Александр Родионов: вторые литературные чтения, посвященные памяти русского писателя 6 мая 2014 года


 

Александр Родионов. Вторые литературные чтения, посвященные памяти русского писателя (6 мая 2014 г.). - Барнаул: АлтГТУ, 2014. – 49 с.

 В издательстве Алтайского государственного технического университета вышла книга, посвященная памяти писателя Александра Родионова. Эта книга о вторых литературных чтениях, прошедших 6 мая 2014 года, в день рождения писателя, в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. Шишкова. Выступления были самые разные: искусствовед Наталья Царева рассказала о портретах Родионова – живописных работах Пиргельди Широва, Владимира Проходы, скульптурной работе Михаила Кульгачева и других.

Литературовед Дмитрий Марьин вспоминал о том, как вместе с А. Родионовым готовил его поэму «Уймонская быль» для антологии «Образ Алтая в русской литературе»: «…там пересказана легенда алтайская о женщине, мастере домовой росписи. Это уникальное ремесло, которое в других регионах Сибири не сохранилось. Родионов не просто пересказал сюжет, он в стихотворной форме в деталях описал технику домовой росписи – сюжеты росписи, как работали. Это первое, насколько я знаю, его произведение на пути к его книгам о ремеслах. Дальше вполне логично родились «Колывань камнерезная», «На крыльях ремесла», «Красная книга ремесел». Но «Уймонская быль» – это такая точка бифуркации, откуда пошел Родионов уже немного другой…»

Историк Евгений Платунов в своем выступлении остановился на работе Александра Родионова как редактора-составителя сборника «Легенды Горной Колывани» из цикла «Из фольклорного наследия Алтая» (фольклор горнозаводского Алтая, собранный Александром Мисюревым), книг «Алтай-Беловодье», «Летопись Барнаула», «Предприниматели Алтая: 1861–1917». Он отметил, что «…редакторская работа требует особых усилий по самоорганизации, особенно со стороны литератора-творца – поэта и прозаика. Нужно, что называется, наступить на горло собственной песне, в такой работе требуется настоящая самоотдача. Александр Михайлович достойно справлялся с зачастую действительно очень неблагодарной работой. А его главный труд «Летопись Барнаула» – это до сих пор как комета, которая оставляет за собой яркий хвост новых изданий, напоминая снова и снова про замечательного писателя и гражданина, – Александра Михайловича Родионова…»

Разговор о «Летописи Барнаула» продолжила Валентина Кладова, заведующая отделом редкой книги библиотеки им. В. Я. Шишкова:

– Я прекрасно помню 1992 год, когда он вернулся из Иркутска. Я помню его глаза, когда он сказал: «Как же так?! Я нашел в Иркутске «Иркутский летописец» XVIII века, я его сфотографировал и мы сделаем летопись нашего города! Чем мы хуже?!» Наша «Летопись», первая часть, охватывающая события от 1701 до 1917 года, была издана в 1995 году. А работа продолжалась – творческий коллектив собирал данные до 1999 года. И сколько трудов стоило Родионову, чтобы эта книга, этот огромный том, который вышел в 2007 году, увидел свет… Наш город тогда единственный имел такую летопись. И это заслуга, в общем-то, Александра Родионова».

Голос Родионова, который читает главы из «Летописи Барнаула», собравшиеся услышали благодаря Сергею Зубчуку, ведущему радио «Эхо Москвы в Барнауле». Сергей Зубчук отметил: «Книги Родионова – серьезная литературная, многоплановая, многослойная, и если хотите что-то узнать по истории края серьезно, глубинно, читайте Родионова…».

Сергей Боженко, архитектор и писатель говорил о поэзии Родионова. Его выступление не только об ушедшем товарище, но еще и об ушедшем времени:

– О поэте Александре Родионове я услышал от архитектора Александра Долнакова. Он сообщил о готовящейся в клубе «Зодчий» встрече с молодым местным поэтом по фамилии Родионов. Выяснилось, что поэт работает рядом, в тресте «АлтайТИСИЗ», не то топографом, не то подсобным рабочим. Послушать поэта мне не удалось, зато фамилию запомнил. В книжном магазине у площади Октября я увидел его книжечку в мягком переплете. Оформление ее было наивным, название забавным – «Портрет реки». Я прочел поэму и восхитился. Автор смотрел на знакомую реку сверху, из космоса, глазами Бога. Это был нечаянный урок художественного мастерства.

Сергей Ужакин, один из ближайших друзей Родионова, рассказал о сибирской монете – ее история оказалась последней темой, которой занимался Александр Родионов – поехал в Петербург, засел в архиве, выписал архивные дела и… Тут организм стал отказывать, Родионов вынужден был вернуться в Барнаул, и дальше – больничные палаты. Работа осталась незаконченной, и Сергей Ужакин в меру возможностей постарался ее завершить. Кто не знает, поясним: в царствование Екатерины Второй из экономии для хождения внутри Сибири (от Тары до Камчатки) решено было чеканить на Алтае (на Сузунском заводе) специальную монету с изображением соболей.

Журналист и теперь уже известный краевед и писатель Анатолий Муравлев вспомнил, как именно Родионов почти сорок лет назад направил его на тропу, по которой Анатолий Степанович сейчас и идет:

– В 1977 году горел шинный завод. Я туда попал, проник на территорию, утром сдал репортаж. Столб дыма стоял метров двести высотой, в Новосибирске видели. Утром редактор поехал в крайком, вернулся оттуда и говорит: «Пожара не было». И именно Саша подсказал: «Ты собирай, это пригодится рано или поздно». И на сегодня у меня полторы тысячи страниц всяких происшествий – пожары, наводнения, затмения и так далее…

С докладом анализа романа «Князь-раб» выступили Лариса Юровская (о первой части «Азъ грешный») и Сергей Тепляков, а в обсуждении участвовал Виктор Петров, близкий друг писателя.

– Это очень плотная серьезная проза. Это сибирская энциклопедия – энциклопедия Сибири допетровского, петровского времени, история освоения Сибири. Сразу обращает на себя внимание болевой нерв, боль за Сибирь, к которой отношение чисто потребительское, захребетное. Это было за 150 лет до Петра, это было в Петровскую эпоху, это было и в последующие времена.

Все эти воспоминания, стихи, литературные споры теперь попали под одну обложку и изданы типографией АлтГТУ. Тираж невелик – всего сто книжек…

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх