Образование и наука


 Образование

     В XVII – начале XVIII вв. грамотных людей на Алтае было крайне мало. С открытием рудников и строительством медеплавильных и сереброплавильных заводов в середине XVIII в. возросла потребность в квалифицированных рабочих и техниках. Владелец заводов Акинфий Никитич Демидов готовил кадры мастеровых в горнозаводских школах Урала и отправлял их на алтайские предприятия. Однако это лишь частично решало проблему подготовки специалистов для алтайских заводов и рудников.

     Время основания первой школы окончательно не выяснено. Наиболее часто высказывается мнение, что ею была комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией по типу уральских школ, открытая в Барнауле в 1753 г. Видный исследователь Алтая Степан Иванович Гуляев называет другую дату – 1747 г. Ее следует считать наиболее достоверной. «Казенные» школы на Алтае не могли возникнуть раньше передачи демидовских предприятий в управление царского Кабинета (1747–1751). Официальное утверждение фактически действующих школ относится, очевидно, к 1753 г.

     Учебный год длился в них все 12 месяцев, подразделяясь на трети, по 4 месяца каждая. Срок обучения был продолжительным (6-7, а иногда и 9-10 лет), но объем общеобразовательных знаний давался небольшой. Предпочтительное место отводилось заучиванию молитв и чтению церковных книг. Завершался курс общеобразовательной подготовки обучением письму. Сначала дети писали буквы и слова на песке. В отчете учителя так и значится: «Пишут по песку». Затем медленно и аккуратно копировали текст прописей. Естественно, такая школа не могла решить проблемы обучения кадров.

     С 1761 г. в школах начинают обучать арифметике, геометрии, тригонометрии, а затем – черчению. Дети «казенных» школ не группировались по принципу одинаковой подготовки и возраста. Обучали индивидуально каждого учащегося, получавшего от учителя задания – «уроки». Освоив курс словесного класса, ученик переходил в арифметический, затем – геометрии и тригонометрии. Часть выпускников проходила профессиональную подготовку на заводах и рудниках. Выпускники получали узаконенный в горном деле служебный чин.

     Во второй половине XVIII в. в округе заметно растет сеть школ. В 1760 г. открывается школа при Змеиногорском руднике, в 1765 г. – в Бийске, в 1770 г. – при Сузунском медеплавильном заводе. В 1773 г. начались занятия в Новопавловской заводской школе.

    Барнаульское горное училище Но рудники и заводы нуждались не только в кадрах среднего звена, нужны были техники и инженеры. Поэтому в 1779 г. Кабинет принял решение открыть Барнаульское горное училище – среднее специальное заведение с 5-6-летним сроком обучения на базе начальной школы.

     Со второй половины XVIII в. в Сибири началась подготовка медицинских работников. Одна из первых таких школ была открыта на Алтае в 1758 г. Руководил ею лекарь Никита Григорьевич Ножевщиков, один из лучших врачей округа.

     Заметно выросло число учебных заведений на Алтае лишь к концу XIX в. Только в Барнауле насчитывалось более 20 начальных школ и училищ, одна женская прогимназия и реальное училище, учрежденное в 1897 г. на базе горного. Не случайно известный русский географ Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, в середине XIX в. организовавший из Барнаула две экспедиции на Алтай и в Среднюю Азию, назвал Барнаул самым культурным уголком Сибири и прозвал его сибирскими Афинами.

     Этот всплеск внимания к образованию объясняется рядом причин: отменой крепостного права, интенсивной миграцией в Сибирь, в частности на Алтай, развитием капиталистических отношений, торговлей, возникновением многочисленных мелких предприятий, резко возросшей потребностью в грамотных специалистах.

     В. К. ШтилькеВо второй половине XIX в. правительство начало ссылать на Алтай своих политических противников, которые, несмотря на строгий надзор, вели широкую просветительскую деятельность. Так, в числе ссыльных оказался либеральный народник Василий Константинович Штильке. Он создал в Барнауле Общество попечения о начальном образовании, члены которого провели широкую кампанию по сбору средств. Так, на пожертвования в 1885 г. была открыта бесплатная Нагорная начальная школа, а в 1891 г. на окраине Барнаула, на Зайчанской Заимке  – вторая начальная школа. К 1896 г. в них обучались 400 детей. При школах Общества были организованы воскресные занятия для взрослых, открыты бесплатные библиотеки.Зайчанская школа

    Интересы хозяйственного и культурного развития требовали организации профессиональной школы. Принятый в 1888 г. закон определил три типа промышленных училищ: средние и низшие технические, ремесленные. В 1893–1894 гг. были созданы более упрощенные профессиональные заведения: школы ремесленных учеников и низшие ремесленные школы.

    В целом по Алтаю накануне Великой Октябрьской Социалистической революции насчитывалось 10 низших и 1 среднее профессионально-техническое училище. В Барнауле (1915 г.) и Бийске (1917 г.) открываются учительские семинарии. Грамотность населения Алтая составляла 15,3%.

    В 20-е и в начале 30-х годов прошлого столетия значительную роль в развитии просвещения сыграли фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодежи.

     В 1940 г. в Барнауле открылись 2 железнодорожных училища и 1 школа фабрично-заводского обучения. В последующие годы открываются различного рода ремесленные училища.

     В начале XX в. на всей огромной территории Сибири имелось 3 высших учебных заведения (в Томске). Лишь в 1933 г. в Барнауле, в 1939 г. в Бийске открываются учительские институты, позднее преобразованные в педагогические.

   На сегодняшний день в крае программы высшего образования реализуют 8 государственных вузов (Алтайский государственный университет; Алтайский государственный медицинский университет; Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова; Алтайский государственный педагогический университет Алтайский государственный аграрный университет; Барнаульский юридический институт; Алтайский государственный институт культуры; Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина)

     В начале XXI в. в вузах края открыты новые специальности в области сервиса, транспортных и технологических машин и оборудования, дизайна, лесного хозяйства, таможенного дела, аудиторской деятельности.

    Эти изменения не случайны. Главный вопрос сегодня – насколько содержание, структура, объемы подготовки специалистов соответствуют развитию общества, отраслевой экономики и социальной сферы края.

  В рамках реализации Концепции модернизации российского образования развивается интеграция образовательных учреждений различного уровня.

    В настоящее время на базе ведущих вузов края созданы университетские комплексы и округа. В их составе – средние специальные учебные заведения соответствующего профиля. Такие объединения действуют сейчас не только на базе педуниверситетов, но и при АлтГТУ, АГАУ и АлтГАКИ.

  При содействии совета ректоров вузов на базе техникумов и колледжей открываются филиалы и представительства вузов. Сейчас действует 5 таких структурных подразделений высшего профессионального образования.

   Ученые края участвуют в региональных научно-технических проектах, которые являются составной частью федеральных программ: «Поддержка научно-технического потенциала регионов», «Высшая школа как важнейший государственный ресурс научно-технического потенциала регионов», «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки».

   АлтГУАлтайский государственный университет (АлтГУ) основан в мае 1973 г. Из первенца классического образования АлтГУ превратился в один из наиболее динамично развивающихся вузов Сибири. Это не только учебный, но и научно-образовательный комплекс, в состав которого входят 17 факультетов, 2 отделения, научно-исследовательские институты, несколько академических лабораторий, Центр Интернет, издательство, одна из крупнейших вузовских библиотек в регионе, 5 филиалов университета (в Рубцовске, Бийске, Славгороде, Белокурихе, Камне-на-Оби) и два представительства (г. Новокузнецк, с. Михайловское).

   В 2004 и 2005 гг. независимым общественным Советом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество», проводимого под патронатом Совета Федерации РФ, АлтГУ включен в число 100 лучших вузов России, награжден золотой медалью «Европейское качество», а его ректор Ю.Ф. Кирюшин удостоен почетного знака «Ректор года».

В 2014 г. на базе Алтайского госуниверситета открыли Научно-исследовательский институт биологической медицины. Его основная задача – исследования в области регенеративной медицины, геронтологии и фармации.

   В университете обучается более 18 тыс. студентов, работают более 800 преподавателей, в том числе более 130 докторов и более 400 кандидатов наук. Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием по всем формам обучения – более 3,5 тыс. человек.

   Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) – один из крупнейшихАлтГТУ государственных вузов России, ведущий в Сибири центр науки, образования и культуры. Основан в 1959 г. на базе института сельскохозяйственного машиностроения (1942 г.). Включает: головной вуз в г. Барнауле; имеющие статус филиалов Бийский технологический и Рубцовский индустриальный институты; созданное на базе АлтГТУ негосударственное образовательное учреждение – Алтайскую академию экономики и права; региональное научно-инновационное объединение – Алтайский Технополис; Центр дистанционного образования с отделениями в населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области (Новокузнецк) и Казахстана (Семипалатинск и Усть-Каменогорск).

   В 2002 г. на базе АлтГТУ создан университетский округ совместно с предприятиями, отраслевыми НИИ и учебными заведениями Алтайского края (всего 147 членов округа).

   В настоящее время в составе университета 33 факультета, 115 кафедр, в том числе в головном вузе – 21 факультет и 75 кафедр; 1 489 преподавателей, из них 148 докторов наук, 767 кандидатов наук. Общее число обучающихся – 30 тыс. человек.

На базе Алтайского государственного технического университета ведется подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России.

Наука

   Развитие в Барнауле научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами ведения сельского хозяйства, было предопределено аграрным статусом края. Большую известность приобрели разработки в области садоводства и овощеводства.

   Алтайский НИИ сельского хозяйстваВ 1950 г. был основан Алтайский НИИ сельского хозяйства (АНИИСХОЗ) на базе селекционной станции, существовавшей с 1929 г. В период освоения целинных земель институт вел активную разработку основ ведения хозяйства на вновь осваиваемых землях. Однако, просчеты высшего руководства страны, стремящегося распахать как можно больше, не учитывая агротехнических особенностей почв алтайских степей, привели к неудачам и экологическим катастрофам. АНИИСХОЗ самым непосредственным образом участвовал в ликвидации последствий разрушения почв. В 1973 г. он был разделен на Алтайский научно-исследовательский институт земледелия и селекции сельскохозяйственных культур (АНИИЗиС) и Алтайский научно-исследовательский и проектно-технологический институт животноводства (АНИПТИЖ). Разработки институтов в области селекции сельскохозяйственных культур и пород скота получили признание во всей Сибири.

   Работа в области овощеводства в Алтайском крае велась под руководством Западно-Сибирской овощной опытной станции, основанной в 1935 г. в с. Лебяжье. На станции занимались селекцией более 10 овощных культур. За успешное и продуктивное ведение работ в 1976 г. станция была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

   М. А. ЛисавенкоГоворя об алтайском садоводстве, нельзя обойти вниманием человека, стоявшего у его истоков. Это Михаил Афанасьевич Лисавенко (1897–1967). Он занялся вопросами сибирского садоводства еще в 20-х гг. ХХ в. По рекомендации И.В. Мичурина Михаил Афанасьевич весной 1933 г. под Ойрот-Турой (Горно-Алтайском) создал опорный пункт научно-исследовательского института плодоводства, преобразованный в дальнейшем в Алтайскую опытную станцию садоводства. В 1949 г. станция была переведена в Барнаул, поскольку здесь климатические условия более подходили для научных селекционных экспериментов. М.А. Лисавенко занимался выведением новых сортов яблонь, устойчивых к сибирским морозам, создал перспективные сорта других плодово-ягодных культур. Впервые в мире облепиха стала садоводческой культурой. Введена в культуру черноплодная рябина. Всю жизнь Михаил Афанасьевич посвятил сибирскому садоводству, его труды были оценены по достоинству: он являлся академиком ВАСХНИЛ, получил звание Героя Социалистического труда, дважды являлся лауреатом Государственной премии и т. д. После смерти М.А. Лисавенко станция получила его имя и была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 г. преобразована в НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко.

    На сегодняшний день институт является ведущим научно-исследователь-ским учреждением Сибири в областиНИИ садоводства Сибири садоводства. Основные направления НИИСС – выведение сортов плодовых и ягодных культур, адаптированных к суровым сибирским условиям, разработка технологий их возделывания и размножения, интродукция и селекция декоративных растений.

    Селекционерами института создано свыше 320 новых сортов, более 175 из них районированы. Крупноплодные, самоплодные, устойчивые к болезням и вредителям сорта института используются многими отечественными и зарубежными селекционерами в качестве доноров и источников ценных признаков.

    Разработаны технологии вегетативного размножения сливы, вишни, малины, смородины, облепихи, жимолости. Внедрение этих разработок позволило поставить питомниководство на промышленную основу и выращивать до 7 млн саженцев в год.

   В НИИСС созданы два уникальных дендрария (в Барнауле и Горно-Алтайске), где растет около тысячи видов, межвидовых гибридов, разновидностей и сортов деревьев и кустарников. Лучшие из них рекомендованы для озеленения городов и населенных пунктов.

   Помимо аграрного профиля Алтайский край и Барнаул обладает развитым промышленным комплексом, нуждающимся в передовых научных разработках.

  Алтайский НИИ технологии машиностроенияЦентром научных изысканий в области промышленности является       Алтайский НИИ технологии и машиностроения (АНИТИМ), который первоначально специализировался на механизации и автоматизации технологических процессов в машиностроении. Позже в институте началась работа в области технологии сварки металлов, робототехники и др. Изобретения института получили мировое признание: в 1985 г. на Лейпцигской ярмарке четыре разработки НПО АНИТИМ были отмечены золотыми медалями и дипломами.

   К учреждениям, занимающимся разработками для промышленности, можно также отнести Алтайский филиал Всероссийского НИИ маслоделия и сыроделия. Он был создан в 1958 г. на базе краевой молочной лаборатории. Алтай с его хорошими климатическими условиями и богатыми пастбищами издавна был зоной развитого молочного животноводства, славился высококачественными сырами, сливочным маслом, которые шли на экспорт в Данию, Англию.

   Основая цель института – научно-исследовательские и экспериментальные работы по маслоделию и сыроделию, внедрение новых разработок в производство. Созданы новые виды сыров: «Новосибирский», «Бийский», «Радонежский», «Сибиряк», «Витязь» и др.; усовершенствована биотехнология целого ряда сыров; разработано эффективное оригинальное оборудование для сыроделия (комплексная линия для производства крупноблочных сыров, туннельные прессы).

   С конца 80-х годов на молочной основе создаются напитки, пастообразные продукты, обогащенные полезной микрофлорой и витаминными добавками, оказывающими лечебное или профилактическое воздействие на организм человека.

  Цех биопрепаратов обеспечивает заквасками и бакпрепаратами для сыров многие перерабатывающие предприятия России и края.

   Сравнительно молодым является направление экологических исследований и мониторинга. В 1976 г. была создана лаборатория экологии и рационального природопользования института географии СО АН СССР. В 1987 г. появился Институт водных и экологических проблем СО АН СССР, ставший первым академическим научным учреждением в крае. В 90-х гг. открываются НИИ мониторинга земель и экосистем и НИИ региональных медико-экологических проблем. Последний активно занимается разработкой программы изучения и ликвидации негативных последствий для Алтайского края ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 В 2014 г. научные коллективы региона получили свыше 50 грантов на поддержку фундаментальных исследований. Средства бюджета предоставлены на изучение новых материалов, пищевых добавок, энергоресурсов и химических технологий. Общая сумма поддержки составила 17 млн. рублей, в том числе 8 млн. рублей привлечено из федерального бюджета.

 

Комментировать