Будни Барнаульской женской гимназии
Повседневная жизнь Барнаульской женской гимназии (по материалам дневника Н. Ф. Шубкина)
В августе 1877 г. в Барнауле была открыта женская прогимназия, в 1900 г. она была преобразована в гимназию. В Барнаульской женской гимназии с 1907 г. преподавал литературу и русский язык Николай Феоктистович Шубкин. В годы преподавания в женской гимназии он вел дневник. «Я уже пятый год педагогом. Немало тяжелых минут пришлось мне пережить в связи с этой деятельностью. Но все-таки я люблю это дело. Люблю свой предмет — словесность и желал бы быть хорошим учителем, полезным для своих учениц. Пусть же этот дневник помогает мне разобраться в моей работе, Пусть копит он крупицы опыта, которые часто затериваются и забываются без всякого следа».
Выдержки из дневника были опубликованы в журнале «Новый мир» (1984, № 4), а в 1998 г. в Петербурге вышло отдельной книгой полное издание дневника. Оригинал дневника хранится в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Этот уникальный документ позволяет нам живо представить будни провинциальной дореволюционной гимназии, прикоснуться к прошлому нашего города.
«Обучение в гимназии было платным: в первых четырех классах — 60 руб., в V-VII- 70 руб., в VIII (педагогическом) классе плата доходила до 80 руб. в год с ученицы. Плата за обучение вносилась вперед за полугодие. Такая плата была довольно высокой для большинства горожан. А ведь еще необходимо было покупать форму, учебники, письменные принадлежности и т.п., все это часто создавало значительные трудности для учениц из небогатых семей, особенно иногородних.
Предметы, преподававшиеся в женских гимназиях, делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились: закон Божий, русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произведениями словесности), математика, география всеобщая и русская, история, физика, иностранный язык (немецкий или французский), чистописание. В числе необязательных предметов были черчение, рисование, гимнастика, музыка, пение, танцы.
Все ученицы гимназии обязаны были носить форму. О том как выглядела в то время форма гимназисток, можно судить по описанию современницы: «Красивая дама в черном платье показала нам два манекена. На обоих были одинаковые коричневые, с длинными рукавами платья, с прямыми воротниками-стойкой, на которых белели подворотнички. На одном манекене черный сатиновый фартук на бретельках, на втором белый с оборками, карманов нигде не было». «Это ваша форма, – сказала нам дама, одна рабочая, а вторая торжественная. Чулки и ленты могут быть только коричневого или черного цветов. Волосы заплетать в косы или коротко стричь, но космы не распускать. Никаких украшений не надевать».
Учебный год делился на два полугодия с летними и рождественскими каникулами. Занятия шли шесть дней в неделю. Уроки начинались с 9 часов утра. Продолжительность урока была больше, чем сейчас – 55 минут. Между уроками были пятиминутные перемены, между третьим и четвертым уроками, с 12 до 1230 – большая перемена для обеда учителей и учащихся. Всего уроков было пять, они заканчивались в 230. По такому расписанию жили все гимназии страны.
В Барнаульской женской гимназии профилирующими были гуманитарные предметы. Например, по учебному плану 1914 г. на цикл гуманитарных дисциплин отводилось 138 часов в неделю – в два раза больше, чем на изучение математики, физики, природоведения и географии, вместе взятых. В гимназии преподавались иностранные языки, история, логика, психология, дидактика. Весьма важным считалась выработка красивого почерка (в гимназии была специальная учительница чистописания), навыков грамотного письма, выразительного чтения.
При низкой зарплате нагрузка на учителей была весьма значительной. Рабочий день учителя гимназии обычно начинался с 8 часов утра. Обычной нагрузкой было 3-4 урока в день, 18-24 в неделю. Последний урок заканчивался в половине третьего, однако после этого учитель не мог сразу идти домой. Нередко необходимо было поработать с отстающими, участвовать в подготовке различных мероприятий, в педагогических советах и т.п. Домой преподаватели приходили около 4-5 часов дня. По праздничным дням учитель был обязан сопровождать учащихся в церковь и присутствовать на службе. Особенно тяжело приходилось словесникам – учителям русского языка и литературы, которым было необходимо проверять буквально горы письменных работ: «Ученические работы — это настоящий крест учителей русского языка. Ни по одному из других предметов нет такого количества письменных работ… Ни у одного из преподавателей не отнимают они столько времени, заставляя сидеть за ними целые вечера и посвящать этому почти все праздники».
Учащиеся того времени также практиковали списывание и использование шпаргалок. Неоднократно на страницах дневника Николай Феоктистович приводит такие случаи. За подобные проступки, так же, как и в наши дни, ставили единицы, вызывали родителей для беседы.
Ученические вечера являлись частью повседневной жизни гимназии. Вот как Н. Ф. Шубкин описывает один из вечеров, не забыв при этом опять попенять на начальство: «Вчера состоялся ученический вечер, устроенный ученицами VI и VII классов. Сначала был спектакль, а потом танцы и игры. Спектакль сошел недурно и довольно весело; но пьеса была довольно пошленькая (выбор нашей начальницы, которая пьесу из крестьянской жизни, выбранную ученицами, забраковала). Еще хуже, пожалуй, была пьеса на недавно бывшем спектакле в частной гимназии… Вообще дело развлечений учениц составляет у нас монополию начальниц».
Николай Феоктистович, присутствовавший по долгу службы на ученических вечерах и активно участвовавший в подготовке большинства из них, на что нередко отнималось у него много времени, писал: «Но все же ученические вечера, конечно, вещь необходимая. Какое оживление и непринужденное веселье царит на них! Так веселиться может только молодежь… Любо посмотреть, какими веселыми, жизнерадостными парами носятся ряд за рядом наши ученицы. Везде заразительный смех, свежие румяные лица».
Кроме вечеров, традиционным «внеклассным мероприятием» для учебных заведений были торжества по поводу юбилеев деятелей истории и культуры, которые обычно проводились по указке сверху: «Вчера отметили Ломоносовский юбилей. За несколько дней пришло распоряжение отпраздновать его и мне поручено было составить речь… Потом ученицы продекламировали «Школьника» и несколько од Ломоносова, к чтению которых я подготовлял их почти целую неделю, было и пение, а в заключение гимн, на исполнении которого настоял директор».
Литература
Шубкин Н. Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии: из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911-1915 гг. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1998. — 667 с.: портр.
Гончаров Ю. М. Будни барнаульской женской гимназии глазами учителя (по материалам дневника Н. Ф. Шубкина) // Краеведческие записки. — Барнаул, 2003. — Вып. 5. — С. 137-146: фот. — Библиогр. в примеч.: с. 145-146 (49 назв.).