Хотиненко о Достоевском: встреча двух миров, литературного и кинематографического

Текущий 2022 год – юбилейный для кинорежиссера Владимира Ивановича Хотиненко. Ему исполнилось 70 лет.

Владимир Иванович родился в 1952 г. в г. Славгороде. Свое детство, проведенное в алтайских степях, он вспоминает с теплом: «Редкие кадры из моего детства объединены в моем воспоминании с ощущением непрерывной и бескрайней благодати, разлитой вокруг». О родном городе режиссер рассуждает так: «Воспоминания о Славгороде и его окрестностях дарят мне абсолютно бунинские ощущения, с непередаваемым ароматом русского лета. Сенокос, кони, яблоки. Бесконечный простор». Родители воспитали в нем внутреннюю стойкость, терпение и умение преодолевать преграды. О своих качествах Хотиненко говорит: «Сочетание улицы с самодисциплиной, пришедшей на смену отцовской строгости, и с моим бесконечным чтением книг, плюс мое дикое чудовищное самолюбие – стали той закваской, из которой взошло что-то для дальнейшей жизни».

Образование в Архитектурном институте в г. Екатеринбурге оставило след в творчестве режиссера. Создавая свои картины, он смотрит с позиции архитектора, предугадывая конструкцию своих произведений, четкость и последовательность сюжетных линий в каждом кадре.

Заслуженный деятель культуры и народный артист РФ, лауреат многих международных и отечественных фестивалей, обладатель премий Ника и Тэффи, Хотиненко признается, что творчество для него как молитва, пронизанная любовью к родине, которая для него полна тайнами и труднообъяснимыми символами. Каждый свой фильм режиссер предельно проживает, пропуская всю драматургию через себя. Идеальным кино Хотиненко считает то, что «придумалось и живет внутри тебя, также, как и идеальные сцены, которые живут и трансформируются в сознании и воображении». Такой вот непрерывный творческий процесс.

Достоевским Владимир Иванович увлекся уже будучи известной персоной. За плечами было более 20 кинофильмов. В юности Федор Михайлович не был для него любимым писателем, но он всегда считал его «гениальным провидцем». Работая над сценариями по произведениям писателя, Хотиненко воскликнул: «Достоевский из литератора не самого мне симпатичного превратился в самого любимого писателя!»

В отличие от других знатоков и поклонников Достоевского, сознание режиссера не было перегружено множеством штампов о писателе. Он готов был осмыслить произведения Достоевского новым взглядом, с точки зрения кинодраматургии. Хотиненко был рад, что он не входил в число достоевсковедов. У последних был длительный конфликт с режиссером касательно того, что Хотиненко не воспроизводит пошагово биографические факты из жизни писателя. Режиссер считает, что «это обычное явление для киноискусства, которое имеет свою логику в построении действия и формирования кадра». Хотиненко подчеркивает, что «правдивость жизни в кино – не в следовании математически выверенным фактам, а в воссоздании эпохи, ее неповторимого аромата, глубинном внедрении в существование героев. Кино – это то, что мы видим. Некоторые эпизоды в литературных произведениях киноязыком невозможно описать».

Многосерийный фильм о Достоевском должен был, по мнению режиссера, называться просто: «Достоевский». Для Хотиненко этот фильм был фантастическим путешествием: чем глубже погружаешься в мир писателя, тем более захватывающе и интереснее. В процессе создания картины значимым было для режиссера попытаться прожить вместе с Федором Михайловичем его жизнь. Достоевский был интересен как человек, а не как великий писатель, который пережил столько событий и перипетий, что, по мнению Владимира Ивановича, складывается ощущение, что он прожил сразу несколько жизней: «Это была жизнь каторжника, революционера, азартного игрока, писателя, прибывающего в борьбе с издателями, кредиторами, жизнь страстного влюбчивого мужчины, философа и праведника».

К съемкам картины о Достоевском Владимир Иванович тщательно готовился. Он перечитал все его произведения, включая письма и дневниковые записи, и открыл для себя новые качества Федора Михайловича – например, его чувство юмора, которое не теряет своей актуальности сегодня. Многие воспринимают Достоевского как человека серьезного, мрачного, самоуглубленного. Однако Хотиненко поразили духоподъемные качества писателя: «полемическая горячность, открытость и простодушие». Именно последние были важны для режиссера в создании экранного образа изумительного гения.

На вопрос – мог бы Хотиненко подружиться с писателем? – он отвечает: «…возможно нет. Федор Михайлович был очень непростым человеком в общении». Режиссер считает, что, изучая литературу Достоевского в школе, прежде всего необходимо рассказывать о невероятной судьбе писателя, чтобы прочувствовать писателя как человека, а не как литератора. Создавая образ писателя на экране, важно не переусердствовать и помнить о том, что никто не сможет приблизиться к реальному образу Достоевского, каким он был на самом деле. Каждый из художников увидит писателя по-разному. Фильм «Достоевский» – это одно из видений писателя, не претендующее на его реальный образ.

Долгая война с критиками и достоевсковедами не помешала Хотиненко приступить к новой серьезной работе по произведению Федора Михайловича «Бесы». Ранее у режиссера был жесткий принцип – не экранизировать классику. Глубокое погружение в жизнь и творчество Федора Михайловича и злободневность романа «Бесы» чрезвычайно привлекли В. И. Хотиненко. Он делает вывод: «Для Достоевского «Бесы» стал большим романом с глубочайшей психологической и философской драмой. Он пытался донести аудитории свое предупреждение о страшной угрозе, нависшей над русским обществом».

Гениальность Достоевского, отмечает Хотиненко, заключается в его пронзительном знании человеческой природы, его взгляде пророка и провидца своего времени, который «защищает нас от внутренних бесов и дает силы непрерывно совершенствоваться». Исключительно важно, считает режиссер, перечитывать Федора Михайловича и всерьез размышлять над глубокими смыслами о тонкостях человеческой жизни, которые описал для нас в своих книгах великий мыслитель.

Источники:

  1. Хотиненко, Владимир Иванович. Зеркало для России. – Москва : Э, 2016. – 349 с.
  2. Владимир Хотиненко: «Времена перемен по-настоящему нас изменили, или Достоевский как лекарство». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://foma.ru/vladimir-xotinenko-vremena-peremen-po-nastoyashhemu-nas-izmenili.html
  3. Зайцева, Татьяна. Услышь меня, хорошая. Интервью с Владимиром Хотиненко для журнала STORY. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://story.ru/istorii-znamenitostej/muzhchina-zhenshchina/uslysh-menya-khoroshaya-/

ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *