с. Бурла Бурлинского района АК


1916

Образовано с. Бурла - административный центр Бурлинского района Алтайского края

Строительство железной дороги Татарская–Кулунда–Павлодар привело к возникновению железнодорожных поселков. Сначала это были так называемые казармы железнодорожников, возникшие, предположительно, в 1905–1906 гг. По другим преданиям, село еще в 1905 г. основали несколько переселенцев-украинцев. И, наконец, существует предположение, что на месте современной Бурлы было стойбище кочевых пастухов, останавливавших здесь на водопой свои стада.

В имеющихся в распоряжении архивного отдела Администрации Бурлинского района официальных документах название «Бурлинский» впервые встречается в протоколе от 11 сентября 1907 г. № 17 заседания временной комиссии по вопросу об утверждении образованных в 1907 г. в Тополинской волости Барнаульского уезда Томской губернии переселенческих участков, в том числе Бурлинского. Комиссией рассмотрены съемки участков и зафиксировано, что участок № 30 «Бурлинский» можно вполне назвать степным, так как в нем нет ни одного колка». Готовых колодцев нет, но грунтовая вода в западной части участка расположена неглубоко, в 5-ти и 6-ти аршинах. Для места под поселок присоединена к участку небольшая часть Бурлинского отвода и половина водопоя (небольшое непересыхающее озерко). На участке есть часть пашни павлодарского мещанина Блудова. Комиссия признала участок пригодным для заселения. Норма надела принята в 15 десятин на душу, емкость в душевых долях – 200.

По данным «Книги образования переселенческих участков 1885–1912 гг.» заселение Бурлинского переселенческого участка (поселок Бурлинский) началось в 1908 г., тогда же образовано сельское общество.

Однако какое отношение имеют эти переселенческие участки к современной Бурле, неясно. Так, например, расстояние от современной Бурлы до бывшей деревни Блудовки, которую, вероятнее всего, и заложил упомянутый мещанин Блудов, составляет около 20 км.

В 1913 г. началось строительство железной дороги Татарская–Кулунда–Павлодар, и к 1916 г. образовалась самостоятельная железнодорожная станция Бурла. В «Списке населенных мест Сибирского края» (Новосибирск, 1928) отмечается: станция Бурла Ново-Алексеевского района Славгородского округа, расположена на реке Бурла; на ее территории находились 18 хозяйств, в которых проживало 58 жителей. Годом основания указан – 1916. Эту же дату берет за основу и известный ученый, краевед Ю. С. Булыгин.

Здесь же имеются сведения о поселке Бурла Ново-Алексеевского района Славгородского округа, расположенном на берегу озера Бурла. По переписи 1926 г. поселок являлся центром сельсовета, в нем действовали школа, лавка общественного питания; на территории насчитывалось 114 хозяйств, всего населения было 618 жителей. Годом возникновения населенного пункта называется 1920-й. 

Современное село Бурла расположено у железной дороги. Ограничено с одной стороны рекой Бурла, с другой – мелким озерком. С высокой долей вероятности можно предположить, что село Бурла берет свое начало от одноименной станции и датой основания является 1916 г.

В 1920 г. был образован Станционно-Бурлинский сельский Совет. В целях организации закупа сельхозпродуктов в 1921 г. в с. Бурла создан продкомотдел по заготовкам хлеба, в 1922 г. на его базе организована заготовительная контора. В 1924 г. в селе открывается маслосырзавод, который начал выпускать сыр и масло. Тогда же открылась первая школа. В 1929 г. началось строительство Бурлинского элеватора, открыто предприятие «Труд кирпичников», в 1930 г. организована Бурлинская машинно-тракторная станция (МТС). В 1931 г. начали свою деятельность Бурлинская нефтебаза и артель «Жестянщик» (впоследствии артель им. Юмашева, получившая после нескольких преобразований статус райпромбыткомбината).

В 1937 г. население Бурлы насчитывало 770 человек. На территории села имелась столовая на 100 человек, пекарня, баня, больница на 10 койко-мест, прачечная, ветеринарная амбулатория, тракторная мастерская на 3 трактора, электростанция-дизель, автотракторный парк на 20 единиц техники. В 1938 г. было построено здание средней школы.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1944 г. «Об образовании новых районов в составе Алтайского края» был образован Бурлинский район с центром в с. Бурла.

В 1970–1980 гг. Бурлу охватил настоящий строительный бум. В райцентре за необычайно короткий срок появились Дом культуры, Дом пионеров, спортивная школа, аптека, здание редакции и типографии, узел связи, детский сад, здания райкома партии и милиции, баня, прачечная, гастроном, столовая. Небывалыми темпами велось строительство жилья. Появились первые многоквартирные благоустроенные дома. Был построен и оборудован мемориальный парк воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., установлен памятник В. И. Ленину, заасфальтированы и освещены все основные улицы райцентра, появились газоны, цветники.

В 1980 г. начал свою деятельность Бурлинский филиал Барнаульского производственного объединения «Кристалл». Благосостояние жителей не могло не сказаться на рождаемости, и в 1980 г. открылось новое здание роддома.

В 1982 г. началась реконструкция парка культуры и отдыха. В 1984 г. введен в эксплуатацию новый водопровод, в 1986 г. построено здание большого современного железнодорожного вокзала.

По воспоминаниям старожилов, в пятидесятые годы двадцатого столетия дерево редко можно было встретить в Бурле, однако уже к середине восьмидесятых село стало зеленым и ухоженным. В восьмидесятые годы бурлинцы многое сделали для благоустройства родного села и по праву гордились достигнутыми результатами. Только в 1981 г. были покрыты асфальтом 4000 квадратных метров пешеходных дорожек, высажены в клумбы более двадцати наименований цветов, высажено 3000 саженцев деревьев и кустарников, в том числе 500 елей, расставлены скамейки и диваны для отдыха, появились оригинальные часы. Административные здания украшались декоративными металлическими и деревянными изгородями, центральные улицы – оригинальными светильниками.

В 1980-е гг. Бурлинский район неоднократно становился победителем краевого соцсоревнования по благоустройству. В июне 1984 г. на базе Бурлы был организован краевой семинар по благоустройству, на котором бурлинцы делились опытом благоустройства с представителями других районов Алтайского края. Некоторое время в райцентре действовал светофор, регулирующий движение на перекрестке. Привычными на центральных улицах Бурлы были специализированная техника, подбирающаяй пыль с улиц, и поливочные машины, моющие асфальт.

В целом к середине 1980-х годов Бурла в архитектурном плане обрела вид, существующий и в настоящее время.

Крупным строительным объектом в Бурле стала открытая в 1998 г. новая средняя школа на 784 учащихся с блок-пристройкой для начальной школы на 20 классов.

В эти годы на территории села действовали средняя и восьмилетняя школы, два детских сада, железнодорожная станция, типография, машиносчетная станция, районный военный комиссариат, районный отдел милиции, районное объединение «Сельхозэнерго», районные больница и поликлиника, рыбхоз, газовое хозяйство, передвижная механизированная колонна (ПМК), районное объединение «Сельхозхимия», «Водстрой», лесничество, управление жилищно-коммунального хозяйства, межрайонные Кулиндинские и Славгородские электросети, узел связи, филиал завода «Кристалл», районное объединение «Сельхозтехника» другие организации.

Главным богатством Бурлы были и остаются ее жители, в характере которых – радушие, открытость, трудолюбие. Бурлинцы гордятся Героем Социалистического Труда М. Г. Ладиком, заслуженными учителями Российской Федерации Е. И. Коваленко, Т. А. Давыденко, Р. Н. Шнайдер, заслуженным зоотехником Российской Федерации В. Г. Самойленко, заслуженным ветеринарным врачом Российской Федерации Л. Д. Коваленко, матерями-героинями Ж. Б. Макеновой, Б. С. Баймуратовой и многими-многими другими.

Общая площадь современной Бурлы – 421 га. На них расположены 33 улицы, 9 переулков.

Г. Н. Гусев

Литература

Книга образования переселенческих участков 1885–1912 / сост. и ред. В. Н. Соболев. Томск: Тип. Детского Приюта и Дома Трудолюбия, 1913. 955 с., 120 с. – Из содерж.: [пос. Бурлинский]. С. 186.

Список населенных мест Сибирского края. Новосибирск, 1928. Т. 1: Округа Юго-Западной Сибири. 831 с. – Из содерж.: [с. Бурла]. С. 352.

Калиниченко А. Западные ворота // Алтайская правда. 1972. 12 авг.

О благоустройстве с. Бурла.

Пантюков А. Чему учит Бурла // Алтайская правда. 1984. 1 авг.

О социально-бытовых условиях и благоустройстве с. Бурла.

По родным местам: путеводитель по Бурлинскому р-ну Алт. края / Отдел нар. образования Бурлинского райисполкома, Район. штаб Всесоюз. экспедиции «Моя Родина – СССР». Бурла: Б. и., 1985. 12 с.: ил.

Мороз И. У западных ворот Алтая // Алтайская правда. 1986. 10 июня.

Шейко Л. Ю. Бурла // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. C. 85.

Бурла // География России: энцикл. словарь. М., 1998. C. 92.

Шейко Л. Ю. Наша Бурла // Бурлинская газета. 2005. 6 июля: фот.

Из истории с. Бурла.

Заплатникова Т. Не то яма, не то женское имя... // Бурлинская газета. 2007. 17 авг. C. 6: фот. (Живи, село).

О происхождении названия и истории с. Бурла.

Кружиться у места, богатого мелом... // Бурлинская газета. 2007. 14 сент.

Версии происхождения географического названия «Бурла».

Петрушин В. П. О дорогах, знаках и ремонте домов / интервьюер Т. Заплатникова // Бурлинская газета. 2008. 10 сент.

Беседа с председателем Бурлинского сельсовета В. П. Петрушиным о положении дел в с. Бурла.

Документальные источники

Булыгин Ю. С. Список населенных пунктов Алтайского края. Барнаул, 2000. 237 с. – Из содерж.: [с. Бурла]. С. 22.

Государственный архив Алтайского края (ГААК).

Ф. Р–1765. Оп. 1. Д. 41, 121.

Архивный отдел Администрации Бурлинского района Алтайского края.

Ф. Р–56. Оп. 1. Д. 21, 22.

Ф. Р–31. Оп. 1. Д. 127.

Источник информации:
Алтайский край, 2016 : календарь знаменательных и памятных дат. - Барнаул, 2015. - С. 115-117. - Библиогр.: с. 117 (16 назв.). Текст в формате PDF

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх