Коренное население Алтайского края

Алтайский край населяют более 80 национальностей и народностей. Коренное население до 1991 г. было представлено алтайцами, составлявшими 2,3% всех жителей края, при этом 91,3% алтайцев проживали в границах Горно-Алтайской автономной области. В связи с образованием Республики Алтай (1991 г.) в крае резко сократилась доля алтайцев. К коренным народностям также относятся кумандинцы, телеуты, тофалары, тубулары.

Результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. еще раз подтвердили, что Алтайский край является одной из самых многонациональных территорий России. Во время переписи было учтено 120 национальностей (по России примерно 160 национальностей). По данным переписи наиболее многочисленными группами в крае являлись: русские – 2607426 чел. (92%), немцы – 79502 чел. (3%), украинцы – 52700 чел. (2%), казахи – 9825 чел. (0,4%), татары – 8899 чел. (0,3%), белорусы – 8280 чел. (0,3%), армяне – 8105 чел. Другие национальности представлены немногочисленными группами: азербайджанцы – 5852 чел., мордва – 4769 чел., чуваши – 3385 чел., цыгане – 3405 чел., узбеки – 1956 чел., молдоване – 1573 чел., евреи – 1096 чел., грузины – 1089 чел., удмурты – 920 чел., поляки – 896 чел., башкиры – 728 чел. и др.

АЛТАЙЦЫ – коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. По Всероссийской переписи 2002 г. численность алтайцев – 67239 чел., из них в самой Республике Алтай – 62192 чел., в Алтайском крае – 1880 чел. Живут алтайцы также в Казахстане, Узбекистане.

Предки алтайцев тюркоязычные племена теле и тюкю. В XIII, XV–XVIII вв. в этногенезе алтайцев приняли участие монголоязычные племена, потомки некоторых вошли в состав алтайцев в качестве родов-сеоков (найман, дербет, могол, чорос).

Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). В середине XIX в. Глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 г. в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

В этнографическом отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. – телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары – в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша); челканцы – р. Лебедь и Байгол; кумандинцы – по р. Бии. Расселение южных: теленгиты – в бассейне рек Чуя и Аргут, по р. Чулышман и Башкаус; алтай-кижи – в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты – по р. Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по р. Большому и Малому Бачатам (Беловский район Кемеровской области). Группы заметно различаются по антропологическим признакам, а до начала ХХ в. И по роду хозяйственной деятельности. Северные алтайцы (устаревшее «черневые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устаревшее «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу). Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища – переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды – овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

Традиционной религией был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII–XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в конце XIX в. Оформилось религиозное национальное движение бурханизм), а в середине XIX в. – христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.

Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость. Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и др. Новокрещенным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 г. алтайцы причислены к оседлым жителям. В 1990-х гг. 72,9% алтайцев проживали в селах, основное занятие – отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.

КУМАНДИНЦЫ – (варианты самоназвания тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории г. Бийска, Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского района Кемеровской области. По итогам Всероссийской переписи 2002 г. кумандинцев насчитывается 3114 чел. Из них 1704 проживают в городах: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Таштагол. В Алтайском крае – 1663 чел. До 2002 г. кумандинцы были учтены в качестве отдельной народности лишь переписью 1926 г. Тогда на территории РСФСР их насчитывалось 6327 чел. Все они проживали на территории Сибирского края, в том числе 4948 – в Бийском округе, 1384 – в Ойратской автономной области (ныне Республика Алтай). В последующих переписях кумандинцы включались в состав алтайцев. В 2000 г. кумандинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24.03.2000 г.).

Антропологический тип кумандинцев, наряду с другими северными этносами алтайцев (челканцами и тубаларами), выделяется в самостоятельную северо-алтайскую расово-систематическую единицу, занимающую промежуточное положение между уральским и южно-сибирским антропологическими типами.

Язык кумандинцев является северным диалектом алтайского языка, входящего в уйгурскую группу тюркских языков. В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.

Принято выделять верхних (орё куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия. В основу выделения этих групп положены некоторые отличительные особенности культуры и хозяйства у верхних и нижних кумандинцев.

Традиционное занятие кумандинцев – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.п. Кроме того, кумандинцы работают врачами, учителям, инженерами, строителями и т.д. В г. Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональном уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнения сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.

Источники информации:

  • Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 34–35.
  • Национальный состав населения Алтайского края: итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Барнаул, 2005. 63 с.
  • Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура: монография / И. И. Назаров; отв. ред. Н. А. Томилов. Барнаул: 2013. 192 с.