Не танцевать!

В 1924 г. на Алтае началась кампания по запрету танцев среди молодежи как «явления чрезвычайно вредного как для тела, так и для духовной жизни».

Фрагмент статьи А. И. Богословского из газеты «Молодежь Алтая» 30 мая 1924 г.

Все началось со статьи «Почему танцы вредны?», опубликованной в газете «Молодежь Алтая» 30 мая 1924 г. Автор врач А. И. Богословский (на тот момент ему было 33 года), пришедший к выводу: «Танцы — вредны, они не могут считаться разумным развлечением, т.к. для ума ничего не дадут, танцы нельзя отнести и к полезным физическим упражнениям. Если в танцах и развиваются мышцы (мускулы) ног и приобретается некоторая ловкость, то все это довольно дорого окупается за счет здоровья организма танцора». Что же грозило здоровью ничего не подозревающего танцора?

Одним из доказательств он приводит следующее:

«Посмотрим, в каких условиях происходят танцы. Танцы обычно начинаются после какого-либо спектакля или концерта, т.е. поздно ночью, часа в 2 или 3 ночи, и нередко затягиваются до утра, танцующий дышит «воздухом, испорченным дыханием большого числа танцующих, помещения бывают недостаточными по объему воздуха для числа помещающегося в танцевальном зале народа, в воздухе носиться масса пыли , поднимаемой ногами и платьями танцоров, причем вместе с пылью носится много бактерий, из которых некоторые могут вызвать те или иные заболевания. Из этих бактерий наибольшую опасность представляют бактерии, которые вызывают у людей туберкулез”.

Как врач-специалист Богословский в мельчайших подробностях рисует странную картину развития болезни, пугая неискушенного читателя: “Туберкулезные заболевания чаще всего передаются через воздух, когда
больные туберкулезом легких люди выплевывают зараженную мокроту на пол, и мокрота, высыхая и сливаясь с пылью, попадает в воздух. Во время танцев
имеется много условий, способствующих заражению танцоров туберкулезом, зараза носится в воздухе, организм ослаблен танцами, плохим воздухом и бессонницей и не в состоянии оказать большого сопротивления туберкулезному заражению…».

Итак, туберкулез. Болезнь серьезная, а раз так, то, по мнению автора, «танцы как развлечение или как физическое упражнение не должно считаться здоровыми и полезными, а должны быть признаны занятиями вредными, в особенности для молодого поколения, подростков.»

Но это не все, иначе все было бы просто и скучно, самое интересное впереди. «Слабые волей молодые люди, под влиянием пробудившейся чувствительности, нередко становятся на опасный для их здоровья путь. Само по себе, рано проснувшаяся половая чувственность во многих случаях способна лишить покоя и душевного равновесия молодых людей и отравить все их существование.

Поэтому танцы как развлечение физическое и как развлечение должны быть признаны вредными как для тела, так и для духовной жизни подростка”.

По мнению А. И. Богословского «есть еще и другие отрицательные стороны танцев”.

Первые отклики читателей на данную статью появились уже в следующем номере газеты за 10 июня. Вокруг данной темы в последующих номерах газеты мнения сторонников танцев уже не печатали. Антитанцевальная кампания, поднятая на страницах газеты, шагнула в массы. Комсомольские организации восприняли критику в адрес танцев как руководство к действию. 30 июня 1924 г. большереченская ячейка РКСМ доказывала о том, что «постановила не танцевать и это постановление исполняют».

Ответы читателей. Молодежь Алтая, 10 июня 1924 г.

Так, например, бийский клуб «Молодых ленинцев» выработали строгие правила поведения: «Комсомольцам следует:
1) никогда не танцевать;
2) широко вести борьбу с танцами;
3) избегать возможности вечеров с танцами.»

Но запретить танцы все-таки оказалось сложным делом. Это скоро и осознали и их противники, которые решили идти по другому пути. Было предложено взять следующие задачи алтайским комсомольцам:
– «… вычистить из танцев буржуазно-дворянский мусор, кроме этого обработать и ввести в обиход народные танцы, зародыши которых таятся в трудовых движениях рабочих и крестьян.»
– » … оздоровить танец, вложить в него пролетарское содержание, заставить танцующего пережить вновь и вновь какой-нибудь один из ярких моментов истории своего класса.»

Чем же в конце закончились гонения на танцоров? Победил здравый смысл. Беспартийная молодежь постоянно проявляла «несознательность» и никак не хотело понять комсомольское руководство, да и среди рядовых комсомольцев было немало тех, кто не мог взять в толк, в чем же состоит вред танцев?

Комсомольский активист Большов, представлявший Курьинскую организацию РКСМ, горько сетовал: «После спектакля в Народном доме начались танцы, наши комсомольцы-танцоры, видя танцующую беспартийную молодежь и не желая от нее отставать, пустились танцевать». Так противники танцев остались в меньшинстве. К осени 1924 г. шумиха вокруг танцев утихла.

Источники:

1) Богословский А. И. Как жить ? Почему танцы вредны? // Молодежь Алтая. 1924. 30 мая.

2) Как жить? Танцы не вредны? (Выдержки из писем) // Молодежь Алтая. 1924. 10 июня.

3) Исаев В. Не танцевать // Вечерний Барнаул. 1998. 10, 16 июня.