Материалы

Социально-культурная деятельность в системе учреждений культуры


 

  А. С. Фролова

Социально-культурная деятельность в системе учреждений культуры

 

Характер функционирования всех структур современной отечественной социально-культурной сферы определяется рядом факторов, среди которых, наряду с коммерциализацией и либерализацией сферы культуры, особое место принадлежит реформе местного самоуправления. Правовую основу муниципализации составляют Конституция Российской Федерации [1] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. В соответствии с указанными документами осуществлена передача учреждений культуры – библиотек, музеев, клубов, домов и центров творчества, художественных и музыкальных школ и др. – в ведение местных органов власти, которая существенно изменила их работу на современном этапе. Серьезной причиной возникновения сложностей явился объем местных бюджетов: муниципальные власти, получив полномочия по организации, регулированию и контролю работы муниципальных учреждений культуры, оказались неспособными к их исполнению по причине отсутствия на то достаточных финансовых средств. Законодательно закрепленный запрет на использование государственных денежных средств для обеспечения нужд муниципального образования логично инициировал поиск местными властями путей сокращения статей бюджета, осуществляемый посредством анализа финансовой ситуации на предмет рассмотрения подходящих кандидатур для исключения из системы распределения муниципальных финансовых ресурсов. Слабость местного бюджета становится, в ряде случаев, причиной закрытия властями части учреждений культуры. 

Особенно остро складывается ситуация в сельских муниципалитетах. Общедоступные библиотеки* и учреждения культурно-досугового типа** составляют группу наиболее распространенных в сельской местности учреждений культуры (кратно превосходят суммарное количество других), и именно на их долю приходятся самые многочисленные потери. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последние несколько лет хода реформационного процесса ситуация отрицательной динамики численности этих структур сферы культуры стала характерной для всей страны (см. Приложение – диагр. №1 и №2) и для ряда регионов (в т.ч. Алтайского края и Тюменской области – см. диагр. №3-6 и таблицы №1 и №2)***. Сокращение минует организации, сумевшие убедительно обосновать властям свою востребованность населением и безусловную полезность для эффективного развития муниципального образования. На основании оценки приведенных статистических данных можно сделать вывод об отсутствии эффективной модели (концепции) функционирования учреждений культуры в обновленных условиях муниципального образования, учитывающей необходимость адаптации к усложнившимся условиям функционирования и потребность в доказательстве собственной необходимости для жизни сельского сообщества.

Среди основных причин кризиса сферы культуры села, помимо недостаточного финансирования из местного бюджета (со всеми последствиями – оттоком из отрасли кадров, старением материально-технической базы и пр.), можно обозначить также профессиональную пассивность в работе учреждений, излишнюю приверженность работников к традиционализму в исполняемой работе, и, как результат совокупного воздействия этих факторов, утрату учреждениями культуры способности качественного удовлетворения разнообразных социально-культурных потребностей различных категорий современной аудитории (в первую очередь, детской и молодежной). Труднейшая социально-культурная ситуация нуждается в серьезной поддержке. Поэтому чрезвычайную важность в изменившихся условиях приобретает необходимость утверждения значимой роли учреждений культуры в жизни муниципального образования, презентации их действительного потенциала для обоснования их способности к участию в эффективном решении задач муниципального масштаба. В связи с этим, нам представляется актуальной оценка потенциала и перспектив системной организации социально-культурной деятельности, предусматривающей укреплений культурно-досуговой сферы за счет построения модели полисубъектного участия в процессе продуцирования конечного результата. В отличие от практики разобщенного стиля работы, интеграция подразумевает максимизацию конечного эффекта за счет объединения ресурсов и усилий разных учреждений культуры. Реформа муниципального управления создает для построения отношений сотрудничества необходимые условия – она устраняет барьеры для межучережденческих контактов. Профессиональная разобщенность учреждений культуры, порожденная в прошлом их подчинением разным ведомствам, сегодня может быть успешно преодолена за счет организации подчинения всех учреждений единому управляющему органу в лице комитетов по культуре при администрациях сельских муниципалитетов.

Стратегически важным представляется вопрос оценки потенциала профессиональной интеграции учреждений культуры. Под интеграцией понимаем процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между субъектами отношений – учреждениями культуры – в достижении общих целей. У каждого из партнеров-субъектов интеграции есть свои преимущества, использование на практике которых позволяет более эффективно углублять содержание и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социокультурную среду, отвечающую разнообразным интересам и требованиям. Значительным достоинством полисубъектной организации функционирования социально-культурной сферы является обеспечение предоставления населению качественно более совершенного культурного продукта как итога интеграции усилий нескольких структур сферы культуры. Организованное сотрудничество, партнерское взаимодействие при подготовке культурного мероприятия, способно за счет взаимопроникновения технологий и форм работы разных учреждений обогатить и разнообразить его содержание.

Особого внимания заслуживает оценка потенциала интеграции информационно-библиотечной и социально-культурной деятельностей. Общей целью работы для учреждений этих отраслей является оказание эффективной социально-культурной и духовной поддержки населению. Интеграция двух сфер на практике выражается через использование социально-культурной деятельностью форм информационно-библиотечной работы с целью более эффективного решения приоритетных социальных задач. Библиотеки традиционно включены в основные социокультурные процессы общества: аккумуляцию и управление социально значимыми знаниями, социокультурную коммуникацию и распространение культурных образцов, производство нового знания и социально-историческое воспроизводство культурных форм. Современные учреждения представляют собой многофункциональные информационно-культурные, образовательные и просветительские центры, оснащенные современными информационно-коммуника­ционными технологиями. Библиотеки располагают значительным, накопленным за солидный период развития отрасли, арсеналом форм работы, каждая из которых может быть использована вкупе с формами социально-культурной деятельности при организации совместных мероприятий для усиления эффекта общей социально-культурной поддержки, оказываемой учреждениями культуры местному сообществу.

С целью выяснения сложившейся ситуации в Алтайском крае по использованию форм библиотечной работы в социально-культурной деятельности и перспектив их развития было проведено исследование, в рамках которого были объединены и использованы два метода: стандартизированное интервью и экспертный опрос. Базами исследования явились четыре крупных муниципальных образования Алтайского края: Зональный, Смоленский, Бийский и Павловский районы. Объем выборки интервьюирования составил 90 человек. В качестве экспертов выступили работники 12 библиотек сельских муниципалитетов (объем выборки – 26 экспертов).

По окончании изучения ответов респондентов стало возможным подтвердить наличие и определить современный набор библиотечных форм в социально-культурной деятельности, применяемых в муниципалитетах Алтайского края:

книжная выставка;

библиографический обзор;

презентация книги;

творческая гостиная;

литературный салон;

театрализованный вечер;

вечер-встреча;

интеллектуальная игра;

ток-шоу;

фестиваль;

экскурсия-знакомство;

интегрированный урок.

Присутствие ряда библиотечных форм в муниципальной социально-культурной деятельности рассматривается как серьезное основание в пользу признания исследуемого нами направления в качестве перспективного варианта функционирования. Положительный эффект партнерства признают 61,5% экспертов от общего числа опрошенных. Партнерское взаимодействие сфер получило высокую оценку и со стороны респондентов-пользователей услуг учреждений культуры.

В целом, результаты изучения современной социокультурной ситуации на селе, а также учет сложностей современной ситуации в сфере культуры обуславливает рассмотрение интеграции как перспективного направления функционирования социокультурной сферы в силу признания объединения потенциалов учреждений культуры в качестве фактора повышения эффективности в процессе достижения важнейших социально-культурных задач муниципального сообщества.

 Примечания

*К числу общедоступных (публичных) библиотек отнесены «библиотеки, имеющие универсальные книжные фонды и удовлетворяющие массовые запросы населения на литературу. При организациях и учреждениях, образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, других учреждениях имеются также научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки» [3].

** К числу учреждений культурно-досугового типа отнесены «клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, ученых, молодежи, дома учителя, врача, агронома, туриста, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и другие виды досуговых учреждений, ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения» [3].

***Статистические показатели приведены в соответствии с источниками 4, 5 и 6.

Список литературы

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/zip/ constitution_rus.ZIP.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2003 г.) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/files/popular/ 000057.zip.

Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах – 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135075100641.

Алтайский край в цифрах. 2004-2009. Культура, туризм и отдых [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ak.gks.ru/ bgd/baz_53/IssWWW.exe/Stg/d090/10030/7.htm.

Образование и культура по муниципальным районам и городским округам Алтайского края. 2001-2004. : Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.– Барнаул, 2005. – 73 с.

Статистический ежегодник. Часть I. Тюменская область (1990-2009) в 2-х томах [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.tumstat.gks.ru/public/bibliot/IV.%20Статистический%20ежегодник/tumobl.rar.

 

Приложение

Диаграмма №1 [3]

 

Диаграмма №2 [3]

 

Диаграмма №3 [4,5]

 

Диаграмма №4 [4,5]

 

Диаграмма №5 [6]

 

 

Диаграмма №6 [6]

 

Таблица №1 [4]

Тип учреждений культуры

Всего / в сельской местности Алтайского края

Год (данные на конец года)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Музей

всего

45

45

53

55

57

56

57

Кинотеатр

в сельской местн-ти

454

400

333

165

158

174

?

Библиотека

в сельской местн-ти

1058

1059

1053

1035

1045

1044

1038

Клуб

в сельской местн-ти

1292

1295

1268

1240

1257

1261

1237

Таблица №2 [4]

Тип

учреждений культуры

Всего / в сельской местности

Тюменской области

Год (данные на конец года)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Музей

всего

75

84

87

87

80

80

79

Кинотеатр

в сельской местн-ти

42

26

94

49

50

49

47

Библиотека

в сельской местн-ти

703

640

625

605

599

613

611

Клуб

в сельской местн-ти

936

853

826

826

819

799

810

 

 // Социум. Культура. Личность. Досуг : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (г. Тюмень, 22-23 апреля 2011 г.). – Тюмень : РИЦ ТГАКИСТ, 2011. – С. 47–52. 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх