Будни Барнаульской женской гимназии

Повседневная жизнь Барнаульской женской гимназии (по материалам дневника Н. Ф. Шубкина)

В августе 1877 г. в Барнауле была открыта женская прогимназия, в 1900 г. она была преобразо­вана в гимназию. В Барнаульской женской гимназии с 1907 г. преподавал литературу и русский язык Николай Феоктистович Шубкин. В годы преподавания в женской гимназии он вел дневник. «Я уже пятый год педагогом. Немало тяжелых минут пришлось мне пережить в связи с этой деятельностью. Но все-таки я люблю это дело. Люблю свой предмет — словесность и желал бы быть хорошим учителем, полезным для своих учениц. Пусть же этот дневник помогает мне разобраться в моей работе, Пусть копит он крупицы опыта, которые часто затериваются и забываются без всякого следа».

Валентина Андреевна и Николай Феоктистович Шубкины

Выдержки из дневника были опубликованы в журнале «Новый мир» (1984, № 4), а в 1998 г. в Петер­бурге вышло отдельной книгой полное издание дневника. Оригинал дневника хранит­ся в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Этот уникальный документ позволяет нам живо представить будни провинциальной дореволюционной гимназии, прикоснуться к прошлому нашего города.

«Обучение в гимназии было платным: в первых четырех классах — 60 руб., в V-VII- 70 руб., в VIII (педагогическом) классе плата доходила до 80 руб. в год с ученицы. Плата за обучение вносилась вперед за полугодие. Такая плата была довольно высо­кой для большинства горожан. А ведь еще необходимо было покупать форму, учебни­ки, письменные принадлежности и т.п., все это часто создавало значительные трудно­сти для учениц из небогатых семей, особенно иногородних.

Предметы, преподававшиеся в женских гимназиях, делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились: закон Божий, русский язык (грамма­тика и знакомство с важнейшими произведениями словесности), математика, гео­графия всеобщая и русская, история, физика, иностранный язык (немецкий или фран­цузский), чистописание. В числе необязательных предметов были черчение, рисова­ние, гимнастика, музыка, пение, танцы.

Все ученицы гимназии обязаны были носить форму. О том как выглядела в то время форма гимназисток, можно судить по описанию современницы: «Красивая дама в черном платье показала нам два манекена. На обоих были одинаковые коричне­вые, с длинными рукавами платья, с прямыми воротниками-стойкой, на которых бе­лели подворотнички. На одном манекене черный сатиновый фартук на бретельках, на втором белый с оборками, карманов нигде не было». «Это ваша форма, – сказала нам дама, одна рабочая, а вторая торжественная. Чулки и ленты могут быть только коричневого или черного цветов. Волосы заплетать в косы или коротко стричь, но космы не распускать. Никаких украшений не надевать».

Учебный год делился на два полугодия с летними и рождественскими каникулами. Занятия шли шесть дней в неделю. Уроки начинались с 9 часов утра. Продолжитель­ность урока была больше, чем сейчас – 55 минут. Между уроками были пятиминут­ные перемены, между третьим и четвертым уроками, с 12 до 1230 – большая переме­на для обеда учителей и учащихся. Всего уроков было пять, они заканчивались в 230. По такому расписанию жили все гимназии страны.

В Барнаульской женской гимназии профилирующими были гуманитарные предметы. Например, по учебному плану 1914 г. на цикл гуманитарных дисциплин отводилось 138 часов в неделю – в два раза больше, чем на изучение математики, физики, природоведения и географии, вместе взятых. В гимназии преподавались иностран­ные языки, история, логика, психология, дидактика. Весьма важным считалась вы­работка красивого почерка (в гимназии была специальная учительница чистописа­ния), навыков грамотного письма, выразительного чтения.

При низкой зарплате нагрузка на учителей была весьма значительной. Рабочий день учителя гимназии обычно начинался с 8 часов утра. Обычной нагрузкой было 3-4 урока в день, 18-24 в неделю. Последний урок заканчивался в половине третье­го, однако после этого учитель не мог сразу идти домой. Нередко необходимо было поработать с отстающими, участвовать в подготовке различных мероприятий, в пе­дагогических советах и т.п. Домой преподаватели приходили около 4-5 часов дня. По праздничным дням учитель был обязан сопровождать учащихся в церковь и присутствовать на службе. Особенно тяжело приходилось словесникам – учи­телям русского языка и литературы, которым было необходимо проверять букваль­но горы письменных работ: «Ученические работы — это настоящий крест учителей русского языка. Ни по одному из других предметов нет такого количества письмен­ных работ… Ни у одного из преподавателей не отнимают они столько времени, зас­тавляя сидеть за ними целые вечера и посвящать этому почти все праздники».

Учащиеся того времени также практиковали списывание и использование шпаргалок. Неоднократно на страницах дневника Николай Феоктистович приводит такие случаи. За подобные проступки, так же, как и в наши дни, ставили единицы, вызыва­ли родителей для беседы.

Ученические вечера являлись частью повседневной жизни гимна­зии. Вот как Н. Ф. Шубкин описывает один из вечеров, не забыв при этом опять попенять на начальство: «Вчера состоялся ученический вечер, устроенный ученицами VI и VII классов. Сначала был спектакль, а потом танцы и игры. Спектакль сошел недурно и довольно весело; но пьеса была довольно пошленькая (выбор нашей на­чальницы, которая пьесу из крестьянской жизни, выбранную ученицами, забраковала). Еще хуже, пожалуй, была пьеса на недавно бывшем спектакле в частной гимназии… Вооб­ще дело развлечений учениц составляет у нас монополию начальниц».

Николай Феоктистович, присутствовавший по долгу службы на ученических вече­рах и активно участвовавший в подготовке большинства из них, на что нередко отни­малось у него много времени, писал: «Но все же ученические вечера, конечно, вещь необходимая. Какое оживление и непринужденное веселье царит на них! Так весе­литься может только молодежь… Любо посмотреть, какими веселыми, жизнерадос­тными парами носятся ряд за рядом наши ученицы. Везде заразительный смех, све­жие румяные лица».

Кроме вечеров, традиционным «внеклассным мероприятием» для учебных заведений были торжества по поводу юбилеев деятелей истории и культуры, которые обычно проводились по указке сверху: «Вчера отметили Ломоносовский юбилей. За несколько дней пришло распоряжение отпраздновать его и мне поручено было составить речь… Потом ученицы продекламировали «Школьника» и несколько од Ломоносова, к чтению которых я подготовлял их почти целую неделю, было и пение, а в заключение гимн, на исполнении которого настоял директор».

Литература

Шубкин Н. Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии: из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911-1915 гг. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1998. — 667 с.: портр.

Гончаров Ю. М. Будни барнаульской женской гимназии глазами учителя (по материалам дневника Н. Ф. Шубкина) // Краеведческие записки. — Барнаул, 2003. — Вып. 5. — С. 137-146: фот. — Библиогр. в примеч.: с. 145-146 (49 назв.).