Крестный ход в Коробейниково

Всероссийский крестный ход к чудотворной Коробейниковской-Казанской иконе Божией Матери в село Коробейниково Усть-Пристанского района

Крестный ход. Самый первый Крестный ход в истории человечества – когда Господь Иисус Христос нес Свой Крест на Голгофу. Крестные ходы были при Иоанне Златоусте (VI в.). Дальнейшее распространение Крестные ходы получили при греческом императоре Юстиниане. Крестный ход – это древний православный всенародный обычай усиленной молитвы соединенной с шествием. Это массовое богослужение, когда храмом становится вся природа; небо – купол, а человек – пламенеющая к Богу свеча.

В России, по данным справочника «Православные обители» 1910 г., в 171-ом монастыре совершалось более 500 ежегодных Крестных ходов.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, датой празднования Коробейниковской иконы Казанской Божией Матери, покровительницы земли Алтайской, было определено первое воскресение июля. К этой дате и приурочен поместный Крестный ход в село Коробейниково Усть-Пристанского района к Богородице-Казанскому храму, где находится икона. Первый Крестный ход был проведен в 1999 г., в нем приняли участие 49 человек. Организатором стало православное молодежное движение «Свет». После чего Крестный ход в с. Коробейниково совершается ежегодно. Количество участников превышает 500 человек.

Помимо общего смысла, общего понимания Крестного хода каждый его участник видит в нем что-то свое. Каждый несет в Крестный ход свою боль и молится о себе и близких, о прощении грехов. И эта личная молитва нескольких сот человек сливается в молитву соборную, становясь важным событием для верующего, вехой его духовного пути.

В истории Коробейниковского Крестного хода отмечается два момента. Во-первых, Крестный ход стал всероссийским. В нем принимают участие верующие из Санкт-Петербурга, Москвы, Пскова, Омска, Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Кемерово, Нефтеюганска, городов и сел Алтайского края и Республики Алтай. Во-вторых, зримо ощущается первые ростки соборности – единения народа в стремлении посильно приблизиться к Богу.

Казанская (Коробейниковская) икона Божией Матери. Чудотворные иконы, то есть несущие в себе Божественную благодать, способную исцелить человека, спасти целый народ от напасти, известны еще в древней Восточной Церкви. Известны чудеса, явленные Влахернской чудотворной иконой Божией Матери в Византии, чудеса исцеления от Кипрской, Иерусалимской, Иверской и других икон. Общерусской святыней стала Владимирская икона Божией Матери.

Такой же святыней общенационального значения стала и Казанская икона, обретенная в конце XVI в. – после взятия царем Иваном Грозным Казани. Первые чудеса от этой иконы описаны святым Патриархом Московским и всея Руси, тогда еще митрополитом Казанским Ермогеном. В церковной литературе встречается предположение, что став патриархом, святитель Ермоген вывез икону из Казани в Троице-Сергиев монастырь, где в 1613 г. благословил ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского этим святым образом, с которым оно вошло в Москву. С тех пор икона становится особо почитаемой. Не случайно день 22 октября (4 ноября по новому стилю), когда Москва и Россия были освобождены от интервенции Речи Посполитой, стал праздником этой иконы и общегосударственным праздником России. Князь Дмитрий Пожарский построил в честь Казанской иконы часовню в Москве.

Казанская икона – одна из наиболее чтимых в России, и неудивительно, что новый храм в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края, построенный еще в 1902 г., был посвящен этой чудотворной иконе. Казанская икона Божией Матери – величайшая святыня, единственный в Сибири чудотворный образ, некогда утерянный и вновь приобретенный. Ее история поистине чудесна и удивительна.

В конце XIX в. на Алтае существовали целые мастерские по проектированию и строительству храмов, мастерские резчиков иконостасов, мастерские иконописцев. Одной из них, в г. Бийске, руководил Архип Александрович Борзенков, который возглавил строительство коробейниковского храма. Казанская икона Божией Матери, с большой долей вероятности, написана в мастерской А. Борзенкова. Вот как описана главная храмовая икона в газете «Храм» (Бийск, 1994, № 1): «Это был яркий образ, написанный, несомненно, талантливым, глубоко верующим человеком. На золотом фоне с мозаичным обрамлением изображена Божья Матерь в пурпурном одеянии с Богомладенцем на руках».

Рассказывает бывшая жительница с. Коробейникова схимонахиня Георгия (в миру Дарья Быкова): «В засушливую погоду все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Храмовую икону несли несколько человек, обходили окрестности с молитвами, после этого обязательно шел дождь».

Вероятно, особое почитание главной храмовой иконы и определило то, что икону преследовали особо. Когда в 1939 г. закрывали и разоряли храм, то все иконы вытащили из дорогих риз (которые по воспоминаниям очевидцев, продали за границу), а затем их уничтожали и использовали для хозяйственных нужд. Некоторые иконы жителям удалось разобрать по домам. А вот главную икону бросили под ноги при входе в храме, превращенном в склад зерна.

Жительница с. Коробейникова Ольга Гавриловна Перегудова (Олюшка Темная, как стали звать ее люди), ослепшая от оспы в три года, посвятила всю жизнь Молитве, и именно благодаря ей была спасена икона Божьей Матери. Ей было в тонком сне явление Божией Матери, которая просила о спасении своего образа. Беспомощная девушка вместе с соседкой и ее племянницей ночью забрали икону. Она была вся затоптана грязью, истерта ногами, верхний слой крошился. Когда обмывали образ, из очей Божией Матери потекли слезы. Многие сельчане приходили, видели это чудо, молились. Через некоторое время обновились лики Богоматери и Богомладенца. Раньше были различимы только их контуры без красок, все было в выбоинах и царапинах, а сейчас они стали гладкие, яркие и сияли красками.

 

Богородице-Казанский мужской монастырь (с. Коробейниково Усть-Пристанский район)

В 1960 г. Ольга Перегудова вместе с сестрой переехали в Барнаул, привезли они с собой и икону Божией Матери. Жили они в Восточном районе, на улице Степной, 14 (в настоящее время дома там снесены). Живы их соседи Ишутины, Сухоруковы и другие. Прошло время, в 1982 г. умерла Ольга. Икона долгое время была у людей (Шилкиных), приютивших Ольгу после смерти сестры. Затем оказалась у монахини Глафиры (Г. В. Любицкая).

В июне 1994 г. наступило время возвращения обновившейся чудотворной иконы Божией Матери в восстановленный храм в селе Коробейникове. Храм был восстановлен в 1994 г. по инициативе президента предприятия «Полиэкс» (г. Бийск) А. В. Карпова. С 27 июня икона Казанской Божией Матери находилась в Покровском кафедральном соборе Барнаула для открытого поклонения, а 29 июня барнаульцы прощались с иконой.

Начало крестного хода было торжественным и волнующим. Большую, почти в человеческий рост икону Божией Матери, украшенную венками из живых цветов, укрепили в легковом автомобиле. Икону сопровождали священнослужители Алтайского края и Новосибирской области, далее следовали автобусы с паломниками. Обновленная икона, проделав путь почти в полтысячи верст, вернулась в свой храм и водворилась на своем законном месте.

Литература

Емельянов Д. Казанская (Коробейниковская) икона Божией Матери // К свету. 2002. Вып. 20. С. 9–11: ил.

История чудотворного образа Казанской Божией Матери // Там же. С.11–16: ил.

Послание преосвященного Антония, епископа Барнаульского и Алтайского к боголюбивым пастырям, монашествующим и всем мирянам епархии по случаю начала торжеств, связанных с пятилетием возвращения чудотворной Казанской (Коробейниковской) иконы Божией Матери // Там же. С.17–18.

Гармс О. Под сенью хоругвей: записки участника Коробейниковского Крестного хода. Барнаул, 2006. 39 с.: ил.

Афонин Н. О чудотворной Казанской иконе Божией Матери села Коробейниково и Крестном ходе // Бийск православный. Бийск, 2006. С.80–89: ил.

Скворцова Т. Заступница земли Алтайской: история Чудотворного образа Коробейниковской иконы Казанской Божией Матери / Т. Скворцова, Г. Старовойт, К. Филатов. Гармс О. Записки участника Крестного хода. Барнаул, 2007. 79 с. : ил.

Клименко В. Крестный ход Барнаул – Коробейниково–2013: [впечатления участника] // Алтайская миссия. 2013. 7/8. С. 15–18: ил.

Кочетыгова Т. Путешествие из Барнаула в Коробейниково // Вечерний Барнаул. 2014. 11 июля. С. 10: ил.

Чудотворный образ – Казанская Коробейниковская икона Божией Матери // Алтай: знакомое и неизвестное. 2014. № 1. С. 20–25: ил.

Епископ Роман: «Кто дойдет, у того мечты исполняются!» / материал подготовил В. Клименко // Алтайская миссия. 2015. № 7/8. С. 29–33.

О 17 Крестном ходе.

Фотографии с сайта http://www.altai-eparhia.ru/