Алтайская железная дорога

21 октября 1915 г.

Открыта Алтайская железная дорога

Алтайская железная дорога. Фото начала ХХ в. Из фондов АГКМ

Становление и развитие железнодорожного транспорта в азиатской России в конце XIX – начале XX вв. являлось делом общегосударственного масштаба. Вначале на казенные средства были построены Транссибирская, Среднеазиатская и Оренбург-Ташкентская магистрали.

На территории современного Алтайского края проектировались Алтайская (Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск с веткой Алтайская – Бийск) и Кулундинская (Татарская – Славгород) линии. Алтайская железная дорога трассировалась в районе с наибольшей для Сибири плотностью населения. Климатические условия и плодородные почвы Алтая гарантировали производство товарного хлеба.

Железнодорожное строительство в Алтайском округе в начале XX в. с первых же шагов оказалось детищем банковского капитала. В 1912 г. был утвержден устав акционерного общества Алтайской железной дороги, стоимость которой оценивалась в 60 млн. руб., из них на строительство моста через Обь отводился 1 млн. 400 тыс. руб. Строительство дороги началось в июне 1913 г. и первоначальное успешное ведение работ открывало перспективу досрочной сдачи линии в эксплуатацию: к середине 1914 г. велось строительство трех основных депо на станциях Барнаул, Новониколаевск и Рубцовcк, четырех оборотных депо на станциях Семипалатинск, Бийск, Черепаново, Алтайская, заложены здания пассажирских вокзалов на крупных станциях и других путевых построек на всей трассе линии, велась укладка пути и строительство моста через Обь. В целом, объем выполненных работ был весьма значителен.

Но 1 августа 1914 г. началась первая мировая война. В тяжелейшем состоянии с первых дней войны, оказался транспорт, в первую очередь железнодорожный, резко осложнились условия ведения строительных работ и подготовка линии к вводу в эксплуатацию. Экономия средств неизбежно отражалась на технических параметрах дороги: отсутствовали выезды на мост через Обь, уменьшилось количество станционных площадок, сократилось строительство путевых зданий, ухудшилось водоснабжение станций, снизилось качество балластировки пути. Путевое оснащение дороги также не соответствовало государственным стандартам. Ни одна частная железная дорога России в этот период не строилась такими быстрыми темпами, как Алтайская. Летом 1915 г. дорога была, в основном, готова, но обской мост приковывал к себе крупные подразделения рабочих.

21 октября (3 ноября) 1915 г. в Барнауле состоялось торжественное открытие Алтайской железной дороги. В ее составе было 22 станции, из них 17 на семипалатинском направлении и 5 на Бийском. С 21 декабря 1915 г. движение на главном, семипалатинском, направлении стало ежедневным. Подробнее…