Кабанов Юрий Борисович (1938-2019)

Юрий Борисович Кабанов родился 26 октября 1938 г. в г. Орехово-Зуево Московской области. В 1954 г. поступил в Елецкое художественное училище, однако в 1957 г. это учебное заведение было закрыто, и он продолжил обучение в Ивановском художественном училище, которое окончил в 1959 г. В этом же году по направлению он вместе с другом и однокашником В. П. Тумановым приезжает в Барнаул.

Некоторое время Ю. Б. Кабанов преподает рисование и черчение в средних школах Барнаула, при этом много работает в области станковой графики и постоянно участвует в выставках. Вскоре он переходит на работу в Алтайское отделение Художественного фонда РСФСР, выполняет заказы фонда и начинает сотрудничать с Алтайским книжным издательством.

С 1959 г. Ю. Б. Кабанов является постоянным участником всесоюзных, республиканских, межрегиональных, краевых, городских и других выставок, в том числе зарубежных и международных А с 1985 по 1997 г. состоялось несколько персональных выставок произведений мастера: трижды в Барнауле, а также в Рубцовске, Змеиногорске, Камне-на-Оби, Славгороде и селе Волчиха.

Ю. Б. Кабанов постоянно и много занимается общественной работой. С 1992 по 1996 г. он являлся председателем правления Алтайской организации Союза художников России, на протяжении долгого времени он избирался членом правления краевого Союза художников, работает в этом качестве и в настоящее время. Был председателем и членом художественного совета Алтайского художественного фонда, является членом попечительского совета Алтайской краевой общественной организации «Демидовский фонд».

Самым значительным успехом начала творческого пути художника стала серия литографий, выполненная им в Красноярске на творческом семинаре молодых графиков (1962), куда Ю. Б. Кабанов и В. П. Туманов были приглашены от Алтайской творческой организации. Оба художника работали над детской темой. Серия литографий «Сюита о детях» была принята зрителями тепло и получила высокую оценку.

Ю. Б. Кабанов мастерски владеет самыми разнообразными графическими техниками: литография, линогравюра, офорт разных видов, прекрасно владеет рисунком.

В творчестве этого художника две главные темы: «человек и природа» и «человек и история», и в течение долгого времени он успешно их разрабатывает, обращаясь к разным жанрам: к портрету, пейзажу, натюрморту, композиции. Размышляя в своих графических листах, Ю. Б. Кабанов свободно переходит от языка реальности к языку условности, повествуя в своих работах о человеке и времени, о современном и об истории, поднимая актуальные общественноважные вопросы, вопросы нравственно-этические, облекая их в художественную форму.

Партизанское движение на Алтае в период гражданской войны – тема, занимающая главное место в творчестве художника и вылившаяся в обширную серию офортов под общим названием «Партизаны Алтая». Поиск материалов к данной теме осуществлялся в музеях и архивах, художник выезжал в те алтайские села, где проходили события.

В стремлении автора идти от конкретного материала очевидна попытка понять время через человеческую психологию. Художник пытается увидеть участников событий, и уже через их отношения к событиям понять и почувствовать то сложное время. Нужно отметить, что для советского периода русской истории эта тема была довольно популярной, овеянной легендами. В работах Ю. Б. Кабанова есть стремление идти в глубину народных типов и на перипетиях истории показать человека и личность («Твое здоровье, Ефим», «На память», «Партизанский командир», «Портрет И. Громова»). Целый ряд работ решен в эпическом ключе («Друзья», «Клятва»). В других листах он показывает усталых, измученных людей – деревенских мужиков – и их изработанных крестьянских лошаденок. Сложное, противоречивое и кровавое время – гражданская война. Серия «Партизаны Алтая» стала плодом долгих размышлений и выводов, и выражением позиции общества, взгляд на события с высоты 60-х,70-х, 80-х годах ХХ века.

Во многих работах серии настойчиво звучит романтический мотив, нашедший отражение в характере стилизаций при изображении лошадей, в композиции отдельных листов. Нужно отметить взволнованность и мятежность штриха как неповторимую авторскую индивидуальность.

Логическим продолжением темы гражданской войны явилась серия «Архангелы революции» (1991, Министерство культуры России). Начало нового осмысления темы – 1990-е гг., время ревизионистских настроений в обществе, время появления нового взгляда на историю России советского периода с точки зрения общечеловеческих ценностей. Этот дух времени, все эти бурные процессы, воплотившиеся в искусстве, литературе, публицистике, нашли свое отражение и в образах офортов Ю. Б. Кабанова. В серии «Архангелы революции» художник избирает иной концептуальный ход с усложненной художественной структурой образа. Символические знаки эпохи участвуют в создании образов. В этой серии отчетливо звучит тема покаяния. Конница гражданской войны превращается в символ мятежного времени, а конкретика исторических событий – в символ бурной энергии, порой хаотичной и безжалостной.

Если в цикле «Партизаны Алтая» Ю. Б. Кабанов идет к максимальной реализации образов, воссоздавая историческую ситуацию в лицах и событиях, то в серии «Архангелы революции» художник делает зримой ирреальность, как бы пытаясь противопоставить две правды: правду исторического факта и правду общечеловеческих ценностей. В композицию листа художник вводит библейскую символику как знак высшего гуманизма – образ Христа («Распятие», «Покров Богоматери», «Пиета») или образ храма (офорт «Архангелы революции»), или образ креста («Три креста»).

Графическое искусство – искусство философствования, стремящееся к лаконичному, емкому знаку при всей эмоциональности образа и максимальной детализации композиции, как это можно наблюдать в работах Ю. Б. Кабанова. Художник активно ищет формальные средства для выражения идеи исторической судьбы России на одном из ее переломных моментов. Так, в композиции «Из истории» динамика стремительных линий – как взрыв устоев и традиций. Художник выводит на первый план тему смятенности, активно трансформируя, стилизуя форму. В своих графических листах автор как бы задает вопрос. Вопрос, обращенный к себе, к современнику, к истории…

Судьба страны, как в зеркале, отражается в судьбах людей. Серия «Хлеб и звезды. Памяти Ю. В. Кондратюка» (1988, Государственный художественный музей Алтайского края) посвящена выдающемуся инженеру, ученому-теоретику. Ю. Б. Кабанов создал серию из восьми графических композиций с видами зернохранилища, построенного Кондратюком. В настоящее время уникальное сооружение «Мастодонт» в Камне-на-Оби, занесенное в реестр памятников истории и культуры РФ, утрачено.

В 1930-е гг. Ю. В. Кондратюк был обвинен во вредительстве. На этом факте биографии был построен портретный образ ученого в одном из офортов серии. Внутренние конструкции «Мастодонта» как ломаные линии сложной судьбы этого человека. Кондратюк поднимается по лестнице, и его фигура на фоне лестничного проема воспринимается как бы у бездны. Лицо уставшего, измученного перипетиями судьбы и непониманием человека. Личность Кондратюка, его идеи и все свершившиеся события 30-х гг. – это уже часть нашей истории, – это достояние и сегодняшнего дня. Данная мысль прослеживается и в офорте «Дом Кондратюка», и в других работах серии.

Историческая тема в творчестве Ю. Б. Кабанова является главной темой. Она решена сложно и интересно в целом ряде работ, как с точки зрения масштабности охвата событий, так и с точки зрения жанра, композиции, стилистических приемов.

Ю. Б. Кабанов – график-пейзажист. В создании пейзажного образа он выступает и как лирик. Средствами черно-белой графики художник мастерски передает настроение, и состояние в природе, будь то офорт, карандашная или перовая техника. Часто пейзаж Ю. Б. Кабанова – это лирическая повесть. Вот работа «Утро. Павловск». Туман обволакивает прибрежные заросли, в утренней тишине и неподвижности одинокая фигура человека в лодке и высокое бесконечное небо…

Романтические черты стиля присутствуют и в пейзажных работах художника. В горных пейзажах наблюдается и статика монументальности («Сосна над Катунью»), и романтическая мятежность (автолитография «Цветы и горы».1980). В работе «Цветы и горы» он пытается художественными средствами как бы преодолеть статику гор. Линии стеблей мятущихся от ветра трав приближенного к зрителю переднего плана переходят в линии очертаний горных склонов дальнего плана. Так в композиции работы появляется «романтическая диагональ». В листе «Кулунда. Облака» тоже отражена суть романтического противостояния. Бесконечности степного горизонта противопоставлены клубящиеся горы плывущих по небу облаков со стремительно меняющимися контурами.

Пейзажные работы Ю. Б. Кабанова в основном многодетальны, но при этом наблюдается отточенность штриха и хорошее чувство композиции. В пейзажных графических «быстрых» этюдах он всегда стремится к завершенности образа.

Юрий Кабанов хорошо чувствовал городское пространство, и городской пейзаж занимает в его творчестве большое место. Интересны, например, самаркандские зарисовки 60-х гг. и др. Порой он стремился внести в городской пейзаж событийность, деликатно вводя в пейзажную композицию фигуры людей. График Кабанов – мастер композиции и хороший портретист. Так, в тематической серии «Камень – город на Оби. Листы из альбома» он показывает портретные образы людей, событийно значимых для города (кинорежиссер И. А. Пырьев, изобретатель Ю. В. Кондратюк и др.), показывает в портретно-пейзажных композициях.

Особое, значимое место в творчестве Юрия Борисовича занимала барнаульская тема: Барнаул современный и Барнаул исторический. Представляя достоверный облик города в сочетании старых и новых построек, он находил неожиданные живописные ракурсы, не упуская ни одной детали. В офорте «Барнаул» старые городские тополя, украшающие узором ветвей серое небо, и старые бревенчатые стены бывшей гимназии Буткевич с узнаваемым эркером, сочетаются со строгим конструктивизмом нового здания издательства «Алтайской правды».

Художник не только бережно воссоздавал облик города, изображая исторические здания, он фантазировал, населяя свои пейзажи людьми ушедшей эпохи. Этот неожиданный стаффаж переносит нас на улицы старого Барнаула. В городских пейзажах Ю. Б. Кабанова – камерность и уют.

В другой пейзажной исторической серии график воссоздает исторический облик Барнаула, частично утраченный в перипетиях истории. Неоднократно он изображал панораму Барнаула (вид с горы) с некогда украшающими город храмами и главным Петропавловским собором. Эта серия посвящена не просто городу Барнаулу, в ней отражены славные страницы истории края, история горнозаводского дела на Алтае. Этим объясняется и та приподнятая торжественность композиции, которая в своей стилистике восходит к петербургским гравюрам петровской эпохи. В серии представлены исторические портреты Акинфия Демидова и Ивана Ползунова. «Видимый художником из сегодняшнего дня Барнаул стряхнул с себя прах обыденности и предстал широкопесенно под высоким небом, в котором реально царит градоначальный созидательный демидовский дух – дух и явь горного дела», – так написал в своей статье о Юрии Борисовиче А. М. Родионов.

В творчестве Ю. Б. Кабанова состоялась также и шукшинская тема в серии пейзажных офортов «На родине Шукшина» (1989, Государственный художественный музей Алтайского края). В этой пейзажной серии художник передал все обаяние алтайской, русской природы. Так, в работе «Жарко» – окрестные поля Сросток – все тонет в знойном мареве, все залито солнечным светом. Тонкие, едва уловимые штрихи передают детали монументального пейзажа с горами, рекой Катунью. Деревенский сростинский ландшафт и медовые травы, полевые цветы на переднем плане. А вот другая перспектива – вид на деревню с окрестных полей. И снова тот же мотив – приволье («Облепиха»). Вся красота офорта, изысканность и драматургическая острота подана через разнообразный характер насыщенности штрихов. Пейзажное пространство в работах «Вид на гору Бабырган» и «Сростки» – это особое пространство человека. Это пейзаж – деревенское детство, где простор и свобода и ветер, мягко колышущий шелк травы. Во всех работах присутствует человек, даже в пейзажных композициях, которым присуща яркая эмоциональность. От офорта к офорту образная идея обретает все больший масштаб, перерастая в тему родного дома, малой родины, России.

Во многих своих работах, в том числе и в шукшинской серии, художник предельно реалистичен и в то же время достаточно условен и метафоричен.

В творчестве художника большое место отведено анималистическому жанру. Любимое животное – лошадь. Юрий Борисович неустанно изучал динамику и пластику, экстерьеры, аллюры; рисовал лошадей под седлом и без. Не случаен «Автопортрет с лошадьми», множество набросков и законченных работ. При этом свободное владение анималистическим рисунком позволяло ему выстраивать множество динамичных композиций разнообразной тематики.

Многие темы Ю. Б. Кабанова объединены в серии («Авиация Алтая». 1980; «По странам мира». 1999 и др.). Круг творческих интересов художника достаточно широк. Ему был интересен портретный жанр. Много и плодотворно работал как живописец, постоянно участвуя в выставках.

Его работы известны за пределами региона. Многие произведения хранятся музеях и картинных галереях края: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Змеиногорске, Камне-на-Оби, Славгороде, Волчихе, Михайловке, и за его пределами: в Орле, Брянске, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Томске, Омске, Иркутске и др. Работы Ю. Кабанова имеются также в частных собраниях за рубежом (в Австрии, Германии, США, Испании и др.).

Ю. Б. Кабанов – член Союза художников России с 1964 г., заслуженный художник России (2002), лауреат премии комсомола Алтая (1982), лауреат премии Демидовского фонда (1988), лауреат муниципальной премии Барнаула (2000), награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» (2013).

Юрий Борисович Кабанов – яркий художник, один из ведущих графиков, творчество которых на протяжении длительного периода времени определяет характер и уровень алтайского искусства.

Ю. Б. Кабанов ушел из жизни 17 августа 2019 г.

Л. Н. Лихацкая

ЛИТЕРАТУРА

Юрий Кабанов: кат. выст. / вступ. ст. Т. М. Степанской; Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР, Алт. музей изобразит. и приклад. искусств. Барнаул, 1983. 24 с.: ил., портр.

Юрий Кабанов, лауреат премии Ленинского комсомола Алтая: графика, живопись: кат. выст. / Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР, Гор. краевед музей г. Камень-на-Оби; всупит. ст. Г. Егорова. Барнаул; Камень-на-Оби, 1986. 15 с.: ил, портр.

* * *

Поздравляем! // Молодежь Алтая. 1982. 29 окт.
О присуждении премии комсомола Алтая в области искусства Ю. Кабанову.

О награждении государственными наградами Российской Федерации: [в числе других за заслуги в области искусства присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» Кабанову Ю. Б.]: указ Президента Рос. Федерации от 10 окт. 2002 г. № 1149 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 41. Ст. 3980. С. 9749.

Васильева, В. В творческом содружестве // Алтайская правда. 1960. 29 июня: репрод.

Жданов, А. Алтайские художники Юрий Кабанов и Владислав Туманов // Алтай. 1963. № 4. 2 отд. л. после с. 64, 80: репрод.

Кабанов Юрий Борисович // Художники Алтая. Барнаул, 1973. [С. 62–66]: портр., репрод.

Степанская, Т. М. Ю. Б. Кабанов // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1977. С. 77–79: репрод.

Гракова, О. Под большой медведицей // Молодежь Алтая. 1979. 16 марта: репрод.

Ю. Кабанов / вступ. ст. Т. Шепетило. Барнаул, 1980. 16 с.: ил. (Графики, сценографы, прикладники Алтая).

Кабанов Юрий Борисович // Художники Алтая. Барнаул, 1980. [С. 98–101]: портр., репрод.

Лобачева, Л. «Хотелось сыграть на скрипке…» // Молодежь Алтая. 1982. 25 нояб.: портр.

Степанская, Т. М. Красные конники: тема гражд. войны в творчестве графика Ю. Кабанова. // Алтайская правда. 1985. 7 сент.

Сорокин, Ю. В прекрасном и яростном мире // Художник. 1986. № 11. С. 15–17: репрод.

Ю. Кабанов. – Барнаул, 1989. 1 слож. л.: ил., портр.

Кабанов Юрий Борисович // Кто есть кто на Алтае. Барнаул, 1994. С. 322. Крат. биогр. справка.

Ковалева, Л. Г. Кабанов Юрий Борисович // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 485.

Александров, Р. Душевная крепость художника Кабанова // Демидовский вестник. 2000. 26 февр. (№ 6). С. 7: ил.

Родионов, А. Душевная крепость художника Кабанова // Вечерний Барнаул. 2000. 11 июля: ил.
О гравюре Ю. Кабанова «Барнаул».

Шамина, Л. Н. Кабанов Юрий Борисович // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 132: портр.

Кабанов Юрий Борисович // Художники Алтая, ХХ век. Барнаул, 2001. С. 104–105: портр., ил. Текст парал.: рус, англ.

Кабанов Ю. Б. // Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Отдел специальной документации: путеводитель. М., 2001. С. 689. (Личные фонды).

Степанская, Т. М. Юрий Борисович Кабанов // Культурное наследие Сибири. Вып. 6/7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005. С. 8–12.

* * *

Кабанов Юрий Борисович // Художники народов СССР: биобиблиогр. справ. М., 1983. Т. 4, Кн. 1. С. 579.

Кабанов Юрий Борисович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2005. Т. 1: А–Л. С. 295–306: портр. (текст в формате pdf)

Источник информации: Алтайский край. 2008 г.: календарь знаменат и памят дат. Барнаул, 2007. С. 75-81. (текст в формате pdf)