Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет


Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. 373 с.

 



Автор книги Василий Ильич Казанцев участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., кандидат исторических наук, общественный деятель, краевед. В. И. Казанцев родился 5 марта 1926 г. в с. Усово (в настоящее время вошло в состав с. Шишкино Тальменского района) в семье крестьян. Его родители были потомками старообрядцев поморского согласия – первых русских поселенцев современного Алтайского края. В июне 1943 г. В. И. Казанцев записался добровольцем в морскую авиацию. На Дальнем Востоке Василий Ильич получил специальность воздушного стрелка-радиста. В. И. Казанцев принимал участие в войне с Японией в 1945 г. За время службы Василий Ильич был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией» и от правительства Корейской Народно-Демократической Республики медалью «За освобождение Кореи». С начала 1990-х годов Василий Ильич углубляется в краеведческие изыскания. Главное внимание он уделил истории крестьянства на Алтае, особенно его первым поселенцам, среди которых были и его предки-старообрядцы. Его публикации на эту тему базируются на изучении большого количества архивных документов и отличаются глубоким пониманием как психологии их героев, так и социальной сути исторических событий. Взгляды исследователя заметно отличаются от преобладающих в настоящее время радужных оценок истории Алтая XVIII–XIX вв. Как уроженец и патриот села, он делает акцент не на успехах горнозаводского производства, а на негативных сторонах его влияния на жизнь крестьянского населения. Критическую оценку Василий Ильич дает и отдельным явлениям в жизни алтайского села начала XX в. Василий Ильич – автор двух книг, частично состоящих из ранее публиковавшихся, частично из новых работ, а также брошюры «Селу Шипицино – 250 лет» (в соавторстве с К. И. Осиповым).

В издании «Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет» представлены выступления В. И. Казанцева в периодической печати и научных сборниках за десятилетие 2006–2015 гг. Некоторые материалы публикуются впервые.

 

Содержание

О первых русских поселениях на равнинном Алтае

Истоки

Горнозаводское производство на Алтае: плюс или минус?

К истории села Шишкино:

Глава I. Зарождение деревень. Первые шаги новоселов

Глава II. Демидовско-романовское подневолье

Глава III. В годы крестьянских реформ (1861–1917 гг.)

Глазами крестьян

На тяжёлом повороте

Алтайское село на смене эпох

В дальних деревнях

В дальних деревнях сегодня

О советско-японской войне 1945 г.

К предыстории АГАУ

Возникло чувство протеста

Товарищам по работе в АГАУ

Вспомним всех поименно

А. В. Георигиев в памяти людской

Это нужно живым

Дважды Георгиевский кавалер

Три апрельские даты в биографии героя

Знать прошлое

В краевой совет ветеранов

Главе администрации района

В ГМИЛИК 

К. И. Осипову

 

«…Трудно представить по редким сохранившимся свидетельствам повседневный быт наших прародителей. По их собственным оценкам, жили они «нуждно и бедно». Ютились в избах-стопках, семьи из десяти-пятнадцати человек заводили пятистенники, в лучшем случае так называемые дома на связи, тоже двухкомнатные. Из-за частых перемещений дома строились на скорую руку, без расчета на долгие годы, без заботы о бытовых удобствах. В доме обязательно имелась сбитая из глины русская печь, лавки вдоль стен, большой стол, скамьи. Кроватей в обиходе не было, спали на полу, на полатях, на печи. Зимой в избах содержали птицу и молодняк скота. Вот опись «пожитков» усовского жителя кузнеца Силы Черемных, сделанная в 1759 г. по случаю обыска:

– святой образ деревянный Параскевы Пятницы 1,

– изба с сенями под крышей 1,

– кузница 1,

– в ней – меха ветхие 1,

– корова белая лево ухо порото 1,

– овец белых левы уши пороты 3.

Несколько богаче стало через сто лет. Вот опись, сгоревшего в 1855 г. имущества зажиточного крестьянина Ивана Беспалова, занимавшегося подрядом на перевозку заводских грузов:

– дом, состоящий из избы, горницы, сеней и сарая,

– малая изба с двумя дворами и хлевами,

– овин с крытым чуланом,

– 13 дровней,

– 12 коробов углевозных,

– три лодки,

– стол крашенный, три стула,

– шкаф,

– меденник, две чугунки, большая и малая,

– две квашни,

– двои кросны для тканья холстов,

– 18 бердов,

– куб для крашенья холстов…

 

…Главным продуктом питания жителей наших деревень был ржаной хлеб. Много ели картошки, капусты. В мясоеды потребляли мясные щи (шти), супы, похлебки, яичницу, молоко, сметану, масло, творог, простоквашу; знали пельмени, пирожки с печенью (пряжники), студень (холодец), сдобную стряпню. Вместо чая заварку делали из брусничника, добавляли листья смородины, чагу (березовый нарост), ревень, Делали квас…

Браки в [деревнях–сост.] Усовой и Шишкиной заключались чаще всего по прозаическим, деловым соображениям: семье нужна лишняя пара рабочих рук, поэтому чуть повзрослевшему сыну торопились взять в жены зрелую уже девку-работницу. По тем же соображениям дочь работницу старались как можно дольше задержать в семье отца. Поэтому в большинстве случаев жена была старше мужа по возрасту, иногда лет на пять-шесть. Частые роды, тяжелая работа укорачивали жизнь женщин. Поэтому мужчины вступали в повторные браки чаще, чем женщины. В этих случаях они брали невест уже моложе себя. Василий Половников в 19 лет женат был на Марине Антроповой, которой было 28 лет. После ее смерти взял восемнадцатилетнюю Ирину Аксенову…».

 

Источник: Казанцев В. И. Крестьянство равнинного Алтая за 300 лет». Барнаул, 2015. С. 92, 94.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх