Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской

2 апреля 1920 г.

Открыта Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской

Библиотека им. Н.К. Крупской – старейшая библиотека для детей в нашем крае. Она возникла в 1920 г. как детская библиотека города Барнаула, фонды которой первоначально состояли из книг Зайчанской народной школьной библиотеки. Городская библиотека занимала тесное помещение в старом деревянном доме по улице Интернациональной. Книжный фонд насчитывал две тысячи книг. Читатели в те годы назывались подписчиками. При библиотеке работал актив, который наравне с библиотекарями участвовал в организации работы: в определении сметы расходов, обсуждении списка детских журналов, в выполнении многих других библиотечных процессов.

Работали кружки, которыми руководили библиотекари В.Ф. Сергеева и А.С. Шуругина. В литературном кружке занималось 20 человек, в художественном – 15. Члены литературного кружка отвечали на вопросы читателей, для чего знакомились с книгами, ведя библиографический поиск. Ребята из художественного кружка рисовали плакаты, писали лозунги, выпускали стенные газеты для читального зала, женотдела, коммуны «Муравей». Многими интересными делами занимались кружковцы: летом работали на детской площадке, носили книги, читали, объясняли картинки, собирали книги и посылали их в деревни, устраивали библиотечный поход по школам и отрядам, во время которого проводились викторины, громкие читки, живые газеты, сбор отзывов о книгах.

Первые библиотекари М.В. Васильева, В.Ф. Сергеева, А.С. Шуругина прилагали немало усилий для того, чтобы библиотека стала популярной среди детей и родителей. В те годы далеко не все родители понимали пользу книг, неохотно отпускали детей в библиотеку. И все-таки для многих ребятишек тех далеких 20-х-30-х гг. библиотека была родным домом. Долгие годы детская библиотека была единственным культурным центром, других внешкольных учреждений в Барнауле не было.

По воспоминаниям первой заведующей библиотекой Марии Александровны Васильевой, из самых отдаленных уголков города приходили дети в читальный зал, чтобы почитать книги. Были среди них и беспризорные, голодные, полураздетые ребята. В библиотеке они преображались: затихали, внимательно слушали чтение библиотекаря, с интересом рассматривали иллюстрации в книгах.

Читатели 40-х-50-х гг. помнят замечательного человека Музу Михайловну Кюбар. Она была настоящим педагогом и библиотекарем. «Стать человеком мне помогла библиотека», – писал в письме к М.М. Кюбар бывший читатель Евгений Лепихов.

Прошло немало лет, прежде чем Женя стал активным читателем библиотеки, полюбил классическую литературу, научился читать познавательную. В 1941 г. Евгений одним из первых ушел на фронт, дошел до Берлина, проявил себя мужественным бойцом и вернулся с боевыми наградами.

И снова он пришел в детскую библиотеку, попросил восстановить его абонемент. Он заявил, что ни в какую другую библиотеку он не пойдет, так как у него есть «своя, родная библиотека».

Вошел в историю библиотеки один из первых ее активистов – Костя Владимирский. Он очень любил читать книги, и кто мог тогда знать, что он впоследствии сам станет героем книги Д.Н. Медведева «Сильные духом».

Шли годы. В 1955 г. библиотека переезжает в новое здание по улице Новой, 21 (ныне проспект Строителей), в котором находится и в настоящее время. С этого же года библиотека получает статус Алтайской краевой и становится краевым методическим центром по работе с детьми.

Большой вклад в развитие библиотеки внесли ее директора: М.В. Васильева, М.А. Казанцева, З.И. Шахова, Р.В. Балыков, О. А. Маренко. С 2009 г. библиотеку возглавляет Татьяна Николаевна Кушвид.

Библиотека им. Н.К. Крупской является самой крупной библиотекой для детей в крае. В ее фонде более 150 тысяч книг. Есть условия, чтобы стать научным информационным центром по детству.

Для детей и руководителей детского чтения выписывается 168 названий журналов и 35 наименований газет. В библиотеке бережно хранятся журналы «Пионер», «Костер», «Мурзилка», начиная с 1936 г.

В секторе литературы по искусству читателям предлагается литература о театре и кино, по изобразительному искусству, музыкальные произведения современной эстрады и классики. Ни один читатель библиотеки, а все они жители города Барнаула и их более 17 тысяч человек, не остается без внимания библиотекарей.

Создана информационная среда для читателей: 8 каталогов и картотек, система информационных книжных выставок, символы библиографического ориентирования. Все это помогает читателям быстро найти нужную книгу.

В библиотеке читатели работают, отдыхают, играют, общаются. В читальном зале среднего и старшего школьного возраста они готовят рефераты, доклады. В малышовском читальном зале дети прослушают интересную беседу, поучаствуют в викторине, посмотрят кукольный спектакль или театрализованное представление, видеофильм.

Особую заботу проявляют сотрудники о детях, нуждающихся в социальной поддержке. Традиционными стали субботние встречи в библиотеке с воспитанниками речевой школы-интерната. Активно ведется работа с центрами социальной защиты населения Центрального и Железнодорожного районов.

В библиотеке создается сектор литературы на иностранных языках. Потребность в этой литературе у читателей возрастает. Исчерпывающую информацию по вопросам детского чтения, воспитания получают руководители детского чтения. Настоящим богат­ством библиотеки являются ее сотрудники. Благодаря их творче­скому труду, библиотека стала необходимой читателям. Потенциал у работников высокий, 75% имеют высшее образование. Сотрудники библиотеки озабочены тем, чтобы читатели были духовно богатыми, чтобы они знали русскую культуру, сохраняли ее. Много усилий прилагается для развития интереса у ребят к этой теме. Работа по программе «Детская библиотека – центр сохранения русской культуры» способствовала этому.

Любовь к Родине, к своему языку, к своему народу невозможна без воспитания любви к родному краю. «Краеведческие знания – школьникам» – под таким девизом работает библиотека в течение ряда лет. Ребята узнали о развитии горнозаводского дела на Алтае, познакомились с Барнаулом купеческим, прослушали беседы об исследователях Алтая и о народных костюмах.

Коллектив библиотеки находится в поиске. Чтобы детям было интересно в библиотеке, чтобы библиотека стала для читателей теплым домом, меняются формы работы. Фестиваль детской книги, фурор чтения, Дни семейного отдыха, экологические турниры, фольклорные праздники в Дни славянской письменности – вот неполный перечень того, что проводится в библиотеке. Коллектив библиотеки делает все возможное для того, чтобы каждое посещение библиотеки было для ребят настоящим праздником, еще одной встречей с их друзьями – книгами.

Л. С. Краснова,  зам. директора Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской

 Официальный сайт библиотеки

ЛИТЕРАТУРА

Захарова И. В. Имидж детской библиотеки / И. В. Захарова, О. А. Маренко //Доклад о деятельности библиотек Алтайского края в 1998 году. Барнаул, 1999. С. 48-53.

Казанцева М. Наш большой друг // Молодежь Алтая. 1959. 25 февр.

Казанцева М. Краевой детской библиотеке – 40 лет // Алтайская правда. 1960. 1 апр.

Килина А. Любимая библиотека школьников // Алтайская правда. 1956. 12 мая.

Лютикова В. А. Краевая библиотека детская им. Н.К. Крупской // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 191-192.

Лютикова В. А. 75 лет со дня открытия краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской // Страницы истории Алтая. 1995 г. Барнаул, 1994. С. 22-26. Библиогр.: с. 25-26.

Сапов В. «…Привет от детей сибиряков» // Алтайская правда. 1981. 4 июля.

Сапов В. Шли письма из Сибири // Правда. 1981. 27 апр.

Скворцова О. С именем Надежды Константиновны // Библиотекарь. 1979. № 4. С. 27-29.

Скупов Н. Письмо Н. К. Крупской // Алтайская правда. 1967.3 сент.: фот.

Стрелкова Л. Имени Крупской // Молодежь Алтая. 1965. 26 июня.

Цыганкова Л. М. Н. К. Крупская о детском чтении по переписке с детьми // Советское библиотековедение. 1989. № 6. С. 54-58. Библиогр. в подстроч. примеч.

Щербакова Н. «Моя родная библиотека…» //Алтайская правда. 1962. 12 янв.

Источник информации: Страницы истории Алтая. 2000 г.: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2000. С. 16-19.