Биль Иосиф Иванович (1852 — после 1910)

Биль Иосиф Иванович родился 19 апреля 1852 г. в семье крестьян Радомской губернии. Римско-католического вероисповедания. По предположению, вытекающему из рассмотрения фамилии, предки И. И. Биля могли иметь немецкое происхождение. По данным чиновника Е. П. Клевакина, Иосиф (Осип) Иванович был поляком и говорил с сильным польским акцентом. Полячкой была его жена, польскими именами были названы их многочисленные дети.

В 1879 г. окончил курс Горного института в г. Санкт-Петербурге и получил служебное назначение в распоряжение Главного начальника Уральских заводов.

В 1883 г. уже титулярный советник Иосиф Иванович Биль переведен на службу в Алтайские заводы, с которыми и была связана вся его дальнейшая служебная деятельность. И. И. Биль попал на Алтай в непростое время: после прошедшей ревизии Алтайского горного округа в отставку было отправлено все прежнее руководство, и на местных предприятиях формировался новый состав горных инженеров и чиновников, которым предстояло стабилизировать ситуацию в округе и наметить дальнейшие пути развития региона.

В 1883–1884 гг. И. И. Биль состоял помощником управляющего Зыряновским и Заводинским рудниками, где под его руководством была устроена обогатительная фабрика. Он был механиком и архитектором Алтайского горного округа (1884–1885, 1886–1891). В 1885–1886 гг. командирован за границу для ознакомления «с современными приемами ведения рудничного и заводского дела» на горных заводах Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. Данная командировка обуславливалась и полностью согласовывалась с мерами, предпринимаемыми Кабинетом Е. И. В. (далее Кабинет) по переводу местных предприятий на современные технологии выплавки серебра и попыткой реорганизации и нового развития Алтайского территориально-производственного комплекса.

Дальнейшая служба И. И. Биля в Алтайском округе имела насыщенный характер. В 1891 г. он заведовал разведочными работами в Черепановском серебряном руднике и на каменноугольной копи Ойнак-Сор. В 1893 г. на Иосифа Ивановича было возложено управление работами по ликвидации Павловского сереброплавильного завода. В том же году он был командирован для произведения разведок железных руд в местностях, расположенных вблизи Сибирской железной дороги. В этой командировке с И. И. Билем произошел несчастный случай. В результате неосторожности ямщика он выпал из экипажа, серьезно повредив правую руку. Несмотря на продолжительное лечение, увечье, полученное им, оказалось пожизненным и крайне затрудняло функционирование руки.

В 1894–1895 гг. И. И. Биль производил разведки каменного угля у д. Горловой и в это же время, с перерывами, заведовал ремонтом зданий Главного управления Алтайского округа. В 1890-е гг. он неоднократно был командирован в Санкт-Петербург в качестве смотрителя каравана с золотом и серебром Алтайских заводов. В одной из таких командировок по сдаче металлов в Санкт-Петербурге в 1896 г. И. И. Билю поручалось ознакомиться с бурением артезианских колодцев и другими подобными буровыми работами в ближайших к столице местностях. После командировки в 1896–1897 гг. он временно заведовал Гурьевским заводом. В 1896–1905 гг. был причислен к Главному управлению Алтайского округа в качестве чиновника для особых поручений, которыми были: заведывание буровыми работами по отысканию артезианской воды в районе Алейско-Кулундинской степи (1897 г.), освидетельствование паровых котлов на Салаирском прииске и Кальчугинской копи, а также осмотр и организация работ по валовой добыче золота на Христининском прииске Алтайского округа (1898 г.).

В 1898 г. в карьере И. И. Биля начался новый этап, резко отличавшийся от всей его предыдущей служебной деятельности, ранее связанной с горнозаводской и горно-поисковой деятельностью. По распоряжению начальника Алтайского округа на Иосифа Ивановича возлагалось исполнение поручений по строительной и дорожной части в округе. В ноябре 1898 г. он был командирован в Семипалатинск для строительства шоссейной дороги от этого города через Шульбинский бор в Бель-Агачскую степь. Руководя дорожным строительством в 1898–1900 гг., И. И. Биль составил расчет «земляного бетона» для закрепления находившегося в зоне строительства песчаного грунта. По завершении строительства Бель-Агачской дороги Иосиф Иванович по распоряжению Томского губернатора Вяземского в сентябре 1900 г. был направлен в Горный Алтай для руководства строительством Чуйского тракта.

Строительство колесного Чуйского тракта имело большую предысторию. Планы, разрабатывавшиеся во второй половине XIX в., оставались не утвержденными, а само строительство неоднократно откладывалось из-за нехватки или отсутствия средств. К 1900 г. губернская администрация, исходя из имеющихся средств, решила подготовить проект строительства, поручив эту задачу чиновнику Кабинета И. И. Билю.

Ознакомившись с документами, подготовленными предшественниками, Иосиф Иванович, которому было поручено техническое руководство строительством, убрал наиболее капиталоемкие работы и упростил технологию производства. По его подсчетам, стоимость исправления тракта должна была составить 83 тыс. руб., что превышало отпущенный кредит на 15 тыс. руб.

Подпись И. И. Биля

По мнению историка А. В. Старцева, «даже при наличии необходимых средств И. И. Билю вряд ли удалось бы сделать большее, поскольку его опыт дорожного строительства был весьма скромным, а сооружение горных трактов требовало особых знаний и навыков». Вся предыдущая служба Иосифа Ивановича была посвящена геологоразведке и горнозаводскому производству, но знание гор и геологии не могли стать залогом успеха дорожного строительства, тем более в таких тяжелых условиях горной местности; для этого требовалось специальное образование и опыт подобных работ. На И. И. Биля были возложены служебные обязательства, которые он добросовестно выполнял по мере своих сил и знаний, при этом стоит помнить о «денежно урезанном» проекте и о проблемах с финансированием уже в ходе самого строительства колесной дороги. Стараясь максимально удешевить строительство, И. И. Биль проводил простейшие работы, что, конечно же, не могло не сказаться на качестве построенного дорожного полотна.

В середине 1903 г. строительство Чуйского тракта было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. Сразу же по окончании работ на все руководство строительства и прежде всего на горного инженера И. И. Биля обрушился шквал критики: «Причину плохого и ненадлежащего направления дороги нужно искать и видеть в отсутствии на постройке дороги сведущего в этом деле лица – инженера-специалиста, который бы, руководя работами, не шел бы и не прокладывал дороги наугад – ощупью, как это делалось теперь, а, несомненно, руководствовался бы известными данными науки и опыта, что, конечно, оградило, в известной степени, от тех промахов, которые имели место…». Развернутая критика в адрес строителей первого колесного тракта, построенного в 1901–1903 гг., была дана и в работах советского периода.

Тем не менее, первый колесный путь, проложенный по Чуйскому тракту, имел важнейшее значение как во внутрихозяйственной жизни региона, так и в развитии экономических связей России с Китаем и Монголией.

В 1903–1904 гг. Иосиф Иванович Биль исполнял поручения по производству опытов обработки руд Зыряновского рудника. В 1905 г. за упразднением должности чиновника для особых поручений Главного управления Алтайского округа был причислен к Кабинету с откомандированием в распоряжение начальника округа. С 1908 по 1910 гг. И. И. Биль исполнял обязанности районного инженера в распоряжении начальника округа. В период с 1905 по 1910 гг. неоднократно исполнял обязанности помощника начальника округа по горной части, временно исполнял обязанности начальника Алтайского округа и состоял на должности помощника начальника округа.

Занимался Иосиф Иванович и научно-исследовательской деятельностью. Он являлся членом «Общества любителей исследования Алтая» и некоторое время был его председателем. В 1894 г. им был прочтен обширный доклад: «О поисках железа и каменного угля в Томском округе», ставший результатом его двухлетней работы и исследований, производившихся по поручению начальника Алтайского округа. Результатом его деятельности по строительству колесной дороги на Чуйском тракте стало издание работы: «О проведении колесного пути от Онгудая до Кош-Агача по так называемому Чуйскому тракту». Во второй половине 1890-х гг. И. И. Биль занимался преподаванием маркшейдерского искусства в Барнаульском окружном училище.

В октябре 1910 г. действительный статский советник И. И. Биль был уволен со службы и покинул Алтай.

В одном из писем начальнику Алтайского округа Василию Прокопьевичу Михайлову И. И. Биль написал такие строки: «Позвольте высказать, что я, прощаясь с Алтаем, но привыкнув к нему и полюбив его, не могу не пожелать ему процветания, к чему имеются все задатки, хотя для этого требуется время, но я уверен, что Ваша предстоящая деятельность именно послужит этому прекрасным началом. Я уверен, что Вам хватит сил и энергии справиться со всеми трудностями, которых нельзя не видеть и, предвидя созидание лучшего будущего, радуюсь за Вас, и за Ваших сослуживцев, признаться, не без сожаления, что мне вместе с ними и с Вами в этом не придется принимать участия. Да поможет Вам Господь Бог. Остаюсь искренне уважающий Вас Ваш покорный слуга Биль».

Источник:

Бабарыкин, Б. В. 170 лет со дня рождения горного инженера и технического руководителя строительства первого колесного Чуйского тракта И. И. Биля (1852 — после 1910) // Алтайский край, 2022 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул, 2021. — С. 53-56 : ил. — Библиогр. в конце ст. (текст в формате PDF)