Локшин Александр Лазаревич (1920-1987)

Александр Лазаревич Локшин (1920-1987), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, педагог. Родился 19 сентября 1920 г. в городе Бийск Алтайского края. Заниматься музыкой начал с 6 лет. В 1930 г. вместе с семьёй переехал в Новосибирск, где учился в музыкальной школе. В 1936 г. поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории на 2-й курс в класс Г. И. Литинского. В 1937 г. был переведён в Московскую консерваторию в класс Н. Я. Мясковского (высоко оценившего способности Локшина) также на 2-й курс. В этот период кумирами Локшина, по собственному признанию, были А. Н. Скрябин, К. Дебюсси, О. Уайльд, позднее испытал сильное влияние Д. Д. Шостаковича (Локшин А. Л. «Автобиография». С. 8). Дипломная работа Локшина «Цветы зла» (1939), три пьесы для сопрано и оркестра на слова Ш. Бодлера (в те годы поэта одиозного), была запрещена к исполнению, а её автор лишен диплома. Лишь в 1944 г. Локшину позволили сдать экзамены и получить диплом (с отличием). А в 1941 г. Локшин, еще не имея диплома, был принят в Союз композиторов. В июне 1941 г. Александр Лазаревич вступил в ополчение Краснопресненского района г. Москвы, но из-за болезни (язва желудка и сильная близорукость) был отстранён от несения воинской службы. Дежурил в составе добровольной пожарной охраны на крыше Московской консерватории. Осенью 1941 г. уехал в Новосибирск, где работал в клубе завода им. В. Чкалова руководителем музыкальной самодеятельности. В апреле 1943 г. была впервые исполнена симфоническая поэма Локшина «Жди меня» на слова К. М. Симонова (оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского). В декабре того же года по вызову из Московской консерватории вернулся туда, сдал государственные экзамены и получил диплом с отличием (1944). В 1945–48 годах преподавал в консерватории инструментовку, чтение партитур, музыкальную литературу.

Произведения А. Л. Локшина ещё при жизни композитора исполнялись в Москве, Ленинграде, Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Штутгарте и др.

Александр Лазаревич Локшин умер 11 июня 1987 г. в Москве.

Список сочинений:

  • 1939 — Симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера для сопрано и большого симфонического оркестра. Рукопись.
  • 1942 — Симфоническая поэма «Жди меня для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Константина Симонова. Исп. 1943 — Новосибирск. дир. Е.Мравинский, солистка Е.Вербицкая; 1944 — Москва, дир. Н.Аносов. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1952 — «Венгерская фантазия» для скрипки и большого симфонического оркестра. Исп. 1952 — Москва, дир. К.Зандерлинг, солист Ю.Ситковецкий. Изд. «Музыка», 1958. Длительность 15 мин.
  • 1953 — Вариации для фортепиано. Исп. 1956 — Москва, М.Гринберг. Изд. «Музыка», 1956. Длительность 24 мин.
  • 1955 — Квинтет для кларнета и струнного квартета. Исп. 1960 — Москва, И.Мозговенко (кларнет), квартет им. Комитаса. Музгиз, 1958. Длительность 23 мин.
  • 1957 — Симфония № 1 «Реквием» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. На средневековый латинский текст («Dies irae»). Исп. 1987 — Борнмут, 1992 — Париж, дир. Р.Баршай. Рукопись. Длительность 43 мин.
  • 1960 — «В джунглях» — сюита для большого симфонического оркестра. Исп. 1960 — Москва, дир. А.Янсонс. Длительность 25 мин.
  • 1962 — «Тараканище» — комическая оратория для большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи К.Чуковского. Не исполнялась. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1963 — Симфония № 2 «Греческие эпиграммы» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. Исп. 1963 — Москва, Ленинград, дир. А.Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1971. Длительность 33 мин.
  • 1966 — Симфония № 3 для баритона, большого симфонического оркестра и мужского хора. Исп. 1979 — Лондон, дир. Г.Рожденственский, солист С.Робертс. Рукопись. Длительность 32 мин.
  • 1968 — Симфония № 4 для большого симфонического оркестра. Исп. Москва, Ленинград, Лондон, Тутгарт, Лейпциг, Парма, дир. Р.Баршай. Изд. «Советский композитор», 1976. Длительность 15 мин.
  • 1968 — «Во весь голос», вокально-симфоническая поэма для баса и большого симфонического оркестра на стихи Маяковского. Исп. 1969 — Москва, дир. А.Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1979. Длительность 20 мин.
  • 1969 — Симфония № 5 «Сонеты Шекспира» для баритона, струнного оркестра и арфы. Исп. Москва, Ленинград, Англия, Голландия, Швейцария, США, дир. Р.Баршай. Изд. «Музыка», 1974. Длительность 17 мин.
  • 1971 — Симфония № 6 для баритона, большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи Александра Блока. Не исполнялась. Рукопись. Длительность 40 мин.
  • 1972 — Симфония № 7 для контральто и камерного оркестра на стихи средневековых японских поэтов. Исп. 1973 — Москва, дир. Р.Баршай. Изд. «Музыка», 1980. Длительность 20 мин.
  • 1973 — «Песенки Маргариты» для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Исп. Москва, Швейцария, Германия, Португалия, дир. Р.Баршай. Рукопись. Длительность 22 мин.
  • 1973 — Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра на стихи Пушкина («Песни Западных славян»). Исп. 1978 — Москва, дир. В.Зива, солист А.Мартынов. Рукопись. Длительность 28 мин.
  • 1975 — Симфония № 9 для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова. Исп. 1976 — Москва, дир. Р.Баршай, солист Ю.Григорьев. Изд. «Советский композитор», 1989. Длительность 23 мин.
  • 1976 — Симфония № 10 для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа на стихи Николая Заболоцкого. Исп. 1976 — Москва, дир. Р.Баршай, солистка Н.Григорьева. Изд. «Советский композитор», 1981. Длительность 33 мин.
  • 1976 — Симфония № 11 для сопрано и камерного оркестра на стихи Камоэнса. Исп. 1980 — Москва, дир. Г.Рождественский, солистка Л.Соколенко; 1995 — Лиссабон, дир. Р.Баршай, солистка У.Фидлер. Изд. «Советский композитор», 1983. Длительность 20 мин.
  • 1977 — Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора. На тексты из «Реквиема» А.Ахматовой и русской заупокойной службы. Исп. 1995 — Санкт-Петербург, дир. А.Чернушенко, солистка Г.Долбонос. Рукопись. Длителность 23 мин.
  • 1978 — Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели (памяти Д. Д. Шостаковича). Исп. 1978. Изд. «Советский композитор», 1982. Длительность 23 мин.
  • 1980 — Три сцены из «Фауста», моно-опера для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Изд. «Советский композитор», 1991; «Kompositor International», 1995. Исп. 1998 — Флоренция, дир. Р.Баршай, солистка Е.Прокина. Длительность 36 мин.
  • 1981 — Квинтет «Из лирики Франсуа Вийона» для тенора и струнного квартета. Тексты — переводы Ильи Эренбурга стихов Ф.Вийона. Исп. 1992 — Москва, солист А.Мартынов. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1981 — «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра на стихи Н.Заболоцкого. Исп. 1981, солистка Р.Левина. Издан клавир — «Советский композитор», 1990. Длительность 9 мин.
  • 1982 — Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано. Исп. 1988 — Москва, Е.Кушнерова. Изд. «Советский композитор», 1985. Длительность 8 мин.
  • 1983 — 1-я Симфониетта для тенора и камерного ансамбля на стихи Игоря Северянина. Исп. 1986 — Москва, дир. М.Юровский, солист Н.Курпэ. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — «Три стихотворения Ф.Сологуба» для сопрано и фортепиано. Исп. 1988 — Москва, Р.Левина (сопрано), Е.Кушнерова (фортепиано). Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — Вариации для баса и оркестра на ранние стихи Н.Тихонова. Исп. 1993 — Москва, дир. А.Мишурин, солист В.Почабский. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1984 — Струнный квартет (рабочая версия струнного квинтета). Не исполнялся. Рукопись Длительность 23 мин.
  • 1985 — 2-я Симфониетта для сопрано и расширенного камерного оркестра. Исп. 1988, солистка Р.Левина. Рукопись. Длительность 15 мин.