Зятникова Л. Ю. Комплектование муниципальных библиотк


 

Зятникова Л. Ю. Участие Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова в текущем комплектовании фондов библиотек муниципальных образований Алтайского края // Библиотечная жизнь Кузбасса. – 2015. – Вып. 3 (89). – С. 44-49.

 

Участие Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова в текущем комплектовании фондов библиотек муниципальных образований Алтайского края

Зятникова Л.Ю. – заведующий отделом комплектования Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им.В.Я. Шишкова, г. Барнаул

E-mail: compl_akunb@mail.ru, тел. /факс: (385-2) 38-00-34

Деятельность муниципальных библиотек является одним из факторов современной культурной жизни Алтайского края. Находясь в максимальной близости к населению и являясь универсальным источником информации, библиотеки выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе. Собранные и сохраняемые ими фонды представляют собой важную составляющую культурного наследия и информационного ресурса края, направленную на удовлетворение читательского спроса, реализацию гарантированных Конституцией прав жителей на доступ к информации.

Качество обслуживания пользователей во многом зависит от библиотечного фонда, которым располагает библиотека. Для того чтобы фонд отвечал запросам читателей, необходима его постоянная актуализация – планомерное формирование и комплектование, а также своевременное обновление. Только в этом случае будет достигнуто соответствие его состава задачам библиотек и потребностям читателей.

В Алтайском крае действует 1069 муниципальных общедоступных библиотек, в том числе 980 – в сельской местности. Объем библиотечного фонда муниципальных библиотек составляет свыше 12 млн экземпляров изданий.

Проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные библиотеки региона, идентичны проблемам библиотечного дела в Российской Федерации.  Весомая часть фондов в муниципальных библиотеках и особенно в сельских – это фонды, доставшиеся в наследство от другой страны, с другим общественно-политическим устройством. Литература, в основной своей части устаревшая морально и обветшавшая, не может обеспечить выполнение задач, поставленных перед библиотекой современным обществом. В частности, в библиотеках края подлежит списанию около 5 млн экземпляров устаревших изданий (29% библиотечных фондов). Обновление идет медленными темпами – около 2% в год.

В крае действует система централизованного комплектования библиотечных фондов муниципальных библиотек. Реализацией субсидий, поступающих из федерального и краевого бюджетов, занимается сектор обменно-резервного фонда и комплектования библиотек края Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова. Согласно требованиям Федеральных законов № 94-ФЗ, № 44-ФЗ производится подготовка документации (технические задания, заявки, мониторинг цен) для проведения открытых аукционов в электронной форме, заключается договор с издательством, автором на поставку книжных и мультимедийных изданий в государственные и муниципальные библиотеки края. Основная часть заказов выполняется сектором в соответствии со спецификациями, поданными муниципальными библиотеками, Алтайской краевой специальной библиотекой для слепых и слабовидящих, Алтайской краевой детской библиотекой им. Н. К. Крупской. Отдельно формируются заказы на литературу в целях поддержки действующих, открытия новых модельных библиотек, публичных центров правовой информации, школ ответственного родительства. 

За счет краевого бюджета комплектование муниципальных библиотек ведется с 2002 г.

Одним из приоритетных направлений реализации комплексного плана «Сельская культура Алтая: от сохранения к устойчивому развитию. 2002–2006 годы» являлось пополнение фондов муниципальных библиотек путем централизованного приобретения изданий, которое предполагало обеспечение поступления в каждую библиотеку краеведческой, справочной, отраслевой, художественной (хрестоматийной), детской литературы. Комплектование библиотечных фондов осуществлялось на основе соглашений с муниципальными образованиями, предполагавших софинансирование, то есть приобретение новых изданий солидарно за счет краевого и местных бюджетов. Всего за период с 2002 по 2006 гг. из краевого бюджета на комплектование фондов муниципальных библиотек было выделено более 18 млн руб., на которые приобретено более 350 тыс. экземпляров изданий, из средств местных бюджетов – более 42 млн руб.

На средства, выделенные по программе «Сельская культура Алтая: от сохранения к устойчивому развитию. 2002–2006 годы» для муниципальных библиотек, целенаправленно закупались краеведческие издания: всего было приобретено около 45 тыс. экземпляров на сумму более 3 млн руб. Отмечу: в Алтайском крае в 2002–2006 годах издавалось в среднем около 1500 наименований в год тиражом от 50 до 350 экземпляров. Следовательно, примерно 5% от выпущенной в крае издательской продукции поступило в фонды библиотек края.

Продолжением комплексного плана стала краевая целевая программа «Культура Алтайского края» на 2007–2010 годы. Всего на комплектование библиотек за этот период было потрачено из краевого бюджета свыше 18 млн руб., приобретено более 145 тыс. экземпляров изданий на различных носителях. Как и ранее, основное внимание уделялось пополнению фондов библиотек муниципальных образований краеведческими изданиями научного, художественного направления, которые практически невозможно приобрести через книготорговые сети края.

В течение трех лет реализации долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011–2015 годы закуплено около 49 тыс. экземпляров изданий для взрослой и детской категорий читателей на общую сумму 11 млн руб. Около 47% (свыше 22 тыс. экземпляров) из них составили издания краеведческого характера, книги алтайских авторов.

Библиотечные фонды муниципальных образований также пополняются за счет средств краевых целевых программ: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2005–2008 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009–2013 годы, долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» на 2013–2016 годы. На первый взгляд, суммы, выделяемые по перечисленным программам, незначительные: 100–190 тыс. руб. Но благодаря этим средствам удается пополнить фонды муниципальных библиотек наиболее актуальной литературой и периодическими изданиями.

Предоставление субсидий из федерального бюджета значительно повысило уровень комплектования фондов муниципальных библиотек. В течение пяти лет, начиная с 2009 г., было выделено около 33 млн руб., на которые закуплено 130 тыс. экземпляров книжных и мультимедийных изданий, ежегодно оформлялась годовая подписка на литературно-художественные журналы. Большая часть изданий закупалась согласно индивидуальным заказам муниципальных библиотек края по договорам, заключенным в процессе проведения открытых электронных аукционов. На сэкономленные в результате аукционов средства приобретались комплекты, предлагаемые НФ «Пушкинская библиотека».

Лишение субсидий из федерального бюджета в 2014 году стало заметным практически для всех муниципальных образований края. Субсидии из краевого бюджета меньше по объему, и их предоставление напрямую зависит от согласия глав муниципалитетов принять участие в софинансировании долгосрочных целевых программ. Так, уже на протяжении многих лет главы отдельных муниципальных образований края, недопонимая важность выделения собственных финансовых средств на комплектование библиотек, лишают их возможности не только участия в краевых долгосрочных целевых программах, но и оформления подписки на периодические издания.

В силу ограниченности сумм, выделяемых на комплектование, новые издания большей частью оседают в фондах центральных библиотек муниципальных образований. Таким образом, обновление фондов в сельских библиотеках остается незначительным. Если литература по краеведению и издания местных авторов поступают примерно в треть библиотечной сети края благодаря действию тех же краевых целевых программ, то из-за недостаточного и нестабильного финансирования комплектования в целом значительная часть издаваемой в стране печатной продукции до муниципальных районов не доходит. Поэтому в библиотеках ежегодно фиксируются отказы на самую актуальную литературу.

Несмотря на усилия, предпринимаемые краевой библиотекой (обеспечение библиотек края информационными материалами о лучших книгах, издательствах и книготорговых организациях, проведение консультаций), в настоящее время существует ряд факторов, которые влияют на качество комплектования фондов муниципальных библиотек.

Растет доля библиотечных работников без специального образования, занимающихся комплектованием фондов. Сохраняется общая для края тенденция к сокращению ставок комплектаторов: количество штатных единиц с 90 (2012 г.) уменьшилось до 82 (2013 г.). Своевременное повышение квалификации специалистов затрудняется значительной территориальной удаленностью муниципалитетов от краевого центра. Скорость доступа к сети Интернет недостаточно высока для выполнения задач, стоящих перед специалистами муниципальных библиотек. Техническое оснащение рабочего места комплектатора, за редким исключением, оставляет желать лучшего. Именно поэтому после лишения субсидий из федерального бюджета с 2014 г. было принято решение максимум заказов для муниципальных библиотек осуществлять силами сотрудников сектора Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, с неукоснительным учетом потребностей библиотек в литературе, отраженных в спецификациях к заключаемым с поставщиками договорам.

Сложностей в работе добавляет несовершенная законодательная база. Действовавший до января 2014 г. федеральный закон № 94-ФЗ был ориентирован на закупку товара по формальным признакам и существенно затруднял приобретение новых изданий с учетом их качества, не защищал от недобросовестных поставщиков. Вступивший в силу с начала 2014 г. федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ограничил возможности краевой библиотеки по закупке изданий у единственного поставщика, в том числе у обладателей исключительных прав на издания. Благодаря изменениям, внесенным в этот закон Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ, Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова была вновь облегчена процедура покупки у обладателей исключительных прав и лицензий.

Сектором Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова полностью освоена технология комплектования библиотек края в соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными законами № 94-ФЗ и № 44-ФЗ. С 2006 года Алтайский край является  постоянным участником независимого проекта "Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок", специализирующегося в области экономического и правового анализа российского рынка государственных закупок. В 2007 году прозрачность госзакупок на Алтае был оценена как базовая, спустя год – как высокая, с 2009 года – как гарантированная. Уже четыре года Алтайский край удерживает позиции в рейтинге. Значит, все эти годы система госзакупок совершенствуется, а бюджетные средства расходуются эффективно.

 Основная трудность, с которой сталкивается сектор, – большое число адресов доставки: в 70 муниципальных образований. Не каждый поставщик готов принять участие в аукционе, заключить договор, если сумма контракта незначительна по объему и доставка изданий перекроет все доходы по контракту.

Сотрудниками Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова проводится работа по распределению и передаче в фонды библиотек муниципальных образований тиражей изданий, ставших победителями в различных номинациях краевого конкурса на издание литературных произведений, а также в рамках губернаторских издательских проектов. Таким образом поступили в библиотеки антология в 5-ти т. «Образ Алтая в русской литературе», собрание сочинений В. С. Золотухина в 2-х т., собрание сочинений Г. Д. Гребенщикова в 6-ти т., собрание сочинений В. М. Шукшина в 9-ти томах.

Накопленный сектором краевой библиотеки опыт по комплектованию фондов библиотек муниципальных образований позволяет осуществлять грамотное и рациональное использование субсидий из федерального и краевого бюджетов. Однако общего объема средств, выделяемых на комплектование фондов из федерального, краевого и местных бюджетов, явно недостаточно. Так, в 2013 г. в расчете на одну тысячу жителей приобретено 120 экземпляров изданий, в 2012 г. – 187 экземпляров, что намного меньше норматива, определенного модельным стандартом деятельности муниципальной публичной библиотеки Алтайского края (200 экземпляров).

Таким образом, для формирования полноценных фондов библиотек муниципальных образований необходимо регулярное ритмичное финансирование. Но с решением вопроса финансирования проблема укомлектования фондов не отпадет сама собой: должна быть выработана и четко отлажена система комплектования; распоряжаться выделенными на приобретение литературы средствами должны на всех уровнях – и региональном, и муниципальном – грамотные, обученные специалисты, своевременно повышающие квалификацию. Комплектование библиотек литературой не должно вестись вслепую: необходимо систематическое, планомерное исследование фондов с целью вывода из их состава «балласта», определение оптимально востребованных у читающей аудитории информационных ресурсов, гарантированное включение краеведческой составляющей при комплектовании.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх