Алтайский государственный театр музыкальной комедии


1 октября 1960 г.

 Состоялся премьерный показ первого спектакля Алтайского государственного театра музыкальной комедии

 

История Алтайского государственного театра музыкальной комедии началась в 1956 г. в Горно-Алтайске, где был создан краевой ансамбль оперетты. В его репертуаре были не спектакли, а лишь концертные программы, в состав которых входили сцены из классических и советских оперетт.

В 1958 г. ансамбль было решено объединить с Бийским драматическим театром, который был переименован в музыкально-драматический.

Осенью 1959 г. произошла первая встреча зрителей с живой опереттой: театральный сезон 1959–1960 гг. открылся опереттой Б. Александрова «Свадьба в Малиновке» – и основой театрального репертуара стали музыкальные спектакли.

Краевой Совет депутатов трудящихся эту «инициативу снизу» решением от 17 ноября 1959 г. узаконил. 1 октября 1960 г. театр подтверждает свой новый статус премьерой оперетты Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты».

Директору театра В. М. Федорову и главному режиссеру С. Б. Турову в короткие сроки удается организовать сильный и профессиональный творческий коллектив: труппу артистов-солистов, балетную группу, хор и оркестр.

Среди первых артистов молодого театра: Петр Рябов, Валентина Герасимова, Алексей Богородицкий, Валентина Прогунова, Юрий Жеребцов. Эти замечательные актеры и признанные мастера посвятили театру всю творческую жизнь.

Более десяти лет главным дирижером оркестра был Георгий Александрович Бабич. Выпускник Варшавской консерватории, он создал один из лучших в Сибири театральных оркестров.

В 1961 г. главным режиссером театра стал заслуженный артист России Павел Васильевич Алдахин.

Именно в это время на сцену мощно вступила классическая оперетта: «Веселая вдова» и «Цыганская любовь» Ф. Легара, «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Сильва» и «Марица» И. Кальмана, «Роз-Мари» Ф. Стотгардта.

Но все же ведущее место в репертуаре театре (как, собственно, во всем СССР) занимала новая советская оперетта: «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Роза ветров» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Друзья Милены» Н. Минха, «У моря Обского» Г. Иванова,«Эврика» О. Сандлера, «Счастливого пути» Ю. Владимирова, «Курортное знакомство» Е. Жарковского.

А летом 1963 г. на сцене театре случилось событие, подтвердившее и высокий исполнительский уровень артистов балета и талант его руководителя – молодого балетмейстера Николая Громова, с именем которого отныне и на четверть века будет связаны судьба и развитие музыкально-хореографического искусства Алтая. Это был первый профессиональный балет театра музыкальной комедии «Корсар» А. Адана и Л. Делиба.

Сезон 1963–1964 гг. стал последним сезоном театра на бийской сцене. Согласно постановлению крайисполкома театр был переведен на постоянное место жительства в столицу края – г. Барнаул.

В июле 1964 г. труппа театра переехала в г. Барнаул и приступила к работе в помещении бывшего клуба УВД.

Благодаря умелым руководящим действиям нового директора Ивана Сцена из спектакля МАРИЦАОганесовича Налбандова, этот сложнейший период организации и становления театра в новых «столичных» условиях произошел весьма органично и успешно.

В ноябре 1964 г. Алтайский краевой театр оперетты (так он стал теперь именоваться) открывает свой первый барнаульский сезон опереттой «Роза ветров» Б. Мокроусова.

В это же время начинается работа по повышению профессионального мастерства труппы. На сцене появляются молодые талантливые актеры, лучшие из которых очень быстро завоевывают славу любимцев публики.

Зрители по достоинству оценили и яркий комедийный дар и «бийчанина» А. Богородицкого (он первым в крае был удостоен в 1971 г. звания заслуженного артиста РСФСР) и Юрия Жеребцова, а также новых молодых артистов: мастера комического амплуа Эдуарда Овчинникова (которому впоследствии было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР), героини Ольги Поляковой, солиста-вокалиста Николая Напалкова, солистов балета Наталью Шустову и Владимира Михайлова, острохарактерных актеров Ольгу Брылякову, Клавдию Новикову и Бориса Манзюка.

В афише тех лет: «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Баядера» и «Цыган-премьер» И. Кальмана, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Раскинулось море широко» Н. Минха, «Камилла» и «Особое задание» А. Новикова.

В 1966 г. на барнаульской сцене появляются сразу два спектакля, ставших настоящими театральными событиями. Это музыкальный спектакль «Товарищ Икс» Ю. Владимирова по пьесе алтайского писателя Льва Квина и балет «Эсмеральда» Ц. Пуни в постановке главного балетмейстера Николая Громова.

В 1970-е гг. под руководством Ирины Дубницкой театр весьма энергично берет курс на современный репертуар – и знакомит слушателей с творчеством ведущих советских композиторов.

Наряду с классическими опереттами, в репертуаре театра появляются спектакли, в которых звучит прекрасная музыка И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, К. Листова, О. Фельцмана, В. Баснера, Н. Стрельникова, В. Мурадели.

А самыми, пожалуй, главными спектаклями становятся те, в которых наиболее ярко выражено героико-романтическое направление: «На рассвете» и «Четверо с улицы Жанны» О. Сандлера, удостоенные дипломов Всероссийского театрального смотра, «Москва–Париж–Москва» В. Мурадели, «Полярная звезда» В. Баснера, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана.

Не сходят с театральной афиши и классические оперетты: «Ночь в Венеции» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха.

Переломным в истории театра стал 1972 г. Во-первых, очередной театральный сезон он открыл в новом здании на пр. Комсомольском, где находится и поныне.

А во-вторых, в этом же году в театр пришел новый режиссер Леонид Халифман – выпускник Ленинградской государственной консерватории.

Нетрадиционное мышление молодого режиссера, его оригинальный, свежий взгляд на искусство «легкого жанра» стало очевидным в одной из первых же работ Л. Халифмана на сцене театра – в редко исполняемой оперетте «Холопка» Н. Стрельникова, имевшей большой зрительский успех и ставшей одной из театральных легенд.

В творческой программе театра в 1980–1990-е гг. можно выделить два основных направления: продолжение тенденции к постановке спектаклей высокого героико-романтического накала и стремление иметь своеобразный репертуар – то есть становиться первооткрывателями новых сценических произведений.

Одной из важных побед театра в утверждении героико-романтического направления стала постановка спектакля «Каштаны Киева» О. Сандлера о героических защитниках столицы Советской Украины в годы Великой Отечественной войны.

Премьера этого спектакля состоялась в 1982 г. во время гастролей в Киеве, куда театр был приглашен в составе юбилейной делегации на праздничную церемонию по случаю 1500-летнего юбилея украинской столицы.

За спектакль «Каштаны Киева» театр был удостоен Грамоты Президиума Верховного Совета УССР.

В стремлении иметь «лица не общее выраженье» и своеобразный репертуар театр активно привлекает композиторов и драматургов к работе над новыми произведениями и зачастую становится их первооткрывателем!

В 1980 г. увидел свет музыкальный спектакль «Голубая дама» по исторической повести алтайского писателя М. Юдалевича (музыка ленинградского композитора С. Баневича, либретто Э. Овчинникова). Благодаря уникальной фабуле пьесы, основанной на старинной барнаульской легенде, этот спектакль прожил в репертуаре десять лет, выдержал 700 представлений и стал настоящей театральной легендой.

Первым в России театр осуществил постановку балета по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Вслед за ведущими столичными театрами свет барнаульской рампы увидели современные мюзиклы «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова и «Труффальдино» А. Колкера. Оба эти спектакля пользовались большим успехом публики. Кроме того, мюзикл «Юнона» и «Авось» стал в 1988 г. участником первого Всесоюзного фестиваля музыкальных театров в Свердловске.

Первым в Сибири театр осуществил постановки музыкальных спектаклей по произведениям нашего выдающегося земляка Василия Шукшина: оперетты «Сладка ягода» Е. Птичкина и спектакля «А поутру они проснулись» А. Гоберника.

В 1986 г. впервые в истории театра на его сцене силами в основном молодых исполнителей была исполнена опера Д. Верди «Травиата».

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что это был, Сцена из спектакля СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВАпожалуй, самый творчески насыщенный период в жизни театра. Трудно назвать место не только в в нашей стране, но и за рубежом, где люди были бы незнакомы с искусством театра. Именно в этот период театр был удостоен таких наград как Диплом III степени Министерства культуры СССР во Всероссийском смотре по работе с творческой молодежью, Диплом Министерства культуры и Министерства обороны СССР за активное участие во Всесоюзном смотре культурно-шефской работы над Вооруженными Силами, занимал призовые места во Всесоюзных смотрах спектаклей разной тематики.

Начало 1990-х гг. вошло в историю российского искусства как самый трудный ее период. А особая ответственность за жизнь вверенных им коллективов легла в эти годы на театральных директоров.

И можно смело сказать, что благодаря умелому мудрому руководству директора В. И. Калугина, взаимопониманию творческого и административного начал и самоотверженному трудом артистов, театр музыкальной комедии стал в этот период для барнаульской публики и гостей города самым любимым театром.

Зрители с благодарностью рукоплескали классическим опереттам «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Баядера» и «Цыган-премьер» И. Кальмана, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э.-Л. Уэббера, музыкальным комедиям «Рыцарские страсти» В. Плешака, «Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана, «Любовь – всегда загадка» А. Колкера, мюзиклы «Ах, высший свет!» Г. Гладкова и другим спектаклям.

Наряду с корифеями театра исполнителями ведущих партий в эти годы становятся заслуженные артисты России Ольга Гавриш, Петр Приходько, Валентина Литвина, Зинаида Черных, Дмитрий Иванов, Евгений Балакин.

И потому вовсе неудивительно, что два года кряду спектакли театра музыкальной комедии становились лауреатами Муниципальной премии Барнаула.

В 1996 г. премии была удостоена оперетта И. Штрауса «Летучая мышь».

В 1997 г. новогоднее театрализованное представление «Снежное ревю» в постановке В. Филимонова, поразило публику и выразительностью исполнения, и разнообразием жанров, и оригинальностью сценографии и костюмов.

Начиная с рубежа веков и по настоящий день театр, несмотря на непреходящие материальные трудности, выпускает в сезон рекордное количество постановок (включая театрализованные представления или бенефисы, которые, благодаря своему высокому качеству, остаются в репертуаре) – от шести до восьми спектаклей. И получает заслуженные награды.

Диплом первого фестиваля новых музыкальных проектов России, который проходил в Новосибирске в 2004 г., получил музыкальный спектакль «Ангелы во времени», авторами которого были театральный композитор и дирижер Евгений Гутчин и санктпетербургский композитор Виктор Плешак.

В 2005 г. Премии Алтайского края в области архитектуры, литературы, искусства и народного творчества была удостоена оперетта «Девичий переполох» Ю. Милютина.

В 2007 г. директором театра стал Р. В. Ильин. В немалой степени благодаря энергичной деятельности нового руководителя, больше половины спектаклей текущего репертуара регулярно идут при полных залах. И аншлаги в театре – вовсе не редкость.

Все возрастающий интерес барнаульцев и гостей города к спектаклям театра позволяет говорить о том, что театр ведет верную репертуарную политику и работает на перспективу – на пробуждение интереса к театрально-музыкальному жанру все большего количества молодежи, детей и подростков – то есть будущей зрительской аудитории.

Славу и гордость театра составляют заслуженные артисты России Любовь Августовская, Зинаида Черных, Дмитрий Иванов, Юрий Кашин, Борис Кучинев, Виктор Парфенов, Сергей Федоров, артисты Валентина Герасимова, Лариса Владимирова, Лариса Герасцина, Валентин Пашнев, Леонид Титов, Виктория Гальцева, молодые солисты Татьяна Ремизова, Ирина Басманова, Александра Карпова, Юрий Голубев, Константин Яковлев, Максим Вехов, Илья Зуев и другие.

 Е. А. Рябова

 

ЛИТЕРАТУРА

Алтайский краевой театр оперетты / сост. И. Медведева. [Барнаул], 1988. 85 с.: фото.

Рябова Е. А. Театр музыкальной комедии // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 359.

[Алтайский государственныйтеатр музыкальной комедии] // Октябрьскому району 60, 1938–1998. Барнаул, 1998. С. 58–59: фото.

Театр музыкальной комедии. Спектакль «Летучая мышь»: [лауреат муницип. премии г. Барнаула (1996 г.) в обл. театра] // Муниципальные премии г. Барнаула в области литературы, искусства и архитектуры, 1995–1999 гг.: [библиогр. указ.]. Барнаул, 2000. С. 21. – Библиогр.: 2 назв.

Государственный театр музыкальной комедии: [лауреат муницип. премии г. Барнаула (1997 г.) в обл. эстрады – за шоу «Снежное ревю», реж. В. Н. Филимонов] // Там же. С. 34–35. – Библиогр.: 4 назв.

Рябова Е. А. Театр музыкальной комедии краевой, государственный // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 290–291: фото.

Свободная И. Н. 40 лет со дня открытия Алтайского краевого театра музыкальной комедии // Страницы истории Алтая. 2000 г.: календарь памят. дат. Барнаул, 2000. С. 48–52. – Библиогр.: с. 52.

Свободная И. Н. Театральная жизнь Барнаула // Барнаул. История культуры. Барнаул, 2000. С. 92–109. Библиогр.: с. 127–128 (30 назв.). – Из содерж.: Алтайский краевой театр музыкальной комедии. С. 119–122.

Езерская Е. Алтайский музыкальный // Музыкальная жизнь. 2002. № 9. С. 36–38.

Алтайский государственный театр оперетты: история и современность.

Привалова А. Карету мне! Карету! Я еду в оперетту! // Купи-продай. Барнаул, 2002. 6 дек. С. 42–43: фото.

Из истории Алтайского краевого театра музыкальной комедии.

Старкова О. «Светлый миг наслажденья...» // Алтайский благодатный край. М., 2007. С. 499–500: фото цв.

Об Алтайском государственном театре музыкальной комедии.

Гущина Т. Все жанры подвластны // Культура Барнаула. 2008. № 3. С. 16–18: фото цв.

Об Алтайском государственном театре музыкальной комедии.

Рябова Е. А. Алтайский государственный театр музыкальной комедии / Е. А. Рябова, И. Н. Свободная // Музыкальная энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 2011. С. 27-30.

Источник информации: Алтайский край. 2010 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2009. С. 95-99 (текст в формате pdf)

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх