Балашева А. А. Несовершеннолетние


 

Балашева А. А. Несовершеннолетие - категория особая // Библиотека. - 2015. - № 8. - C. 23-27: фот.

 

Балашева Александра

Несовершеннолетние – категория особая

• ОПРЕДЕЛЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

Не секрет, что подростковый возраст характеризуется повышенной криминальной активностью. Поэтому неудивительно, что профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в стране уделяется огромное внимание. Данное направление работы весьма актуально и для библиотек.

 

В 2014-2015 гг. сотрудниками управления Алтайского края по культуре и архивному делу и УНБ имени В.Я. Шишкова осуществлён анализ деятельности библиотек 14 муниципальных образований края. Выявлено, что они систематически ведут работу по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в органах внутренних дел, в культурно-досуговую деятельность. Охват данной категории библиотечным обслуживанием составляет от 50 до 100 процентов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» деятельность учреждений культуры, в том числе общедоступных библиотек, в этой сфере заключается:

           в вовлечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в культурно-досуговую деятельность через библиотечное обслуживание (занятия в клубах, кружках и др.);

           в оказании содействия специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещёнными в указанные учреждения.

Важное место занимает индивидуальная работа с детьми и подростками, состоящими на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД). Так, в Залесовском районе она осуществляется на основе индивидуальных планов мероприятий библиотек, рассчитанных на каждого ребёнка. В соответствии с ними в 2014-2015 гг. дети посетили литературный час «Верно служим мы Отчизне», урок мужества «Сражались со взрослыми рядом», литературную гостиную «Фронтовые дороги, фронтовые друзья», День России «Широка страна моя родная», литературную гостиную «Поговорим о Шукшине», урок мужества «Афганский ветер быстротечный, как смерч, горяч» и др.

Важным условием организации такой деятельности является информированность специалистов библиотеки о числе несовершеннолетних, состоящих на учёте в органах внутренних дел, и месте их пребывания.

К необходимым управленческим функциям библиотек можно отнести следующие.

           Планирование работы (годовой, ежеквартальные планы). Предусматривает создание комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность привлечения несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН ОВД, в библиотеку. У нас, например, план разработан в Троицком районе.

           Организация системы учёта, предусматривающая учёт по всем направлениям: комплектования фонда, библиотечного обслуживания, методической работы.

           Координация с другими учреждениями. Сотрудничество, партнёрство с правоохранительными органами, службами социальной защиты населения, опеки и попечительства, учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования, другими учреждениями культуры предполагают объединение усилий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система взаимоотношений между двумя или более партнёрами предусматривает: систематический обмен оперативной информацией; планирование совместной деятельности; проведение корпоративных мероприятий.

В наших условиях позитивными примерами являются план совместной работы с наркологическом диспансером на 2013-2014 г.; план совместной работы с Территориальным центром социальной помощи семье и детям на 2013-2014 гг. (г. Заринск).

В Залесовском районе планирование и координация работы с другими учреждениями осуществляется директором МКУК «Залесовская ЦБС» на основании следующих документов:

        Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (утв. постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края № 4 от 18.02.2012);

        Соглашение о взаимодействии по вопросам социального обслуживания населения Залесовского района от 08.07.2013;

        Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Залесовского района на 2015-2016 гг.;

        приказ директора ЦБС «Об участии библиотек МКУК "Залесовская ЦБС" в реализации Комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Залесовского района в 2015-2016 гг.» от 30.01.20 1 5;

        приказ директора ЦБС «О назначении ответственного за работу с индивидуальными программами реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» от 30.01.2015;

        Перечень мероприятий по организации индивидуальной профилактической работы в ЦБС Залесовского района с семьёй и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, на 2015 г.

           Мониторинг деятельности. Заключается в систематическом определении результативности, выявлении проблемных участков и поиске оптимальных способов повышения эффективности работы библиотек.

Критериями эффективности являются:

        охват детей, состоящих на учёте, библиотечным обслуживанием (%);

        основные показатели библиотечной статистики по работе с данной категорией несовершеннолетних;

        число методических мероприятий;

        число новых поступлений в фонд изданий для несовершеннолетних;

        реализация комплексных программ и проектов, работа клубов для несовершеннолетних и др.

Перечислим организационные аспекты работы с несовершеннолетними.

           Исследование интересов несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН ОВД. Предполагает проведение анкетирования, интервьюирования, бесед с целью выявления предпочтений в заполнении досуга. Таково, например, исследование «Библиотека. Чтение. Твоё увлечение» (Ельцовский район). Результаты исследования необходимо учитывать при планировании библиотечной работы с данной категорией.

           Комплектование фонда библиотеки:

а)         новой психолого-педагогической, методической литературой по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б)         художественной, познавательной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков.

При комплектовании фонда для несовершеннолетних необходимо отдавать предпочтение качественным изданиям лучших произведений отечественных и зарубежных авторов.

           Разработка комплексных программ и проектов по работе с данной категорией пользователей (на основании результатов исследования их интересов).

Как правило, в библиотеках реализуются программы для определённых возрастных групп несовершеннолетних. Примеры: библиотечно-социальный проект «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Залесовский район); «Школа юного правоведа» (Заринский район); «Здоровая молодёжь — наша надежда, наше будущее» (Косихинский район); районная программа библиотечного обслуживания «В поле зрения — юность» (Кытмановский район); проект «Успех в твоих руках» (Тогульский район); программа по патриотическому воспитанию «Моя Россия», программа «Молодёжь Алтая» (Целинный район).

           Создание кружков, клубов по интересам, клубов выходного дня для несовершеннолетних. Один из эффективных способов организации свободного времени. В основе клубной деятельности библиотеки должно находиться живое, интересное общение подростков, обсуждение насущных социально-правовых, психологических и иных проблем с привлечением психологов, социологов и др.; совместная деятельность по освоению каких-либо знаний, умений, навыков с привлечением мастеров, умельцев-любителей и профессионалов.

Клубы по интересам (познавательные, краеведческие, творческие, экологические) для детей и юношества работают во многих муниципальных библиотеках Алтайского края. Наиболее активная клубная работа ведётся в г. Заринске, Ельцовском, Заринском районах.

Акция «Молодёжь выбирает спорт!»

           Индивидуальная работа с детьми данной категории, в том числе по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях, предполагает:

        индивидуальные беседы (при записи в библиотеку, при выдаче литературы, рекомендательные, о прочитанном и т. п.);

        индивидуальное плановое чтение (заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению по интересам);

        индивидуальные купьтурно-досуговые программы (предполагают составление планов посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями).

           Массовая работа. Включает в себя реализацию планов, программ и проектов:

        по профилактике безнадзорности и правонарушений;

        правовому воспитанию;

        гражданско-патриотическому воспитанию;

        противодействию употреблению наркотиков и алкоголя и пропаганде здорового образа жизни;

        развитию интереса к чтению.

Практика показывает, что наиболее приемлемы такие формы мероприятий, когда подростки могут не только получить новые знания, но и принять активное участие в проведении мероприятия, обсуждении интересной темы.

Удачными в библиотеках края оказались: ролевая игра «Запрещается! Разрешается!», динамический час «Мы зарядку делаем, прыгаем и бегаем», уголок неформального общения «Я + Ты» (Ельцовский район); квест-игра «Они защищали Родину», летние чтения «У книжек нет каникул» «Остров Читалия на планете Лето» (Залесовский район); неделя здорового образа жизни «Семь дней позитива»; акция «Жизнь слишком прекрасна, не губи её»; акция «Меняем конфету на сигарету» (Заринский район); конкурс знатоков права «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, — закон!»; ситуационная игра «Я — курильщик, сам себе — могильщик!», ролевая игра «Пивной фронт: за кем победа?» (Тогульский район); диалог «Как выбрать профессию?», литературный десант «Мы гордимся славою предков» (Троицкий район).

• Организация летнего отдыха. Задача библиотеки — в период летних каникул сформировать площадку культурного досуга подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН ОВД. Способны привлечь подростков встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актёрами, предпринимателями, знаменитыми земляками). При подготовке мероприятий необходимо учитывать социально-психологические особенности развития несовершеннолетних, виды деятельности, соответствующие подростковому и юношескому возрасту (см. табл. 1).

Методическая помощь библиотекам района в данном направлении должна осуществляться регулярно на краевом и муниципальном уровнях. На Алтае участие библиотечных специалистов в краевых и проведение муниципальных мероприятий (семинары, Круглые столы, творческие лаборатории, методические консультации и др.) способствуют повышению квалификации кадров и эффективности работы.

Так, в 2014 г. Алтайской краевой универсальной научной библиотекой совместно с Центральной городской библиотекой г. Алейска в рамках долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае на 2013-2016 гг.» был проведён зональный семинар по теме «Формирование правовой культуры молодёжи».

Таблица 1

Социально-психологические особенности развития

Основные интересы, виды деятельности

Методы библиотечной работы

Подростковый возраст, 11-13 лет

• изменение характера учебной деятельности (многопредметность);

• необходимость собственной позиции, эмансипации

от непосредственного влияния взрослых;

• противоречивость поведения подростка

• появляются новые мотивы обучения, связанные с профессиональными намерениями;

• ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность

и интимно-личностное общение со сверстниками

• интерактивные формы;

• конкурсы;

• викторины;

• тренинги;

• командные соревнования;

• проектная деятельность;

• волонтёрство;

• кружковая работа

Ранняя юность, 14-18 лет

• интенсивное развитие самосознания;

• формирование целеполагания, мировоззрения, общественной позиции;

• преодоление зависимости от взрослых, достижение социальной зрелости

• интересы самоопределения: решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального определения;

• в отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов, привязанностей по сравнению

с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения

• интерактивные формы;

• диалоговые формы;

• дискуссии, диспуты,

• индивидуальные и командные конкурсы;

• тренинги;

• факультативы, школы;

• командные формы работы;

• проектная деятельность;

• волонтёрство;

• клубные объединения;

• профориентация

 

В ходе семинара 45 библиотечных работников из муниципальных образований края стали участниками акции «Молодёжь выбирает спорт!», послужившей одним из примеров профилактики преступлений и иных правонарушений среди подростков.

Муниципальный уровень методического руководства библиотек представлен следующими мероприятиями на базе центральных библиотек (2013-2014 гг.): городские семинары «Библиотечное обслуживание отдельных групп и категорий населения», «Роль детской библиотеки в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения» (г. Заринск); районный семинар «Подросток. Стиль жизни. Здоровье» (Ельцовский район); районный семинар «Библиотека и молодёжь: пути взаимодействия, новые подходы и направления»; Круглый стол «Вместе за здоровый образ жизни» (Косихинский район); районные семинары «Индивидуальная работа с читателем — залог успеха библиотеки», «Формы и методы пропаганды книги» (Кытмановский район); творческая лаборатория «Все идёт из детства: активные формы привлечения к чтению детей» (Тогульский район); семинар «Работа с молодёжью: перезагрузка», районная методическая конференция «Публичные библиотеки на селе: новые возможности — новое качество обслуживания населения», Круглый стол по проблеме антинаркотического воспитания «Молодёжь в современном мире» (Троицкий район).

Наиболее эффективной работа по привлечению к культуре средствами полезного и развивающего досуга несовершеннолетних, состоящих на учёте в органах внутренних дел, становится при следующих условиях:

           используется личностный творческий потенциал несовершеннолетнего, обеспечивается его активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий;

           границы культурного пространства расширены за счёт посещений различных учреждений культуры и искусства, участия в городских спортивно-культурных праздниках, конкурсах, фестивалях;

           созданы любительские объединения по интересам с элементами самоуправления, где несовершеннолетние могут сделать собственный выбор занятия при поддержке опытного наставника;

           организован досуг несовершеннолетних вместе с родителями как фактор сплочения семьи, сближения интересов, оздоровления микроклимата.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх