Потупчик библиотека в электронном пространстве


Потупчик Маргарита Николаевна,

заместитель директора по информатизации и развитию ИКТ

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел.: (3852) 38-00-99 (раб.)

Библиотека в электронном пространстве: вопросы управления

Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий и библиотечно-информационной сферы в целом логично увязаны с общими современными тенденциями развития общества, прежде всего с постоянно возрастающим уровнем высоких информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В деятельности библиотек на первый план выходит информационная и коммуникационная (социализирующая) функции.

Последнее десятилетие – значительный этап в развитии информационно-компьютерных технологий в библиотеках Алтайского края. Пройден путь от приобретения и установки первого компьютера до внедрения сложных автоматизированных библиотечно-информационных систем. Каждый год был важной вехой в автоматизации библиотечных процессов.

За более чем двадцатилетний период внедрения ИКТ библиотеки края поэтапно реализовывали заложенные компьютеризацией технологические возможности:

- создание технологической среды,

 - автоматизация основных библиотечных процессов,

- формирование собственных электронных ресурсов и аккумуляция сторонних информационных ресурсов,

- обеспечение доступа к национальным и мировым информационным сетям,

- предоставление электронных библиотечно-информационных услуг различным категориям пользователей.

В библиотеках, помимо «реального» пространства активно формируется так называемое «электронное пространство библиотеки». Внутренняя составляющая этого пространства включает в себя размещенные в реальном пространстве библиотеки автоматизированные рабочие места и точки доступа для портативных компьютеров, зоны Wi-Fi, мониторы, память библиотечных компьютеров, серверы, системы хранения данных, на которых хранятся электронные каталоги, базы данных, электронные библиотеки и другие ресурсы, созданные библиотекой.

Важным элементом пространства библиотеки являются веб-представительства библиотек в сети Интернет: сайты, страницы и/или группы в социальных сетях. Они служат мостом для связи между внутренней и внешней составляющими электронного пространства библиотеки. На этих площадках можно увидеть информацию об истории и современном состоянии библиотеки, режиме работы, ее ресурсах, обзоры новых поступлений, сведения о крае, библиотечные новости и события. Виртуальные представительства позволяют выстраивать новую стратегию повышения привлекательности библиотеки, продвижения ее услуг и продукции, взаимодействия с деловыми партнерами и профессиональным сообществом в условиях электронной среды.

Внешняя составляющая электронного пространства библиотеки включает в себя сервер провайдера электронных ресурсов, телекоммуникационные каналы связи. Через внешнюю составляющую электронного пространства осуществляется доступ к удаленным ресурсам в режиме онлайн.

Как видим, электронное пространство библиотеки неоднородно, порой физически неосязаемо. Обеспечение процессов его создания, поддержки, развития существенно расширяет зону ответственности руководства библиотеки, увеличивает диапазон решаемых задач. Вопросы рациональной организации электронной составляющей любой современной библиотеки, ее информационно-коммуникационного потенциала становятся очень актуальными. Все действия по управлению библиотекой в электронной среде должны быть органично интегрированы в традиционные библиотечно-информационные и управленческие технологии и рассматриваться в контексте инновационной деятельности и политики библиотеки.

Под управлением электронным пространством библиотеки будем понимать выполнение целенаправленных действий по планированию, организации, координации, мотивации, учету, контролю и анализу деятельности библиотеки в электронной среде.

Планирование работы – одно из ведущих направлений управленческой деятельности библиотеки. План любой библиотеки определяет:

- цели и задачи деятельности;

- основные направления, тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;

- объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;

- ресурсы библиотеки: финансовые, материально-технические, кадровые и временные.

Цели и задачи, которые библиотека ставит в качестве приоритетных, формулируются, исходя из проблемы обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам, создания комфортной информационной среды. Поставленные задачи должны подкрепляться мероприятиями в других разделах плана работы. Если библиотека ставит перед собой задачу обеспечения высокого качества обслуживания читателей и максимально полного удовлетворения запросов читателей, то в соответствующих разделах плана работы необходимо отразить внедрение информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к информационным ресурсам мира, приобретение электронных источников информации, развитие системы электронной доставки документов и т.д.

Основные пункты плана могут включать такие компоненты, как «Создание технологической среды» (приобретение компьютерной техники, открытие центров общественного доступа к социально значимой информации, в том числе электронной, создание локальной сети библиотеки, организация доступа к сети Интернет), «Развитие электронных информационных ресурсов и услуг» (формирование  и обеспечение сохранности фонда электронных ресурсов (ЭР),создание собственных ЭР (баз данных, компакт-дисков, электронных библиотек),организация электронного каталога, развитие сайта библиотеки, продвижение услуг в сети Интернет, участие в корпоративных проектах, внедрение интернет-сервисов), «Развитие кадрового потенциала».

План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержания работы, с помощью которых реализуются основные функции любой библиотеки (информационная, образовательная, культурная – в широком понимании). Быстрое развитие телекоммуникационных технологий способствуют разработке и внедрению в библиотечную практику новых форм и методов. Сегодня они находят особое, порой ведущее, место в библиотечных планах. Напомню лишь некоторые формы работы и продукты (услуги), которые можно включить в свою деятельность, используя компьютерное оснащение библиотеки: обзоры новых ресурсов Интернета, электронные выставки, виртуальные экскурсии по библиотеке, вебсерфинг (путеводители по ресурсам) «С Интернетом зна.сом (м.б. тематическим циклом вебсерфингов, которые знакомят читателей с лучшими ресурсами Интернет по различным темам: «С искусством зна.сом», «Неграмотных.net» и др.), новостные тематические обзоры (подборка свежих видеороликов в сети Интернет, посвященных актуальной теме), подготовка мультимедийных презентаций для сопровождения, визуализации массовых мероприятий, посещения виртуальных музеев, слайд – лекции, мультимедиа – просмотры, буктрейлеры, виртуальные доски (PinTerest) – интерактивный сервис с обложками рекомендованных книг, библиотечное веб-представительство.

Наиболее важные мероприятия плана могут быть детализированы в виде отдельного приложения. В современных условиях именно сайт, как отмечают исследователи, «… формирует пространственно-временной континуум  культуры, четко определяя место в нем библиотеки, адекватно создавая ее образ», поэтому работы, связанные с созданием и развитием сайта библиотеки могут быть оформлены отдельным приложением к основному годовому плану. Перечень предполагаемых работ может включать следующие процессы: информационное наполнение (публикация материалов), актуализация сведений, обеспечение выполнения электронных услуг, ведения интерактивных сервисов, программно-технические работы по обеспечению жизнеспособности сайта, обеспечение информационной защиты материалов сайта, обеспечение ресурсами (кадровыми, материально-техническими, финансовыми, информационными), продвижение сайта. Разумеется, данный перечень процессов не полон, он может быть уточнен, детализирован, дополнен, но вполне достаточен в качестве основы для планирования.

В годовом плане достаточно указать направления, перечислить формы работы и назвать примерный срок выполнения (квартал, месяц). Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Именно здесь должны быть указаны все конкретные сроки проведения, определены персональные ответственные за определенный вид работ.

Таким образом, функционирование библиотеки в электронной среде необходимо воспринимать как единое пространство современной библиотеки. Одним из способов органичной интеграции электронного пространства библиотеки в традиционные процессы можно считать планирование, как одного из ведущих направлений управленческой деятельности библиотеки. Значимыми факторами успешного планирования работ по внедрению, использованию, развитию ИКТ в библиотеке являются определение целей, задач, основных направлений, мероприятий, сроков проведения. Выполнение этих условий во многом будет способствовать более успешному внедрению ИКТ в деятельность и технологии традиционной библиотеки, эффективному и качественному выполнению ее задач в условиях электронного пространства.

Список литературы

Зверевич В. В. Пространство современной библиотеки: «реальное» и виртуальное» // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 11. – С. 7–17.

Митлина С. Г. Завоевывать и преодолевать или обживать и осваивать? Социально-культурные аспекты формирования библиотечного пространства // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 2–9.

Потехина Ю. В. Управление Интернет-представительством библиотеки вуза: термины, этапы жизненного цикла, технология выполнения работ, модель организационно-функциональной структуры // Вестник ХГАЭП. – 2012. – № 2. – С. 73–84.

Источник статьи: Информационно-коммуникативное пространство: перспективные векторы развития учреждений культуры региона: материалы заоч. конф. 27 февр. – 2 марта 2015 г. – Барнаул, 2015. – С. 111–115. – Библиогр. в конце ст.

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх