8 марта в городах Западной Сибири в 1930-х гг.
Источник информации: Волчо Е. В. Кампания 8 Марта 1930-х гг. в городах Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 88–91. (полный текст статьи)
Ежегодно 8 марта в России отмечается Международный женский день. Поздравления принимают все женщины независимо от их возраста и рода занятий. Иная ситуация наблюдалась в 1920–1930-х гг., когда этот день воспринимался как праздник исключительно трудящихся женщин. В изданном в 1926 г. энциклопедическом словаре-справочнике указывалось: «Международный день работниц был установлен на Социалистической конференции в Копенгагене в 1910 г. В России праздник единения работниц всего мира впервые был организован в 1913 г.». Праздник 8 Марта в 1930-е гг. в СССР был новым, революционным.
8 Марта было рабочим днем, для женщин трудовой день был сокращен на 2 ч., но чаще всего женщины это время бесплатно работали в фонд очередной кампании: например, 8 марта 1931 г. тремя коллективами союза совторгслужащих за эти 2 ч было заработано 820 руб., которые были направлены на решение бытовых вопросов.
Ежегодно 8 Марта торжественно отмечали многочисленными митингами, заседаниями и собраниями. Например, в 1933 г. по Запсибкраю в праздничные дни собраниями было охвачено 64050 чел. Торжественная часть праздника продолжалась награждением отличившихся женщин. Наградами чаще всего выступали промышленные товары, купить которые было трудно: ботинки, юбки, платья, пальто. В качестве поощрения выступали билеты в театр или кино; дипломы, грамоты.
Широко использовались для празднования 8 Марта возможности профсоюзных клубов. В 1927 г. в 97 клубах на территории Сибири работали 582 кружка и 21 детская комната. Среди членов клубов женщины составляли 32,2%. Международный женский день ежегодно отмечался проведением семейных вечеров, вечеров вопросов и ответов по интересующей женщин тематике, живых газет, громких читок, театрализованных постановок и концертов художественной самодеятельности, выставок изделий кружков рукоделия. В деятельности клубов широкое участие принимали и домохозяйки, что способствовало вовлечению их в активную общественную работу.
Органами юстиции в канун 8 марта проводились лекции и беседы, посвященные разъяснению семейного законодательства, трудовых и социальных льгот беременных и кормящих женщин.
В Западной Сибири в конце 1920-х гг. у безработицы было женское лицо: в 1929 г. женщины составляли 61,6% от общего числа безработных. Значительная часть мероприятий по снижению уровня безработицы среди женщин проводилась во время кампаний 8 Марта. Тогда же на эти цели выделялись денежные средства, продукты, разнообразные промышленные товары, жильё.
Тяжелые жилищные и санитарные условия, недостаток средств, скудное нормированное питание – все это сказывалось на демографической ситуации, планировании количества детей в семье, занятости матерей исключительно домашним хозяйством. Не удивительно, что по результатам проведенного в 1930 г. комплексного обследования использования женского труда в Запсибкрае было установлено, что одинокие женщины (незамужние или вдовы) составляли примерно 60% от общего числа работниц. Выход виделся в создании широкой сети детских учреждений (садов, яслей, площадок), которые снабжались молочными продуктами, овощами, фруктами, крупами и т.п., что не всегда могли дать своим детям женщины. Государство выделяло финансирование на организацию подобных учреждений, но потребность в детских садах и яслях была так велика, что не хватало ни средств, ни помещений, ни обслуживающего персонала. Привлечение средств родителей и остального населения во время кампаний «За ясельный и дошкольный поход» или «Охрана материнства» в дни празднования 8 Марта было существенным подспорьем и, главное, привлекало внимание общественности к решению столь важной государственной проблемы. 5–7 марта 1926 г. на территории Западной Сибири был проведен трехдневник охраны материнства, в ходе которого происходил сбор средств (кружечный, продажа спецвыпусков газет и журналов, сборы с платных спектаклей и киносеансов).
Одним из средств пропаганды материнства являлись выставки по охране материнства и младенчества, по уходу за беременными женщинами и грудными детьми, организуемые к 8 Марта. Большое внимание уделялось соблюдению в семьях с детьми санитарно-гигиенических норм, пропаганде навыков и знаний по уходу за ребенком. Основными способами распространения подобной информации служили публикации в женских журналах, газетах, лекции и беседы с работницами и домохозяйками на предприятиях и в клубах. Большой популярностью пользовались конкурсы здорового ребенка. Жюри оценивало соблюдение детьми режима дня, их здоровье, заботу семьи, и особенно матери, о чистоте детского белья, постели, наличие игрушек и т.д.
Государству требовались время и силы всех слоев населения, и оно шло на значительные расходы для строительства общественных столовых и детских учреждений. Декларируя, что «настоящее освобождение женщины, начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство», новому общественному строю была необходима «постоянная поголовная общественная служба женщин».
Однако вместе с положительными сторонами своей новой жизни (поступление на работу, общественная деятельность) женщины отмечают и негативную – «из-за большой перегруженности работой мало времени и внимания уделяется детям», чье воспитание теперь все больше зависит от влияния бабушек или государственных детских учреждений. Так, воспитание детей перестает быть важнейшей обязанностью женщин.
8 Марта женщины очень любили и им гордились, проводившиеся многочисленные мероприятия позволяли почувствовать им свою значимость. Новый праздник быстро стал общегосударственным, особенно важным в 1920–1930-е гг., когда преодоление последствий разрухи потребовало привлечения новой армии труда – женских рук.