Бралгин Юрий Егорович

Юрий Егорович Бралгин родился 26 июня 1939 г. в с. Мормыши Романовского района Алтайского края. После службы в армии, поступил в Иркутское художественное училище, затем в Дальневосточный институт искусств в г. Владивостоке, после окончания которого возвратился на Алтай. С 1966 г. он живет и работает в Бийске.

Экзотика Горного Алтая захватила молодого автора. Он постоянно выезжает на чабанские стоянки, много рисует, наблюдает. Проявляет себя как автор, работающий в разных жанрах. Его интересует событийность – повседневный труд, национальные обряды и обычаи. Так возникают жанровые работы, многоречивые и повествовательные, не лишенные легкого юмора и доброго авторского отношения. Художник работает как в живописных, так и в графических техниках. От работы к работе разворачивается картина жизни современного художнику Горного Алтая: «Обед чабанов» (1978), «Выездной медпункт» (1987), «Заготовка сена» (1987) и др. Постепенно жанровые работы превращаются в работы-размышления, в них усиливается элемент лиризма и появляется философский подтекст. Теперь художник смотрит на своих героев не «со стороны», он проникается их чувствами, их заботами и постигает их характер и масштаб мироотношения. В концепцию образа человека вплетается неотъемлемым звеном и организующим началом природа. Так возникают работы «Песня» (1987), «Лирическое настроение» (1987), «Спящий пастушок» (1999) и др.

В самом начале творческого пути наблюдается стремление художника уйти от копирования натуры и найти свой собственный индивидуальный стиль выражения. Художник смело компонует пространство, виртуозно владея линией. Ярким примером этому может служить одна из ранних работ – «Мое детство» (1975). Стремление к стилизациям, неустанный поиск формы – это творческий почерк Ю. Е. Бралгина. Характер его быстрых зарисовок отражается в его узнаваемом стиле. Работы мастера поражают живостью языка, завораживают красотой линий, цельностью композиции и стилевым единством.

На современном этапе творчества его композиции приобрели качественно иной характер. Художник тщательно отбирает детали для своих многофигурных или лаконичных работ. В его произведениях усилились лирическое, эпическое и философское начала, кажется, каким-то образом, соединившись. Все прежние темы: «Будущий чабан», «Алтайская семья», «Алтайская стоянка», «В юрте», «Молодые», «Алтайская красавица» звучат по-новому, именно благодаря выверенной стилистике работ и виртуозному чутью в использовании разных техник для воплощения образов. Так в «хоровых» композициях усиливается эпическое начало, больше проявляется многоголосие, автор усиливает прием условности, намеренно нарушая масштаб.

Таким образом, уходя от реальных масштабов и форм, художник делает более фактурным свое повествование, плоскостные, предельно заполненные деталями композиции насыщает глубинным содержанием переплетающихся смыслов, где взаимодействуют прошлое и настоящее, эпос и реальность, характерно-национальное и индивидуальное.

Другой найденный тип композиции – композиция-знак. Это проявляется в изображениях двух человеческих фигур – «знак-двое» («Двое», «Молодые», «Молодожены»). Динамика чувства, эмоциональная выразительность передана через доминантную линию, рисунок. Во всем этом не суетность, а суть, человеческая мудрость.

Неустанный поиск выразительных средств привел автора к другому виду искусства – декоративно-прикладному. Ю. Е. Бралгин занимается росписью по камню, на овечьих шкурах, бересте и др. Данный поиск обогатил художника видением новых возможностей живописных и графических техник. Так, в живописных пейзажах, выполненных с применением приема монотипии, появилось ощущение фактуры древесной коры, нового живописного объема, живописной иллюзорности. Обогатилась живописная палитра. Многозначность и глубина пейзажного образа возникла в результате применения эффекта случайности при нанесении цветовых пятен. В одной композиции соседствуют условные и абстрактные детали. Композиции красивы в цвете и в техническом исполнении («Царица Алтая», «Зимний сюжет», «Зима», «На перевале»).

Пожалуй, главная тема творчества Ю. Е. Бралгина – тема «Человек и мир». Как человек отражается в окружающем, и как мир, как в зеркале отражается в человеке. Такое понимание мира и человека отражено в композициях разных лет, где человек наедине с природой – «Рыбак», «Чабан», «Спящий пастушок», «Ваня Чоконов», «Лирическое настроение».

Живописец и график Ю. Е. Бралгин внес значительный вклад в развитие алтайского искусства, продемонстрировав профессиональный и творческий уровень своих работ на многочисленных выставках самого высокого ранга. Художник принимает участие в зональных, региональных, всероссийских выставках с 1973 г. С 1968 г. его работы экспонируются на краевых выставках. Персональные выставки Ю. Е. Бралгина проходили в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Рубцовске, Томске, Новосибирске, Новокузнецке.

В 1975 г. Ю. Е. Бралгин был принят в Союз художников России.

В 1995 г. Ю. Е. Бралгин стал лауреатом премии Демидовского фонда Алтайского края, в 2004 г. – лауреатом премии Алтайского края в области изобразительного искусства.

Произведения этого мастера хранятся в Музее искусства народов Востока (Москва); в Новосибирской картинной галерее; в Республиканском краеведческом музее им. А. В. Анохина (Горно-Алтайск); Государственном художественном музее Алтайского края, в галерее «Кармин» С. Г. Хачатуряна (Барнаул).

Л. Н. Лихацкая

ЛИТЕРАТУРА

Каталоги персональных выставок

Юрий Бралгин: Живопись. Графика / Отд. культуры Бийск. горисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР, Бийск. краевед. музей им. В. В. Бианки; вступ. ст. В. Эдокова. Бийск, 1978. 29 с.: ил., портр.

Юрий Бралгин: Живопись. Графика / Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР; сост.и авт. вступ. ст. Л. И. Леонова. Барнаул: РИО, 1989. 33 с.: ил., портр.

Ю. Бралгин: живопись, графика, прикладное искусство / Бийск. произв.-коммер. центр. Бийск, [1995]. 1 с.

Юрий Бралгин: Живопись. Графика. Роспись по речному камню. Роспись по овчине: кат. / Ком. по культуре и туризму Алт. края, Упр. культуры адм. г. Бийска, Краев. Союз художников РФ и др.; [вступ. ст. Е. Вишнякова]. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1999. 80 с.: цв. ил.

Литература о жизни и творчестве 

О присвоении почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации»: Указ Президента Рос. Федерации от 06.01.1994 г. № 39 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 109. С. 162.
В т. ч. – Ю. Е. Бралгину.

О присуждении премий Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества: постановление Администрации края от 21.09.2004 г. № 469 // Алтайская правда. 2004. 30 сент.
В числе других премия присуждена Ю. Бралгину за серию работ об Алтае.

Ю. Бралгин / вступ. ст. Н. Яловега. Барнаул, 1980. 16 с.: ил. (Живописцы Алтая).

Бралгин Юрий Егорович // Художники Алтая. Барнаул, 1980. C. [23–26]: портр., ил.

Красноцветова, Л. Г. Современная алтайская живопись // Искусство Алтая. Барнаул, 1989. С. 79-103. Из содерж.: [Ю. Бралгин]. С. 90–91.

Прибытков, Г. От энтузиастов-одиночек до творческого коллектива Союза художников: к истории развития изобразит. искусства в г. Бийске. Бийск, 1990. 71 с. – Из содерж.: [Бралгин Ю. Е.]. С. 48, 50–52, 64, 66.

Лихацкая, Л. Н. Бралгин Юрий Егорович // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1996. Т. 2. С. 83.

Семоненков, И. Рисунки на камнях // Бийск. 1996. № 4. С. 13–15: ил. [с. 12, 14–15, 3-я с. обл.]

Новикова, Л. Бралгин Юрий Егорович // Бийск. 1999. № 7. С. 49: ил.

Бралгин Юрий Егорович // Художники Алтая, ХХ век. Барнаул, 2001. С. 19, 21, 24, 27, 50-51: портр., ил. Текст парал.: рус., англ. яз.

Бралгин Юрий Егорович // Алтай. XXI век: Имена. Дела. Судьбы: кто есть кто. Барнаул, 2006. Т. 3. С. 174–175: цв. репрод.

Родионов, А. Художник симметричный миру // Сибирские огни. 2006. № 5. С. 188–189: ил. на 2-й и 3-й с. обл.

Бралгин Юрий Егорович // Коллекция Сергея Хачатуряна, XX–XXI вв.: каталог-альбом. Барнаул, 2007. С. 132–134: репрод.

Усанова, А. Л. Народное искусство как источник художественной выразительности в творчестве алтайских художников в 60–70-годы XX века // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий. Барнаул, 2007. С. 541–543. Библиогр.: с. 543 (9 назв.).
В т. ч. Ю. Е. Бралгин.

* * *

Бралгин Юрий Егорович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2005. Т. 1. А–Л. С. 91–100: портр., репрод. между с. 224–225.

Источник информации: Алтайский край. 2009 г.: календарь знаменательных и памятных дат. — Барнаул, 2008. — С. 32-35.