Алтайавтодор


29 сентября 1937 г.

Образована Алтайская краевая дорожная организация (ныне краевое государственное учреждение «Алтайавтодор»)

Специализированный единый краевой дорожный орган – Отдел шоссейных дорог Управления Народного комиссариата внутренних дел по Алтайскому краю (ОШОСДОР) – был образован 29 сентября 1937 г. постановлением Центрального исполнительного комитета СССР после выделения Алтайского края в самостоятельную административную единицу. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 96 от 07.05.1938 г. ОШОСДОР был преобразован в Дорожный отдел Алтайского крайисполкома (Крайдоротдел). Эта передача из одного ведомства в другое практически ничего не изменила, кроме того, что в ведение крайдоротдела не входили дороги государственного значения. На Алтае это был Чуйский тракт, оставшийся в подчинении Наркомата внутренних дел.

На 1947 г. по Алтайскому краю протяженность учтенных автогужевых дорог составляла 43077 км, в т. ч. с твердым покрытием 1033 км, искусственных сооружений 62163 пог. м, 36 паромных переправ.

За время своего существования краевая дорожная организация претерпела ряд организационных преобразований и три объединения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.05.1953 г., Постановлением Совета Министров РСФСР № 492 от 11.05.1953 г. и решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Алтайского края № 606 от 10.06.1953 г. крайдоротдел был объединен с краевым отделом автомобильного транспорта и краевым отделом речного транспорта в Алтайское краевое управление дорожного и транспортного хозяйства. Затем в 1954 г. Управление малых рек и речного транспорта стало самостоятельной структурой, а в 1960 г. – также и Управление автомобильного транспорта.

Материальная база и финансирование дорожного хозяйства края до середины 1950-х гг. находились на очень низком уровне. Около 80% от общих ассигнований на дороги планировалось за счет трудового участия колхозов. Между тем осваивались они ежегодно на 60–65%, а дорожные организации в районах почти не имели средств механизации. К лучшему положение стало меняться с 1954 г. в связи с освоением целинных и залежных земель. Часть территории края вошла в зону освоения целины, что послужило причиной выделения довольно значительных по тому времени средств и техники. Если в 1954 г. государственные капвложения в дорожное строительство на Алтае составляли 2500 тыс. руб., то в 1955 г. – 22500 тыс. руб. В край были передислоцированы машинно-дорожные станции из разных регионов страны вместе с техникой, специалистами и рабочими.

С середины 1950-х гг. три организации на Алтае централизованно занимались строительством и ремонтом автомобильных дорог: Управление строительства и ремонта автодорог Алтайского крайисполкома «Алтайавтодор», Алтайский дорожно-строительный трест Минавтодора РСФСР, расформированный с передачей производственных мощностей «Алтайавтодору» согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 746 от 27.12.1972 г. и Приказу Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР № 167 от 29.12.1972 г.; а также Управление дороги Новосибирск – Бийск – Ташанта, объединенное с краевым управлением в Алтайское краевое производственное объединение строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Алтайавтодор» согласно Приказу Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР № 27-ор от 10.03.1982 г. Объединенная дирекция строящихся автомобильных дорог, существовавшая как самостоятельная организация с 1973 г. и выступавшая в роли заказчика, была упразднена и ее функции, документация и штаты переданы в «Алтайавтодор» согласно Приказу Минавтодора РСФСР № 193-ор от 23.12.1987 г. и Росдорвостока № 2 от 21.01.1988 г.

С момента образования краевую дорожную организацию возглавляли П. И. Панкратов (1937–1940), В. А. Порошин (1940–1943), В. А. Капуста (1943–1948), А. А. Баженов (1948–1954), И. К. Иванов (1954–1957), Н. К. Александров (1957–1976), А. А. Суриков (1976–1985), Ю. Л. Матушин (1985–1998), Л. А. Хвоинский (1998–2003), С. В. Толстенев (2003–2010), А. Л. Андронов (2010 – по настоящее время).

Начавшееся в середине 1950-х гг. интенсивное строительство автодорог еще более набирало темпы в 1960-е гг. Первая на территории от Урала до Дальнего Востока дорога с цементобетонным покрытием была построена в Алтайском крае на участке Барнаул – граница Новосибирской области в 1959–1967 гг.

В 1970–1980-е гг. создается опорная сеть автомобильных дорог Барнаул – Рубцовск, Барнаул – Бийск, Барнаул – Камень-на-Оби, Барнаул – Заринск, Алейск – Мамонтово – Романово, Алейск – Чарышское и вводятся большие мостовые переходы через р. Ануй в Петропавловке и в с. Зеленый Дол, через р. Чарыш в с. Усть-Калманка и в с. Краснощеково и др. Полностью перестраивается дорога Косиха – Буланиха, которая была непроезжей в плохую погоду. Заканчивается реконструкция Чуйского тракта, начатая Управлением дороги «Новосибирск – Бийск – Ташанта» в конце 1950-х гг. В создании опорной сети автодорог Алтайского края – немалая заслуга руководителей краевой дорожной организации, заслуженных строителей РФ Николая Константиновича Александрова, Александра Александровича Сурикова, Юрия Леонтьевича Матушина.

В 1970–1980-е гг. «Алтайавтодор» активно участвовал в краевых и всероссийских соревнованиях, неоднократно занимая призовые места по изобретательской и рационализаторской работе, по эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, по общим производственным показателям. В 1983 г. за победу во всероссийском социалистическом соревновании дорожных организаций «Алтайавтодору» было вручено на постоянное хранение знамя Министерства автомобильных дорог РСФСР.

К началу 1980-х гг. формирование дорожно-эксплуатационных подразделений в основном завершилось. В середине 1990-х гг. были построены большие мостовые переходы через р. Чарыш в с. Чарышское, через р. Бия в г. Бийске. Бийский мост, введенный в эксплуатацию в 1995 г., был признан лучшим по качеству строительства в Российской Федерации.

К концу 1990-х гг. полностью ликвидировано бездорожье на территории края, все города и 57 из 60 районных центров края соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием, все центральные усадьбы колхозов и совхозов имеют подъездные пути с твердым покрытием к районным центрам.

С 1982 г. «Алтайавтодор» был единым предприятием, осуществляющим управление всем дорожным хозяйством Алтайского края, координирующим развитие сети автомобильных дорог общего пользования, проводящим единую экономическую, научно-техническую, инновационную и социальную политику, несмотря на то, что с конца 1980-х до середины 2000-х гг. «Алтайавтодор» претерпел еще пять реорганизаций. Такая система управления дорожным хозяйством Алтайского края просуществовала до 2004 г., когда для управления дорогами федерального значения было создано отдельное учреждение ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» с непосредственным подчинением Министерству транспорта РФ. В ведении Упрдора «Алтай» находятся дорога М-52 «Новосибирск – Бийск – Ташанта – граница с Монголией» и дорога А-349 «Барнаул – Рубцовск – граница с республикой Казахстан».

В октябре 2000 г. была досрочно построена автодорога «Алтай – Кузбасс» за 20 месяцев вместо нормативных 5 лет протяженностью 230 км, из них 137 км проходит в пределах края. В 2000 г. завершено строительство мостового перехода через р. Обь в Барнауле длиной 1043 пог. м с подходами протяженностью 16 км. Закончен ремонт автодороги Новосибирск – Бийск – Ташанта второй технической категории. Начато строительство по переводу отдельных участков в первую техническую категорию.

В крае создана и в целом устойчиво функционирует дорожная сеть протяженностью на 01.01.2010 г. 16064,8 км региональных и межмуниципальных дорог и 627 км федеральных дорог. По этому показателю «Алтайавтодор» занимает 3-е место по России из 89 территорий и 1-е место в Сибирском регионе. Региональные дороги с твердым покрытием составляют 87% от общей протяженности. Общее количество мостов на дорогах 839 шт. протяженностью 31695,63 пог. м.

В систему «Алтайавтодора» входят 70 государственных унитарных предприятий по всему Алтайскому краю, в т. ч. 62 дорожно-строительных управления (ДСУ) и дорожных ремонтно-строительных управления (ДРСУ), щебеночный завод, проектная организация, завод по выпуску железобетонных изделий, предприятие по изготовлению металлоконструкций, новой техники, ремонту дорожных машин, управление производственно-технического снабжения, Колыванский камнерезный завод. Потребности дорожного хозяйства края в асфальтобетонной, бетонной смеси, инертных материалах обеспечивают 73 асфальтобетонных завода, 8 цементобетонных заводов, 5 карьеров.

В 2001 г. по итогам российского конкурса на лучшее содержание автомобильных дорог между органами управления государственное унитарное предприятие «Алтайавтодор» заняло призовые места за летнее и зимнее содержание автодорог и было награждено Почетной грамотой Министерства транспорта РФ за заслуги в развитии дорожной отрасли. В 1999–2000 гг. дорожники Алтая принимали участие в международной выставке «Запад – Сибирь – Восток Автосиб–2000». По результатам выставки ГУП «Алтайавтодор» дважды награжден малой золотой медалью за новизну конструкторских и технологических решений, надежность и качество работ в экспериментальных условиях. В 2003 г. за активное участие в третьей международной отраслевой выставке-форуме достижений дорожного хозяйства «Дороги России XXI века» ГУП «Алтайавтодор» был награжден дипломом.

357 работников системы «Алтайавтодора» имеют звания «Почетный дорожник России», 5 – «Почетный работник транспорта России», 16 – «Заслуженный строитель РФ», 107 человек имеют правительственные награды – ордена и медали. Трое работников дорожного комплекса Алтайского края получили звание Героя Социалистического Труда – машинисты экскаватора В. Г. Гольцов и И. Е. Качусов, машинист бульдозера А. П. Токарев.

Четвертая часть работников дорожного комплекса Алтая – инженерно-технические работники. С середины 1990-х гг. по целевому набору «Алтайавтодора» на дорожных специальностях в вузах Алтая и Сибири подготовлено более трехсот студентов – дорожников, бухгалтеров, экономистов, механиков; на сегодняшний день по очной и заочной формам обучения учатся по целевой форме обучения «Алтайавтодора» около 100 человек.

Постановлением Администрации Алтайского края № 183 от 27.04.2006 г. «Алтайавтодор» реорганизован в краевое государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (КГУ «Алтайавтодор»).

С. Ю. Матушина

Литература

 *Кудрявцев, А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период). М. : Науч.-техн. изд-во автотранспорт. лит., 1957. 330 с.

Табаев, Д. И. Чуйский тракт. Горно-Алтайск : Горно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1975. 78 с.

*Дороги России. Исторический аспект. М. : «Крук», 1996, 408 с.

Дороги и судьбы : книга написана в честь юбилеев отрасли в России и на Алтае самими дорожниками и теми, кто их близко знает /авт.-сост. И. Д. Прилипченко. Барнаул : Комби-принт, 1997. 159 с. : портр.

Бубуненко, А. А. «Алтайавтодор» // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. C. 19.

*История дорожного дела в Томской области / Б. К. Андрющенко и [др.] ; под. ред В. П. Зиновьева, Томск : ТГУ, 1999. 285 с.

Автомобильная дорога «Алтай–Кузбасс». Барнаул : [ГУП «Алтайавтодор»], 2000. 22 с. : цв. ил.

Матушина, С. Ю. История дорожного дела на Алтае. 1900–2000 гг. Барнаул : Тип. НП «Азбука», 2000. 26 с. : ил.

Промышленное производство дорожного комплекса Алтайского края : [проспект] / Гос. унитарное предприятие «Алтайавтодор». Барнаул, 2000. 22 с. : ил.

Автомобильная дорога Алтай–Кузбасс : (от идеи до воплощения) / Гос. унитар. предприятие «Алтайавтодор», Науч.-исслед. ин-т Горного природопользования, Алт. центр Рос. акад. естеств. наук ; под ред. В. С. Ревякина. Барнаул : Алт. полигр. комбинат, 2001. 156 с. : ил.

Дороги в XXI век. Барнаул : Б. и., 2001. 22 с. Текст парал. : рус., англ. яз.

Алтайавтодор : 65 лет по пути созидания / подгот. В. Асташин, Е. Ерховой. // Автомобильные дороги. 2002. № 10. C. 40–73. (Региональный выпуск).

Подборка статей, посвященных 65-летию «Алтайавтодора».

Атлас автомобильных дорог : Алтайский край. Новосибирск : ПО «Инжгеодезия», 2007. 160 с. : ил.

Башунов, В. М. Твои дороги, Алтай / В. М. Башунов, А. М. Родионов ; [сост. и ред. А. М. Родионов]. Барнаул : Б. и., 2007. 439 с.

Документальные источники

Государственный архив Алтайского края (ГААК).

Ф. Р–746 (1937–1998 гг.)

Ф. Р–1102 (1955–1972 гг.)

Ф. Р–1117 (1937 1939 гг.)

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО).

Ф. Р–314.

Ф. Р–315.

Ф. Р–1394.

Архивный отдел администрации г. Бийска.

Ф. Р– 95.

Ф. Р–230.

Музей истории дорог Алтая (МИДА).

ОФ 1–2382.

НВФ 1–567.

Архив краевого государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (КГУ «Алтайавтодор»).

Ф. Р–746. Фонд Алтайского краевого управления строительства и ремонта автомобильных дорог., Оп. 1л (1938–1967 гг.); Оп. 2л (1935 1967, 1967–1970 гг.); Оп 3л (1937–1968 гг.); Оп. 4л (1947–1976, 1977–2007 гг.) – Приказы по личному составу. Оп. 4 (1988–2007 гг.) – Приказы по основной деятельности.

Фонд Управления автомобильной дороги «Новосибирск – Бийск – Ташанта» б/н. Оп. 1, 1-л (1936–1982 гг.).

Ф. Р–1102. Фонд Алтайского краевого дорожно-строительного треста главного управления строительства и эксплуатации дорог республиканского и местного значения Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. Оп. 1л (1954–1966 гг.), Оп. 4л (1963–1970, 1971–1972 гг.).

Источник информации: Алтайский край, 2012 г.: календарь знаменат и пам. дат. Барнаул, 2011. С. 97-101. (текст в формате PDF)

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх