Русские старожилы юга Западной Сибири

В ряде работ ученых-сибиреведов говорится о севернорусской основе старожильческого населения. Основателями первых западносибирских городов, наряду с «пермскими», «новоторжскими», «москвичами», были донские, терские казаки. После ликвидации угрозы набегов южных кочевников, население Среднего Приобья переместилось в более южные районы. В 18 в. Кузнецкий и Барнаульский уезды Томской губернии заселялись преимущественно выходцами из более северных мест Западной Сибири. Начиная со второй половины 18 в. стали появляться почти ежегодно переселенцы-крестьяне из Центральной России.

Слово «сибиряк» означает коренной житель Сибири», «человек, проживающий в Сибири». При этом необходимо принимать во внимание многозначность самого топонима «Сибирь», встречающегося еще в древнерусских летописях (Сибирью называлась столица Сибирского ханства, Себуром — Уральские горы, «сыбырью» — древние местные племена). Этнографические реалии первой трети 20 в. давали основания говорить о специфике части сибиряков-старожилов, не вписывающихся в концепцию «выходцев из северорусских городов».

Старожилы, относившие себя к чалдонам, утверждали, что они жили в Сибири с незапамятных времен. Народные предания о происхождении этой группы населения так или иначе «привязаны» к реке Дон. Красной нитью в устных сообщениях проходят темы родственной связи с «покорителем Сибири – Ермаком», а также казачьего прошлого прадедов.

По вероисповеданию чалдоны Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской, Тюменской областей и Алтайского, Красноярского краев являлись обычно православными или «мирскими», то есть не старообрядцами. Чалдоны имели ранее и имеют в настоящее время русское этническое самосознание, а на фоне переселенцев из Европейской России выделялись своими фамилиями.

Другая часть старожильческого населения Южной Сибири, не называвшая себя чалдонами и не связывавшая происхождение с Доном, была известна как сибиряки.

В начале 20 в. и те, кто считал себя чалдонами, и те, кто называл себя сибиряками, по народным представлениям, являлись старожилами. О себе носители этого топонима обычно говорят, что они и их прадеды «коренные сибиряки», «вечные сибиряки», «настоящие русские сибиряки». Для обеих старожильческих групп населения Западной Сибири была характерна русская самоидентичность.

Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. С. 11-13, 19, 20, 47.