Фильм А. М. Згуриди «Белый клык» снимали на Алтае

1944

На Алтае начаты съемки художественного фильма А. М. Згуриди «Белый клык»

В годы Великой Отечественной войны на Алтае было снято три художественных картины, среди которых вошедшая в анналы отечественного киноискусства лента «Белый клык». Ее постановщиком был мэтр отечественного научно-популярного кино, народный артист СССР, многократный лауреат Сталинской (Государственной) премии Александр Михайлович Згуриди. В 1943 г. он получил от Министерства кинематографии задание – снять фильм-экранизацию повести Джека Лондона «Белый клык». Ранее в США и Англии осуществлялись попытки создать фильм о Белом клыке, но работа, предполагавшая участие в съемочном процессе животных, оказалась настолько сложной, что в обоих случаях постановки не были доведены до конца.

А. М. Згуриди

Поскольку А. М. Згуриди обрел известность именно благодаря своим фильмам о дикой природе и ее обитателях, ему и было поручено столь сложное и ответственное дело. К тому же сам режиссер, как знаток литературы, высоко ценил творчество Дж. Лондона, любил мир его сильных и волевых героев.

Сценарий и режиссерскую разработку фильма А. М. Згуриди сделал сам, хорошо понимая специфику актерской работы на одной площадке с дрессированными и дикими животными. В выборе мест для натурных съемок А. М. Згуриди применил научный подход: по фотографиям сличал пейзажи места действия повести «Белый клык» с различными уголками СССР. Таким образом, он и определил, что наибольшее сходство имеет именно Горный Алтай.

Приехав на Алтай в конце 1943 г., А. М. Згуриди воочию убедился в его невероятной схожести с Клондайком. Он оценил богатые возможности съемок натурных кадров для фильма и был очень обрадован тем, что местные жители – алтайцы – имеют внешнее сходство с индейцами, что значительно облегчало работу киногруппы. Базой кинематографистов стало село Чемал, где весь 1944 г. безвыездно прожила киногруппа, снимая натурные кадры в разные времена года.

В число профессиональных актеров, работавших на Алтае, вошли Олег Жаков, Лев Свердлин, Николай Плотников, Осип Абдулов и др. Но главными «актерами» все же были животные. Для проведения съемок режиссер привез с собой на Алтай небольшой зверинец, куда входили волки, еноты, лисицы, косули, рыси, и даже птицы. С киногруппой прибыли на Алтай и дрессированные овчарки из подмосковной школы служебных собак.

Роль Белого клыка в фильме исполняли трое: два волчонка-близнеца (их поймали охотники вблизи Сталинграда) и 4-летняя немецкая овчарка Риджор.

Подготовку к съемкам сцен с участием животных вел сам А. М. Згуриди, великолепно знавший особенности поведения и повадки животных. Он смог организовать съемки так, что «четвероногие» актеры очень органично смотрелись в кадре. Кстати, параллельно с основными съемками, Александр Михайлович сделал научно-популярный фильм «Материнская любовь», который содержал наблюдения за животными в дикой природе. Эту ленту смонтировали в экспедиционных условиях и даже организовали премьерный показ для жителей Чемала.

В создании фильма «Белый клык» активное участие приняли местные жители. Поскольку ранее они никогда не видели «как делается кино», то проявляли к работе киногруппы большой интерес. По необходимости они готовили к съемкам очередную площадку, выполняли технические задания постановщиков, которым по замыслу нужно было при помощи запруд, ветродуя, поливальных установок имитировать перед камерой «дождь», «бурю», «наводнение» и пр.

Все самые сложные сцены картины были отсняты в самом с. Чемал и в его окрестностях: около Плач-скалы, на Замирайке, на острове близ Оскака, в Узюке. Сцены наводнения снимали на Чемальской ГЭС.

По завершению натурных съемок работа над картиной продолжилась в Москве, где была произведена съемка павильонных сцен. Завершен фильм был в 1946 г.

Накануне сдачи фильма «Белый клык» вышло постановление о борьбе с космополитизмом и западопоклонничеством, и министр кинематографии приостановил выпуск на экраны этой картины. Только личное распоряжение И. В. Сталина спасло картину от забвения.

Премьера фильма «Белый клык» состоялась в Москве 11 сентября 1946 г. одновременно в 24 кинотеатрах, картина получила высокие оценки критики и кинозрителей.

Вскоре было решено направить фильм на Каннский кинофестиваль во Францию. Картина А. М. Згуриди представлялась как экспериментальная вещь молодого режиссера. Хотя советская делегация рассчитывала на высокие оценки другого советского конкурсного фильма «Великий перелом», но жюри фестиваля отдало предпочтение именно «Белому клыку» – по сути первой в истории кино экранизации этого произведения Джека Лондона.

Чтобы не допустить «идеологической ошибки», оба фильма было решено снять с фестивальной афиши и отказаться от участия в этом престижном кинофоруме. Но успех «Белого клыка» было уже невозможно скрыть: фильм был закуплен многими зарубежными прокатными фирмами и демонстрировался практически во всех странах мира.

На родине картину «Белый клык» также ждала счастливая судьба. Поскольку фильм собирал в кинотеатрах сотни тысяч зрителей, пришлось 5 раз выпускать повторные тиражи фильмокопий, так, что общее их количество достигло фантастической цифры – 5–6 тыс. экземпляров.

Таким образом, фильм «Белый клык», снятый на Алтае в годы войны, получил признание как выдающееся произведение отечественного кинематографа, в очередной раз подтвердив высокое мастерство советских кинематографистов, их безупречный вкус, трудолюбие, умение добиваться успеха в выполнении самых сложных постановочных задач.

Е. В. Огнева

Литература

*Поляновский М. О тех, кто исполнял роли Белого клыка. // Огонек. 1946. Сент. (№ 35/36).

Згуриди А. М. Страницы автобиографии. М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1968. 56 с.

Згуриди А. М. Экран. Наука. Жизнь. М.: Искусство, 1983. 166 с. – Из содерж.: [о фильме «Белый клык»]. С. 144–146.

Огнева Е. В. Об истории съемок фильма «Белый Клык», проходивших на Алтае в годы войны // Краеведческие записки. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 148–151. Библиогр. в примеч.: с. 151 (5 назв.).

Огнева Е. В. Кинолетопись Алтая: аннот. кат. кинофильмов и сюжетов кинопериодики, 1910–2005 гг. / Ком. администрации Алт. края по культуре и туризму, Гос. музей истории лит., искусства и культуры Алтая. Барнаул: Азбука, 2006. 300 с.: ил. (Труды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая; вып. 12). – Из содерж.: «Белый клык». С. 26–27.

Огнева Е. В. Кинематограф Алтая: вехи истории / Упр. Алт. края по культуре, Гос. музей истории лит., искусства и культуры Алтая. Барнаул: РИО ГМИЛИКА, 2007 (Алт. Дом Печати). 167 с.: ил. – Из содерж.: «Белый клык». С. 151–155. Библиогр. в конце ст.; Згуриди А. М. О кинофильме «Белый клык». С. 156–159.

Фурс Т. Алтай – пионер кинематографа? // Аргументы и факты. 2008. 27 авг. – 2 сент. (№ 35). С. 3: фото. (Алтай).

В т. ч. о фильме «Белый клык».

Документальные источники

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Тематическое собрание «Из истории кино на Алтае».

Источник информации: Алтайский край, 2014 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2013. С. 143-145. Библиогр.: с. 145. Текст в формате PDF