ДОСТОЕВСКИЙ СНОВА В БАРНАУЛЕ: о пьесе-экскурсии В. А. Климова «Достоевский проездом. Барнаул 1857–2021 гг.»

В 2021 году весь мир отмечает 200-летие Ф. М. Достоевского (http://altlib.ru/personalii/dostoevskiy-fedor-mihaylovich-30-10-11-11-1821-28-01-09-11-1881/). В преддверии юбилейной даты известный в Алтайском крае арт-критик, журналист и владелец галереи «Республика ИЗО» В. А. Климов написал пьесу-экскурсию «Достоевский проездом. Барнаул 1857–2021 гг.» об одном из визитов писателя в Барнаул.

Пребывание Ф. М. Достоевского в нашем городе в 1856–1857 гг. достаточно глубоко исследовалось М. И. Юдалевичем (http://altlib.ru/personalii/yudalevich-mark-iosifovich-1918-2014/), В. Ф. Гришаевым (http://altlib.ru/personalii/grishaev-vasiliy-fedorovich-1926-2007/), Е. Ю. Сафроновой и др. Книга Климова – первая попытка художественного осмысления этого эпизода из жизни великого писателя.

Автор называет свое произведение «экскурсией в состоянии метамодернизм в шести локациях». Реплики героев пьесы – это в основном фрагменты из писем Достоевского и его барнаульских знакомых, приправленные подробными историческими комментариями Климова.

В начале пьесы по классике жанра указаны действующие персонажи, среди которых два центральных: Фёдор Михайлович Достоевский (ФМ) и Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (ПП). На протяжении всего действия они гуляют по историческому центру Барнаула, останавливаясь у Соборной площади, Горной аптеки, Петропавловской крепости и др. При этом Пётр Петрович и его слуга обладают удивительной способностью заглядывать в будущее российской истории. На страницах книги неожиданно оказываются соседями современники великого писателя и наши современники – бывший губернатор А. Б. Карлин, театровед И. Н. Свободная, драматург и психиатр А. Е. Строганов (http://altlib.ru/personalii/stroganov-aleksandr-evgenevich/). Комично в устах Семёнова-Тян-Шанского звучат поздние названия барнаульских проспектов Красноармейский, Ленина, Социалистический. На знании персонажами будущего построена большая часть юмористических моментов пьесы:

ПП: Фёдор Михайлович, обратите внимание, перед нами главная городская площадь. Называется она Соборная. Потом её назовут площадью Свободы.

ФМ: Как много вы себе позволяете, Пётр Петрович, и не боитесь?

ПП. А что мне могут сделать, я же бюст в сквере рядом с университетом…

В беседах с журналистами Климов подчеркивает, что при создании пьесы его прежде всего интересовала бытовая сторона пребывания Достоевского в Барнауле и что в произведении нет никаких «литературно-филологических изысков». Однако по меньшей мере один «изыск» автор пьесы осознанно или неосознанно использовал. Это мотив двойничества – излюбленный художественный прием Ф. М. Достоевского. Например, в героях пьесы братьях Самойловых (БС1 и БС2) – горных офицерах, актерах Благородного любительского театра, которые по легенде уговорили Достоевского написать что-нибудь для сцены, – угадываются другие братья Самойловы – музыканты рок-группы «Агата Кристи», у которых, кстати, в Барнауле живет тетя:

БС2: Я предлагал одному отставному офицеру открыть в доме, там, где лавка арестованных товаров, котлетную.

БС1: И назвать её «Агата»…

Но самое главное, что двойник в пьесе есть у самого Достоевского, и это, конечно, Гоголь. О художественном родстве этих писателей известно давно: Некрасов называл молодого Достоевского «новым Гоголем», а Белинский Гоголя – «отцом Достоевского». Климов неоднократно напоминает об этом в своей пьесе. Братья Самойловы читают отрывок из повести Достоевского «Двойник», той самой, в которой начинающий писатель сильнее всего похож на «петербургского» Гоголя.

Вокруг сходства Гоголя и Достоевского организуется вся структура произведения Климова. В начале пьесы рассказывается реальный случай о том, как Гоголь, капризничая, попросил в гостях рюмку малаги, которой при всем изобилии угощений именно и не оказалось. Хозяин, желая уважить почтенного гостя, рассылает людей ночью на поиски вина. Малагу с трудом находят, но в ней уже нет интереса. Достоевский у Климова ведет себя не менее анекдотично: на протяжении всего действия он неустанно просит, чтобы ему нашли коробку мармелада для невесты. Но мармелада в Барнауле, как назло, нигде нет. Пьеса буквально пронизана этой острой потребностью Достоевского в мармеладе, и завершается она в лучших традициях гоголевских комедий:

По дороге, вслед уезжающему тарантасу, который увозил великого писателя Фёдора Михайловича к его любимой женщине в далекий город Кузнецк, бежал, скинув по пути шубу и оставшись в расшитом серебряной нитью сюртуке, купец. Он кричал во всю Мало-Олонскую.

КУПЕЦ: Мармелад! Барин! Мар-ме-лад!

Занавес.

Источники:

  1. Климов В. А. Достоевский проездом. Барнаул 1857–2021 гг. : пьеса-экскурсия. – Текст : электронный // ЛитРес : [сайт]. – 2021. – URL: https://www.litres.ru/vadim-a-klimov/dostoevskiy-proezdom-barnaul-1857-2021-pesa-ekskursiya/chitat-onlayn/ (дата обращения: 22.10.2021).
  2. От Достоевского до Банных и Карлина. О чем новая книга известного барнаульского галериста и почему важна сегодня. – Текст : электронный // Афиша. Алтапресс : [сайт]. – 2021. – URL: https://altapress.ru/afisha/story/ot-dostoevskogo-do-bannih-i-karlina-o-chem-novaya-kniga-izvestnogo-barnaulskogo-galerista-i-pochemu-vazhna-segodnya-294713 (дата обращения: 22.10.2021).
  3. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 198–226.

М. Г. Дарбаян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *