Каймакина Этюды культуры


Каймакина А. А. Этнографическая коллекция Алтайского государственного краеведческого музея // Этюды культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 21 апр. 2016 г.). Томск, 2006. С. 473–477.

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

А.А. Каймакина

 

Барнаульский музеум был открыт в 1823 г. Основой для музея послужили зоологическая, минералогическая, модельная и этнографическая коллекции. По словам Ф.В. Геблера, на тот момент уже было собрано значительное количество этнографических материалов: «одеяния, украшения, оружие, инструменты, посуду и идолов различных народов Сибири и Северной Америки, каковы суть: Киргизцы, Тунгусы, Остяки, Алеуты и прочие. Здесь также находятся шаманские одеяния с их шамбуринами, платья из рыбьей кожи, кишок, из кожи гагары различные убранства, решетки, сани, в которых ездишь на собаках, управляемых возжами, сети и рогатины, большое количество различных стрел, гарпунов, дротиков, пик, луков, шпаг, знамен… музыкальные инструменты…» [1. С. 29–30]. Возможно, в состав музейного собрания вошла личная этнографическая коллекция П.К. Фролова [2. С. 59].

Немецкий ученый-ботаник Карл Ледебур во время экспедиции на Алтай в 1826 г. посетил Барнаульский музеум и так описал этнографическую часть собрания: «В пятом зале находятся свидетель-ства мастерства сибирских народностей, как-то: оружие, разнооб-разная утварь, одежда, а также снаряжение шаманов… древности из чудских могил… музыкальные инструменты…» [3. С. 148].

В 1836 г. был подготовлен каталог музеума, в котором была вы-делена этнографическая часть, включающая 97 предметов. Это – «костюмы северо-азиатских и северо-американских народов… кир-гиза… киргизки… тунгуса… шамана… алеута… Монгольское пла-тье… пара китайских башмаков». Помимо раздела «Нарядное пла-тье тех народов», присутствовали еще несколько:

 «Орудия тех народов» (колчаны со стрелами, гарпуны, рога-тины, копья, топоры и т. д.);

 «Разные инструменты и изделия тех народов» (флейта, буб-ны, ложки, фонари, модели байдарок, лодок, сани и т. д.);

 «Вещи, служащие для ламанского идолопоклонения» («львиные статуйки», медный чайник, курильница, колокольчики, бубен и др.);

 «Чудские вещи из курганов» (шпаги, копья, чугунная и гли-няная посуда, изображения трех человеческих фигур на камнях, изображение каменного барана на камне) [4. С. 35–38].

 

Таким образом, судя по перечню, представленному в каталоге, в музее была собрана богатая этнографическая коллекция, демон-стрирующая материальную сторону жизни сибирских народов. К сожалению, в 1907 г. этнографическая коллекция была передана Томскому Императорскому университету [5]. Причинами этому послужило отсутствие помещений для представления коллекций, ухудшение состояния сохранности предметов, отказ администра-ции Барнаульского реального училища от использования данных материалов в учебных целях [6. С. 49]. Трудностью является то, что многие предметы этнографической коллекции, поступившей в Томский университет, до сих пор не аннотированы, потому что еще до поступления они не были разобраны и систематизированы.

В 2003 г., к 180-летнему юбилею Алтайского государственного краеведческого музея (далее – АГКМ) совместно с музеем археоло-гии и этнографии Сибири Томского государственного университе-та была создана выставка «Сибирская кунсткамера», на которой была представлена первая этнографическая коллекция Барнауль-ского музеума [5].

В АГКМ почти ничего не осталось от этнографической коллек-ции, сформированной до 1907 г. [2]. Поэтому в Барнауле начался новый этап формирования такого профильного собрания. В прове-дении сборов активно участвовали члены Общества любителей ис-следования Алтая. В музей поступают орудия труда и быта алтай-цев, предметы культа. Помимо вещей, связанных с алтайскими народами, в музей поступают предметы из стран Азии, в том числе из Китая (деревянные таблички с китайскими письменами, туфель-ка взрослой китаянки, шкатулки, фарфоровые вазы, весы, палочки для еды в футляре и пр.). Начало русской коллекции было положе-но исследователем М.В. Швецовой в 90-е гг. XIX в. Тогда в музей поступили элементы русского свадебного костюма – женские рука-ва и мужская рубаха старообрядцев [7. С. 188–189].

Даже с началом гражданской войны сотрудники музея продол-жали вести изыскательные работы для пополнения этнографиче-ской коллекции. Большей частью предметы были получены из экс-педиций. Так, в 1920-е гг. экспедиции П.А. Киршевского, А.Н. Ма-кеева, М.Н. Палкина в Горный Алтай значительно пополнили со-брание музея: были привезены кожаные сосуды, элементы одежды, четыре шаманских бубна. Также благодаря сборам А.Н. Макеевым предметов в мордовских селах музеем были приобретены элементы мордовской одежды. Экспедиции П.И. Юхневича в Каменский уезд позволили пополнить собрание орудиями труда и предметами быта русских [8. С. 7–8].

В 20–30-е гг. XX в. на Алтае побывало множество исследовате-лей из центральной части страны. Были организованы экспедиции этнографического отдела Русского музея, Академии наук СССР. На формировании коллекций Барнаульского музея это почти не отра-зилось, за исключением экспедиции научного сотрудника Акаде-мии наук А.Г. Данилина. Он собрал материал по культуре алтайцев и бочатских телеутов для московского музея народоведения, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в Ленинграде. Часть находок была передана в Барнаульский музей [8. С. 8–9].

В 1930-е годы была сформирована коллекция алтайских культо-вых предметов по шаманизму, которая включает бубны, божков, ритуальную посуду. С началом Великой Отечественной войны со-бирательская деятельность музея была прервана, часть коллекций была утрачена в связи с плохими условиями хранения. Формирова-ние этнографической коллекции было возобновлено в 1960-е годы и продолжается по сей день. Помимо экспедиций источником по-полнения собрания служат дары от жителей Барнаула и Алтайского края [8. С. 9]. Таким образом, в этнографической коллекции музея имеются предметы быта и одежда русских, алтайцев, кумандинцев, телеутов, мордвы, немцев и других народов, проживающих на тер-ритории Алтая.

В фотоколлекции АГКМ имеются этнографические снимки В.В. Сапожникова. Они отражают все четыре первые экспедиции исследователя на Алтай: в 1895, 1897, 1898, 1899 годах. В этниче-ском отношении фотографии иллюстрируют быт телеутов, алтай-цев, казахов и русских жителей нашего региона, главным образом старообрядцев [9. С. 62]. Фотоснимки начала XX в. других авторов – Н.Я. Овчинникова, Г.И. Иванова, Б.Е. Бегичева и т.д. – имеют не менее важную ценность. Они представляют культурное многообра-зие Алтайского края.

В 2006 г. музеем был выпущен комплект открыток «Народы Ал-тая» [10], где представлены этнографические фотоснимки начала XX в. и предметы, наиболее ярко иллюстрирующие быт и культуру народов Алтайского края, на территории которого на данный мо-мент проживают представители более 130 национальностей.

Ежегодно в АГКМ проводятся специальные выставки, где де-монстрируется этнографическая коллекция музея. Например, в ок-тябре 2015 г. открылась выставка «Алтай – перекресток культур», на которой было представлено 135 предметов из собрания музея.

В собрании АГКМ этнографическая коллекция имеет большое значение по ряду причин. Во-первых, она демонстрирует элементы культуры и быта коренных жителей региона, что имеет большое значение для развития исторической науки и популяризации куль-турного наследия. Во-вторых, в связи с развитием культурного ту-ризма этнографические экспонаты помогают знакомить жителей и гостей Барнаула с особенностями истории края, его многоликой материальной культурой. По мнению директора музея, Падалкиной О.В. «…уважение к своей истории, к культуре своего народа и народов, живущих рядом, – один из залогов серьезного и правиль-ного исторического и культурного развития» [11].

Литература

1. Геблер Ф.В. «Известие о Барнаульском Музеуме» // Алтай-ский сборник. Барнаул, 1993. Вып. XVII. С. 25–30.

2. Фролов Я.В. Археологическая и этнографическая коллекции Барнаульского музея в XIX в. // Краеведческие записки. Барнаул, 2001. Вып. 4. С. 57–65.

3. Ледебур К.Ф. Путешествие по Алтайским горам и джунгар-ской Киргизской степи / К.Ф. Ледебур, А.А. Бунге, К.А. Мейер; пер. с нем. В.В. Завалишин, Ю.П. Бубенков. Новосибирск, 1993. 415 с.

4. Гришаев В.Ф. Барнаульский музеум в 1836 г. (Архивная находка) // Алтайский сборник. Барнаул, 1993. Вып. XVII. С. 31–38.

5. Музейный хронограф // Официальный сайт Алтайского госу-дарственного краеведческого музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.agkm.ru/hronograf.html (Дата обращения: 18.10.2015).

6. Вакалова Н.В. Роль общественных и государственных орга-низаций в сохранении коллекции Барнаульского горного музеума конца XIX – начала XX веков // Мир науки, культуры, образования. 2007. – №4. С. 47–50.

7. Попова И.В. Этнографическая коллекция: формирование, презентация // Краеведческие записки. Барнаул, 2009. Вып. 8. С. 187–200.

8. Попова И.В. К истории формирования этнографической кол-лекции Алтайского государственного краеведческого музея / И.В. Попова, О.С. Мамонтова // Труды Алтайского государствен-ного краеведческого музея. Барнаул, 2008. Т. 3. С. 5–13.

9. Бородаева Н.А. Этнографические снимки В.В. Сапожникова в коллекции Алтайского государственного краеведческого музея // Краеведческие записки. Барнаул, 1999. Вып. 3. С. 62–71.

10. Народы Алтая [Изоматериал]: [комплект открыток] / Алт. гос. краеведч. музей ; сост. О.С. Мамонтова. Барнаул, 2006. 1 обл. (21 отд. л.).

11. «Алтай – перекресток культур»: новую постоянную экспо-зицию открыли в Алтайском государственном краеведческом музее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.altairegion22.ru/ region_news/novuyu-postoyannuyu-ekspozitsiyu-otkryli-v-altaiskom-gosudarstvennom-kraevedcheskom-muzee_459643.html?PRINT=Y&ELEMENT_CODE=novuyu-postoyannuyu-ekspozitsiyu-otkryli-v-altaiskom-gosudarstvennom-kraevedcheskom-muzee_459643 (Дата обращения: 23.10.2015).

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх