Борисов Алексей Николаевич (1889–1937)

2 февраля 1889 г.
Родился художник Алексей Николаевич Борисов

Алексей Николаевич Борисов, профессиональный художник, живописец, график, декоратор, педагог, член Союза советских художников, своей деятельностью он внес большой вклад в становление и развитие профессионального искусства на Алтае и, в частности, в Барнауле в 20–30-е годы ХХ в.

Родился А.Н. Борисов 2 февраля 1889 г. в Нижнем Новгороде в семье рабочего. Через год семья, в которой будущий художник был «по счету четвертым сыном», переехала в Ростов-на-Дону. Как впоследствии вспоминал Борисов, именно там пятилетним мальчиком он начал рисовать. С большим увлечением он рисовал Дон, расстилавшийся перед окнами их квартиры, пароходы с клубами дыма. В 1896 г., когда семья Борисова переехала в Феодосию, он часто бывал в доме И.К. Айвазовского, подолгу рассматривая картины известного художника. В 1897 г. Борисовы переехали в Харьков. Там Алексей окончил двухклассное церковно-приходское училище со специальным учительским отделением. В то время Алексея Борисова интересовала механика, и он поступил в Харьковское техническое железнодорожное училище. Но учиться не смог, так как у него обнаружилось тяжелое заболевание – порок сердца. Врачи предрекали будущему художнику дожить самое большее до 30 лет. Оставив училище, Борисов поступил на работу в контору инженера по установке холодильных машин. В своей автобиографии он писал: «В квартире инженера я нахожу в хламе этюды, писанные масляными красками. Я использую каждую возможность для просмотра этих этюдов. Меня захватывает живопись». В 1907 г. А.Н. Борисов поступил в Харьковскую школу рисования. Одновременно он являлся учеником декоратора в Харьковском оперном театре. Начало своей художественной деятельности сам Борисов относил к 1910 г., когда впервые принял участие в выставке учащихся харьковских художественных заведений. Годы учебы и становления А.Н. Борисова как художника проходили в сложное историческое время. Менялся общественный и политический строй. Через отца и близких ему друзей с 1905 г. Борисов стал принимать участие в работе харьковских революционеров. Поэтому в 1910 г., когда Борисов приехал поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, его не приняли из-за отсутствия справки о благонадежности, но разрешили посещать училище вольнослушателем. Около двух месяцев Борисов был слушателем училища, затем посещал частные студии художников Москвы – Рерберга, Машкова, Большакова.А в 1912 г. А.Н. Борисов переехал в Петербург, поступив в Императорскую школу Общества поощрения художников, директором которой в то время был Н.К. Рерих. В этой школе Борисов проучился до 1917 г. с полугодичными перерывами в 1913 и 1914 гг. Об этом периоде в своей автобиографии Борисов записал: «…работаю в эскизном классе у Рериха, по композиции и графике у Билибина, класс живописи у Рылова и по декорационной живописи у Химоны…» За декоративные работы Борисов несколько раз получал премии, а за работы по рисунку и живописи от педагогического совета школы был премирован поездкой по России для зарисовок памятников старины и быта. В 1915 г. после возвращения из поездки на Соловецкие острова, которые он выбрал местом своего путешествия, состоялась первая персональная выставка Борисова. Она проходила в школе Общества поощрения художников и являлась отчетом молодого художника о проделанной работе. Параллельно с обучением в школе ОПХ Борисов работал помощником декоратора в театрах Петербурга: театре Музыкальной драмы, Малом театре, театре «Паласс».

В период февральской революции проявились организаторские способности А.Н. Борисова. Он организовал в школе ОПХ представительство в педагогическом совете, входил в состав совета учебных художественных организаций Петербурга. В 1917 г. Борисов был прямым свидетелем октябрьских событий у Зимнего дворца. В этот период он с бригадой молодых художников оформлял демонстрации рабочих, расписывал знамена для Путиловского завода. Напряженная работа и голод резко ухудшили состояние здоровья Борисова. В связи с этим по его просьбе комиссар изобразительных искусств Д.П. Штеренберг дал свое согласие на выезд Борисова из Петербурга на Алтай.

«По приезде на Алтай я попадаю в гущу борьбы Каракорумского уезда за независимость против белого офицерства, мне удается проехать Улалу, и я поселяюсь в селе Элекмонар, где отдаюсь писанию этюдов», – записано в автобиографии художника. Осенью 1918 г. А.Н. Борисова пригласили читать лекции по рисованию в Высшем начальном училище и Учительской семинарии в селе Чемал. С этого момента началась его долгая и плодотворная педагогическая деятельность. В должности преподавателя рисования он оставался до 1922 г. А с приходом партизанских отрядов работал в них культработником, ставил с партизанами пьесы, оборудовал по селам сцены и организовывал драматические кружки. В это время Борисов являлся членом Волревкома, а также заведовал школой в селе Чемал. В 1923 г. коллектив Барнаульской школы имени III Коминтерна пригласил его на должность преподавателя рисования и ручного труда. А.Н. Борисов принял приглашение и переехал в Барнаул. Совместно с учащимися школы три года (1923–1925) он декорировал городской театр к торжественным заседаниям. Несмотря на сложное время, Борисов в 1923 г. организовал в Барнауле художественную студию. Он выступал инициатором объединения художников города и края, постоянно говорил о необходимости художественного воспитания народа, о создании художественного музея. Борисов неоднократно выступал в местной печати с предложениями проведения публичных лекций по искусству, организации библиотеки для художников. В 30-е годы ХХ в. у него учились будущие художники Ф. Филонов, Л. Нарицын, П. Будкин, а около студии группировались и самостоятельно выступали на выставкахтакие художники, как С. Беседин, А. Мекаев, М. Сорокин, В. Черепанов, Я. Явцев и другие. А.Н. Борисов умело сочетал свой художественный талант с педагогической деятельностью. По воспоминаниям дочери художника Людмилы Алексеевны Борисовой (Платуновой), везде, где он мог, перед учениками художественной студии, колхозниками, учителями и студентами, всегда выступал с лекциями, пропагандируя высокое искусство. С 1928 по 1933 г. Борисов преподавал в Барнаульском педагогическом техникуме, а с 1933 г. до конца своей жизни – в Барнаульскомучительском институте. После возвращения из Новосибирска, под впечатлением съезда художников 1927 г., А.Н. Борисов организовал в Барнауле отделение общества художников «Новая Сибирь». Самого Борисова избрали секретарем этого творческого объединения. В 1930 г. состоялась первая выставка картин общества, на которой художник показал 30 работ.

Давняя увлеченность театром у А.Н. Борисова с годами не прошла, а только окрепла. Опыт работы декоратором в крупных театрах страны пригодился ему в работе в театрах Барнаула, Красноярска. В Барнауле он был декоратором в Летнем театре ГубОНО и затем в возникшем здесь Барнаульском городском театре. С 1931 г. он являлся членом репеткома по приему спектаклей в театрах и клубах города, а затем членом горЛИТО г. Барнаула по приему художественной продукции и, если не оформлял спектакли, то всегда бывал на генеральных репетициях и премьерах. На основе сохранившихся эскизов декораций художника к операм М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», А.С. Даргомыжского «Русалка» и других видно, что Борисов опирался на реалистические традиции сценического оформления, сложившиеся на рубеже XIX–ХХ вв. и развивал их. Он создавал конкретные, характерные, жизненно достоверные образы. Его система декоративного оформления спектаклей была основана на глубоком проникновении в сущность произведения, на эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, цвета. Его работы отличаются высокой живописной культурой, умением передать стиль и характер искусства различных эпох.

Несмотря на то, что общественная и педагогическая работа занимала много времени у А.Н. Борисова, он оставил после себя большое творческое наследие (около 700 произведений живописи, графики, эскизов декораций). Тематика его произведений была разнообразна. Это пейзажи, портреты современников, серии работ, посвященные партизанскому движению на Алтае, теме индустриализации и коллективизации в стране. Художник шел в ногу со временем. К сожалению, после смерти Борисова большая часть его наследия была утеряна. Практически все из известных нам сохранившихся работ художника находятся сейчас в Государственной художественном музее Алтайского края (около 50 произведений живописи и графики). Эти работы свидетельствуют, что А.Н. Борисов был не только знаком со всем новым, что возникало в искусстве рубежа XIX–ХХ вв., но и совершенствовал свое творчество в русле этих тенденций, тем самым обогащая искусство Алтая. В духе строгой реалистической школы выполнены такие значительные произведения Борисова, как «Портрет жены в черном» (1919), «Портрет жены у берез» (1920), «Автопортрет» (1935), в которых через конкретный образ художник отображал окружающую его действительность.

Прекрасный психолог, Борисов стремился передать в портретах не внешний, а духовный облик. Уникальной по тематике и ее воплощению для искусства Алтая стала картина 1927 г. «Интеллигенция на Алтае в 1919 году (Красные призраки)». В этой работе художник использовал язык символизма. Картина не содержит готовых ответов, она наводит на размышление. Пластическая ясность и простота светотеневой проработки формы, выразительный силуэт, четкая линия, психологическая точность и ясность образа характерны для графических работ Борисова. За всю свою творческую жизнь А.Н. Борисов неустанно и тщательно на холсте, отдельных листах, в блокнотах и альбомах изображал все, что казалось ему примечательным, поражало глаз и воображение. Неутомимый путешественник, любознательный исследователь, Борисов жадно интересовался всем увиденным. Его работам присуща своя особая выразительность, трепетность и поэтичность, достоверность свидетельства очевидца.

Умер Алексей Николаевич Борисов от сердечного приступа 21 ноября 1937 г. в Барнауле в возрасте 48 лет. Сохранилось завещание художника, написанное им в 1919 г.: «…работая во имя искусства, питайся им духовно и телесно, ни на пядь не уступая своих идеалов для денег. Не стремись к наживе через искусство и не проводи дня, не проработав двух часов во имя искусства». Этих принципов А.Н. Борисов придерживался всю жизнь.

Велика роль А.Н. Борисова в формировании и становлении профессионального искусства на Алтае в 20–30-е годы ХХ в., в развитии художественного образования в Барнауле. Творческое наследие художника является неотъемлемой частью алтайского и сибирского искусства. А люди, лично знавшие А.Н. Борисова, помнят его как человека преданного своему делу, интеллектуального, с высокими нравственными идеалами.

 Е. И. Дариус

Литература

Каталоги персональных выставок

  • Выставка работ художника Алексея Николаевича Борисова, члена Союза советских художников за 25-летний период художественной деятельности: Кат. / [Автобиогр. заметки А. Борисова]. Барнаул: Красный Алтай, 1936. 15 с. : портр.
  • Путеводитель-каталог: Посмертная выставка картин художника Алексея Николаевича Борисова за 26-летний период его художественной деятельности. Барнаул: Алт. правда, Б. г. 6 с.

Статьи и выступления А.Н. Борисова

  • На борьбу за новый быт // Красный Алтай. 1923. 23 окт.
  • Открытое письмо барнаульских художников // Красный Алтай. 1924. 15 нояб. Подпись: Секция ИЗО.
  • Первый сибирский съезд художников: [Материалы съезда. Новосибирск, 3–6 янв. 1927 г.] // Сибирские огни. 1927. № 3. С. 204–231.
     Стенограмма выступлений А.Н. Борисова, с. 217, 222.
  • О барнаульских художниках // Красный Алтай. 1936. 21 марта.
  • О барнаульской изостудии // Красный Алтай. 1937. 21 янв.
  • О художественном оформлении города [Барнаула] к Первому мая // Красный Алтай. 1937. 23 апр.

О нём

  • Рабкоры о выставке картин / Уваров и др. // Красный Алтай. 1930. 2 февр.
  • Критский С. С выставки картин // Красный Алтай. 1930. 7 февр.
    Две вышеназванные публикации посвящены выставке барнаульской группы общества «Новая Сибирь», в т. ч. работамА.Н. Борисова.
  • К выставке работ художника Борисова // Красный Алтай. 1936. 24 июня.
  • Выставка картин художника Борисова // Советская Сибирь. 1936. 22 сент.
  • Выставка работ художника Борисова // Алтайская правда. 1938. 27 янв.
  • Снитко Л. Он пел Алтай // Алтайская правда. 1966. 5 нояб.
  • Выставки советского изобразительного искусства: Справочник. Т. 2. 1933–1940 гг. М.: Сов. художник, 1967. 582 с.
    А.Н.Борисов, с. 56, 195.
  • Борисов А.Н. // Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. М., 1972. Т. 2. С. 35.
  • Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1974. 144 с.
    А.Н. Борисов на съезде художников Сибири, с. 83, 104.
  • Попов В.Л. Мы – коминтерновцы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1976. 55 с. Из содерж.: Мы рисуем. С. 30–34.
    О школе им. III Коминтерна в Барнауле и учителе рисования А.Н. Борисове.
  • Снитко Л.И. Художественная жизнь советского Алтая (10-30-е годы) // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1977. С. 5–14.
  • Советская живопись, 1917–1958: Кат. / Алт. краев. музей изобразит. и приклад. искусств; Сост. Н.Н. Феденева, Н.В. Яловега. Барнаул, 1982. 40 с. Из содерж.: Борисов А.Н. С. 7–8.
  • Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств: Кат.: Живопись. Графика. Скульптура. Декоратив.-приклад. искусство / Авт. вступ. ст. Л.И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983. 179 с.: ил.
    А.Н. Борисов, с. 5, 71–72. 113.
  •  Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.: ил.
    А.Н. Борисов, с. 40–43, 44, 45, 139.
  • Попов В. «Алтай – моя вторая родина»: (К 95-летию со дня рождения А. Борисова) // Алт. правда. 1984. 1 февр.: портр.
  • Галкина И. [Информация о выставке «Становление профессионального искусства на Алтае», в том числе о работах А. Борисова, Барнаул] // Художник. 1985. № 9. С. 30.
  • Галкина И. Первые художники Алтая // Алт. правда. 1985. 19 февр.
    О выставке «Становление профессионального искусства на Алтае».
  • Борисов А.Н. Портрет жены в черном //Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств: [Открытки]. М., 1988. Вып. 3.
  • Борисов А.Н. // Персональные и групповые выставки советских художников, 1917–1947: Справочник. М., 1989. Т. 1. С. 78, 92, 99. Библиогр.
  • Шишин М.Ю. Жизнь и творчество художника Борисова // Искусство Алтая. Барнаул, 1989. С. 55–66: ил., портр., фот. Библиогр. в примеч.: с. 126.
  • Попов В. Тень учителя // Алтайская правда. 1989. 11 февр.
  • Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Алтайский край / Авт.-сост. Л.С. Рафиенко; НИИ культуры. М., 1990. 113 с. Из содерж.: Могила А.Н. Борисова [Барнаул]; Здание школы в с. Чемал, где работали А.Н. Борисов и А.В. Анохин. С. 80, 110.
  • Галкина И. «Красные призраки» и другие // Молодежь Алтая. 1991. 13 сент. (№ 37). С. 8.
    О новой выставке «Первые художники Алтая» в Барнауле, в т. ч. о картине А.Н.Борисова «Красные призраки».
  • Степанская Т.М. Борисов А.Н. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 81: портр.
    Ошибочно указана дата рождения (Ред.).
  • Царева Н. Дыхание истории в трех картинах // Алтайская правда. 1999. 27 марта.
    О картинах А.Н. Борисова на выставке, посвященной 40-летию Государственного художественного музея. Алтайского края.
  • Степанская Т.М. Борисов А.Н. // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. С. 55: портр.
    Ошибочно указана дата рождения ( Ред.).
  • Государственный художественный музей Алтайского края: Из художеств. наследия Алтая: [Альбом] / Гос. Третьяков. галерея. М.: Сканрус, 2000. 79 с.: ил.
    А.Н. Борисов, с. 28–29, 66, репрод. на с.60.
  • Дариус Е.И. Декорационные работы А.Н. Борисова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Художественная культура Сибири и Алтая: История и современность: Сб. материалов науч. конф. и семинаров 1998–2000 гг. Барнаул, 2001. С. 60–63. Библиогр. в примеч.: с. 63 (7 назв.).

 Документальные источники

  • Научный архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Ф. V. Личный фонд художника А.Н. Борисова. 15 ед. хр.
  • Художники Алтая: Биобиблиогр. слов. / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова; Сост. М.Л. Борцова и др. Барнаул, 1993. Рукопись

Источник информации: Барнаульский хронограф. 2004 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2003. С. 13-17.