Дементьев В. В. Город моей судьбы


Дементьев В. В. Город моей судьбы. Изд-е 2-е, исправленное. Барнаул, 2015. 228 с.: ил.

 

"Город моей судьбы" - воспоминания Василия Васильевича Дементьева, коренного славгородца, проработавшего семнадцать лет на посту председателя Славгородского горисполкома, посвященные истории и развитию г. Славгорода (Алтайский край). Воспоминания охватывают период от суровых военных лет до настоящего времени. Автор откровенно рассказывает о своей жизни, но особое внимание уделяет созидательному труду земляков. В книге повествуется о деятельности различных сфер народного хозяйства, проникновенно и с любовью говориться об известных людях, руководителях предприятий и учреждений, друзьях, родных и близких.

 

«Славгород – мой, милый сердцу, город, с его степным воздухом, в котором чувствуешь запах полыни, широкими улицами, одетыми в зеленые сарафаны летом и покрытыми белым покрывалом зимой. Это мой город, подаривший мне жизнь: здесь я делал первые шаги, рос, учился, работал, здесь обрел доверие людей, их уважение и поддержку, работая председателем горисполкома семнадцать лет...

...Малая авиация особо не использовалась для перевозки пассажиров, за исключением санитарных самолетов. Но уже с начала 1960-х гг. летать из г. Славгорода начали на самолете АН-2. Действовало два маршрута: Славгород-Хабары-Баево-Тюменцево-Барнаул и Славгород-Кулунда-Ключи-Барнаул. Кроме этого был еще санитарный самолет на случай срочной транспортировки больного в г. Барнаул для оказания экстренной медицинской помощи.

Учитывая, что на северном аэродроме для военных самолетов построена бетонная взлетно-посадочная полоса второго класса, у горисполкома и горкома партии возникла идея о строительстве аэропорта для гражданских авиаперевозок. Нам эту идею воплотить удалось, но с большим трудом. 

Сначала мы получили поддержку со стороны крайисполкома, сложнее было договориться с местными военными. Они мотивировали свой отказ тем, что полк является учебным, а тут мы – со своим гражданским самолетом. Говорили много о безопасности курсантов, их неопытности, о возможности столкновения. В итоге они нам жестко отказали в использовании взлетно-посадочной полосы. После этого и начались наши мытарства. Вначале нам удалось убедить Западно-Сибирский военный округ и заручиться поддержкой, но с условием, что мы согласуем свою просьбу с генеральным штабом вооруженных сил СССР. Вышли на генеральный штаб. Но только после второго захода нам удалось получить от генералов добро. Получив разрешение, я выехал в управление гражданской авиации г. Новосибирска, начальником которого был Георгий Сарафанкин. Ему не раз приходилось бывать в Славгороде. Мы объяснили ситуацию, и он пошел нам навстречу.

В управлении гражданской авиации тоже были заинтересованы в расширении пассажирских перевозок. Для них это заработок, дополнительные деньги.

После всех согласований был заказан проект здания аэропорта с собственной котельной и рулежной дорожкой, которая у военных была. Свою же нам пришлось строить вместе со стоянкой для самолетов. Благодаря рулежной дорожке гражданский самолет мог вырулить к зданию аэропорта, принять на борт пассажиров, и вернуться по ней на взлетную полосу.

Деньги на строительство аэропорта выделил крайисполком, а оснащало его оборудованием управление Западно-Сибирский гражданской авиации.

Здание аэропорта спроектировали удачно. Рядом находился водоем для полива, в котором пассажиры, ожидающие самолет, могли искупаться и позагорать на берегу. В помещении аэропорта работал буфет. Все было сделано для комфорта пассажиров.

Славгородский аэропорт открыл маршрут Барнаул–Павлодар–Омск–Свердловск (утром). Летал самолет ЯК-40, реактивный, посадочных мест – 30. И маршрут Барнаул–Славгород–Барнаул, который выполнялся утром и вечером, летал самолет ЯК-40. Были еще маршруты: Барнаул–Славгород–Камень-на-Оби–Барнаул и Новосибирск –Красноозерск–Славгород. Кроме пассажирских самолетов были и грузовые, на которых отправляли различные грузы радиозавода.

Люди с удовольствием летали на самолетах. Кассы были открыты на автовокзале, в «Трансагенстве» по ул. Комсомольской и в гостинице «Славгород». Билет можно было приобрести на любой рейс и маршрут по всей стране...

...Билет на самолет ЯК-40 от Славгорода до Барнаула стоил 14 рублей, продолжительность полета была 30 минут. На скором поезде купе стоило 8 рублей...

Член Политбюро ЦК М. С. Горбачев, будучи секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству, прилетал в Славгород спецрейсом на само­лете ТУ-134. Наш аэропорт его самолет принял.

Сейчас аэропорт не функционирует, но все сохранилось. Военная комендатура охраняет здания и оставшиеся самолеты МИГ-21. Мо­жет, когда-нибудь со взлетно-посадочной полосы Славгородского аэропорта снова будут взлетать пассажирские самолеты." 

Источник: Дементьев В. В. Город моей судьбы. Барнаул, 2015. С. 99-100.

Комментировать