А. Михаил Капранов: путь «разумения силы и сущности» // Два слова. Барнаул, 2007. 12 дек. (№ 49). C. 4: портр.

Никонов, А. Пастырь добрый / А. Никонов, Е. Альштейн // Известия. 2007. 14 дек. C. 11: фото.

Новопашин А. Протоиерей Михаил Капранов: «Коммунисты сделали все возможное, чтобы я пришел в Церковь» / подгот. А. Оконишников // Честное слово. 2007. 19 дек. C. 28–29: фото.

Воспоминания протоиерея А. Новопашина о М. Капранове.

Капранова Г. «В эти дни у Бога нет мертвых» / подгот. М. Кочнева // Маркер Экспресс. 2008. 7 мая (№ 19). С 4: фото.

Воспоминания Г. Капрановой, вдовы протоиерея М. Капранова.

 

Источник информации: Барнаульский хронограф. 2009 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2008. С. 34-39 (текст в формате pdf)

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх